Экономика

МЫ СТАРАЕМСЯ ПРЕДУГАДАТЬ ПРОБЛЕМЫ, С КОТОРЫМИ ЭКОНОМИКА СТОЛКНЕТСЯ В БУДУЩЕМ

20 ноября
- На мой взгляд, деятельность и министерства в целом, и моих коллег, безусловно, направлена не столько на сохранение, сколько на развитие экономики. Для меня это совершенно очевидно. Мы сейчас пытаемся предугадать те проблемы, с которыми российская экономика может столкнуться через год, два или пять лет по мере стабилизации экономической ситуации, по мере развития внутреннего рынка и выхода российских предприятий на внешний рынок. Мы стараемся предугадывать эти проблемы и находить пути решения. Безусловно, необходимо смотреть вперед.
- Значит, Рубикон перейден?
- На мой взгляд, да, поскольку сейчас государство в значительной мере ушло из экономики. Это очевидный факт. Экономика стала работать сама, причем работать более эффективно, чем раньше. Если не произойдет никаких существенных потрясений, этот механизм должен развиваться стабильно и самодостаточно.
- Расскажите, пожалуйста, чего в этом году достигло Минэкономразвития.
- Во-первых, мы произвели модернизацию тарифной политики России. Смысл ее заключался в том, чтобы сделать тариф регулятором нормальных экономических обменов. То есть сформировать оптимальный уровень защиты внутреннего рынка там, где он нужен. А там, где не нужен, снизить таможенные пошлины до минимального уровня, чтобы стимулировать приток в Россию наукоемкого технологического оборудования.
Во-вторых, мы занимались развитием законодательства. Подготовили пять законопроектов, принятие которых может реально изменить ситуацию с регулированием внешнеэкономической деятельности в лучшую сторону. Это закон "О лицензировании экспорта и импорта", закон "О мерах по защите внутреннего рынка" и др.
В-третьих, мы фактически запустили механизм эффективной защиты рынка. Теперь в случае если какая-либо отрасль промышленности понесет ущерб от растущего импорта из третьих стран, она может (после выполнения определенных процедур) претендовать на защиту через увеличение тарифов, через квоты или при помощи других инструментов. Все это крайне важно, поскольку мы непременно должны иметь возможность противостоять нечестной конкуренции со стороны наших деловых партнеров. В этом году механизм наконец нормально заработал, и мы готовимся к его дальнейшему совершенствованию.
Четвертый момент: мы начали активный диалог с ВТО. Но - впервые в новейшей истории России - мы в этом диалоге опираемся не только на мнение правительства, но и привлекаем к выработке своей позиции представителей бизнеса и регионы. До этого ни одни международные переговоры не велись с учетом точки зрения бизнеса. Сейчас же это вошло в практику. К примеру, соглашение по стали с ЕС, другие торговые соглашения. Мы постоянно сверяем часы с российским бизнесом и с регионами.
- Президент называет вступление нашей страны в ВТО одной из приоритетных задач. Вокруг этой темы разгорелись нешуточные споры. Между тем большинству обычных людей непонятно, что реально принесет вступление в эту организацию для экономики страны.
- Вступление в ВТО - это реальный толчок для нашей экономики. Это в некотором роде взнос, который должен принести большие дивиденды. Другое дело, сумеем ли мы правильно ими воспользоваться. Членство в ВТО обеспечит нам доверие зарубежных партнеров, а следовательно, инвестиционную привлекательность, позволит нашим услугам и товарам проникнуть на внешний рынок, обеспечит приток новых товаров, а следовательно, снижение цен и повышение качества. Все это, несомненно, благоприятно отразится на жизни людей.
Приведу конкретный пример, касающийся Северо-Запада: еду я через российско- финскую границу в районе пограничного пункта Торфяновка. Я простоял пять с половиной часов, водители фур там стоят сутками! А на финской стороне надо стоять 15- 20 минут. Это и есть упрощение таможенных процедур.

- Президент недавно заявил, что Россия не намерена вступать в ВТО на "нестандартных" условиях. Чего добивается страна на переговорах с этой организацией?
- Мы добиваемся того, чтобы к России не предъявлялись дополнительные требования. В конечном итоге мы добиваемся, чтобы условия присоединения позволили России на равных основаниях работать в этой международной структуре. На данный момент мы ведем двусторонние переговоры с отдельными членами ВТО. Например, Грузия обуславливает свое согласие на присоединение России к ВТО решением визовых проблем. Панама хочет, чтобы мы с ней заключили соглашение о морском судоходстве. Все это не имеет отношения к ВТО. Именно это и есть нестандартные условия, которые мы стремимся избежать.
Есть еще одна важная сторона наших переговоров. Дело в том, что для вступления нужно приобрести своеобразный "входной билет". Плата за него - это, во-первых, приведение законодательства в соответствие с нормами ВТО; во-вторых, фиксация импортных тарифов на определенном уровне. А это значит, что после присоединения мы не сможем увеличивать ставки тарифов, о которых договорились. И наконец, мы не сможем ухудшать условия доступа иностранных поставщиков услуг, то есть банков и страховых компаний на наш рынок. Высокая это плата или низкая, выяснится в конце переговоров.
- Некоторые политики и представители деловых кругов утверждают, что вступление в ВТО непременно приведет к апокалипсису. Говорят о катастрофическом росте безработицы, падении производства и вовсе о развале страны. Насколько обоснованны такие прогнозы?
- Наши оппоненты утверждают, что все эти прогнозы подтверждены научными исследованиями. Месяц назад мы попросили их предоставить эти работы в наше распоряжение. К сожалению, ничего, кроме митинговых страстей, мы пока не увидели. Поэтому трудно судить, на основе каких фактов эти заключения делаются. Мы готовы к диалогу с каждым, кто представит грамотные и аргументированные основания, согласно которым мы не должны вступать в ВТО.
- И все-таки есть ли основания для пессимистических настроений?
- Я думаю, что таких оснований нет по одной простой причине: с момента присоединения к ВТО ничего не изменится, кроме того что у нас появится прогрессивное законодательство в области внешнеэкономических отношений, которое уже благополучно применяется в 142 странах мира. А снижение импортных пошлин приведет к резкому росту платежей в бюджет. Это уже доказано. Первые результаты мы получим уже через 3-4 года после присоединения.
- Сколько времени, по вашему мнению, займет процесс присоединения к ВТО?
- Для нас приоритетом скорейшее вступление любой ценой не является. Мы просто стремимся добиться наиболее выгодных условий для России. А достижение приемлемых условий может занять определенное время. Но я считаю, что затягивать этот вопрос нет смысла, поскольку сейчас в мире сложилась достаточно благоприятная ситуация и глупо было бы ею не воспользоваться.
- Какие изменения нужно внести в таможенный кодекс, чтобы он не стал препятствием для вступления в ВТО?
- Буквально на днях правительство утвердило вариант, подготовленный ГТК совместно с Минэкономразвития. Он существенно отличается от действующего и полностью учитывает все нормы ВТО. Речь идет о процедуре оценки товара, правилах разрешения споров между декларантами и таможней и многие другие. Насколько удачно решены эти проблемы, покажет время. Мы сделали все, что смогли.
- Насколько мне известно, до конца года планируется внести на рассмотрение законопроект "О сертификации", который тоже существенно отличается от действующего.

- Цель этого закона - реальная защита потребителя, предоставление ему качественных товаров. Кстати, рынка услуг он не коснется. А для производителя принятие этого закона обернется повышением ответственности за некачественную продукцию. Сейчас, к примеру, если вы съедите некачественный пирожок и, не дай бог, отравитесь, вам некуда пойти. А с принятием этого закона все будет по-иному.
- В конце ноября запланированы переговоры с министерством торговли США, на которых речь пойдет об экспорте российской стали. Каковы шансы на успех?
- Определенные шансы у нас, несомненно, есть. Мы понимаем, что, если доступ на рынок США будет еще больше ограничен, это существенно ухудшит положение наших предприятий, принесет реальные потери. С другой стороны, это может вызвать "эффект домино". То есть на санкции США адекватно ответит ЕС, и все может кончиться большим международным кризисом. Совместно с правительством США мы стараемся найти приемлемый для нас вариант защиты американского рынка. Кроме того, мы подали заявку на предоставление России статуса страны с рыночной экономикой, что в случае успеха принесет нам больше возможностей для доступа на рынок США. И наконец, мы ведем многосторонние переговоры с участием США и ЕС в рамках организации экономического сотрудничества и развития по вопросу урегулирования проблемы перепроизводства стали. Чем они закончатся, пока сказать трудно, но мы настроены оптимистически. Подготовила Валерия БРАГИНСКАЯ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+2