Город
ВЛАДИМИР ВЬЮНОВ, НАЧАЛЬНИК СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕНЯ НЕ ПУГАЕТ
22 ноября
- Какова была ваша первая реакция на предложение возглавить Северо-Западное таможенное управление?
- О новом назначении я, естественно, узнал у своего непосредственного начальника - Виктора Васильевича Черкесова. В тот день я, как обычно, зашел к нему с докладом о состоянии дел в округе. После этого Виктор Васильевич попросил меня остаться для серьезного разговора. Его суть сводилась к тому, что президент России принял решение о моем назначении начальником Северо-Западного таможенного управления. Я был доверенным лицом Путина на выборах и очень его уважаю. Поэтому у меня и не возникло никаких колебаний по поводу ответа на предложение.
Северо-Западное таможенное управление входит в систему таможенных органов Российской Федерации и является одним из ведущих структурных подразделений этого федерального органа. Это решение президента, значит, так надо. А ответственность, которую мне предстоит на себя взять, меня не пугает. Знания и опыт, приобретенные за годы службы, позволят руководить таким сложным организмом, как СЗТУ.
- Кстати, об опыте. Что вами будет востребовано в большей степени на новом посту: служба в пограничных войсках или работа в аппарате полпреда?
- Конечно же, опыт работы в полпредстве. Я работал практически со всеми структурами, в которых носят погоны: Ленинградским военным округом, Балтийским и Северным флотами, тремя группировками погранвойск, ФСБ, ГУИН, налоговой полицией, органами внутренних дел и, естественно, с таможней, особенно калининградской. Эта работа позволила мне приобрести опыт координации деятельности по тем или иным вопросам.
В должности начальника СЗТУ этот опыт мне пригодится для укрепления взаимодействия, для выделения тех главных задач по наведению порядка, которые будут требовать консолидации усилий различных ведомств. Мне легче будет организовывать взаимодействие таможенных органов с другими силовыми структурами, так как они меня знают и я их всех знаю, знаю задачи, которые они решают. Это, прямо скажем, бесценный опыт.
- Не могли бы вы в таком случае оценить состояние дел и организацию работы в СЗТУ на сегодняшний день?
- Северо-Западное таможенное управление - это сложная структура с большими людскими ресурсами, в которой все организовано в масштабе федерального округа. Одним из важнейших условий нормального функционирования такого организма является четкая скоординированность различных подразделений. В этом отношении у СЗТУ есть слабое место - Калининградская область. Ее эксклавное положение и особые экономические условия развития требуют более четкой организации таможенного дела в области. Еще год назад калининградская таможня вообще являлась обособленной от СЗТУ структурой, подчиняясь напрямую руководству ГТК РФ. В настоящее время этот недостаток устранен. Тем не менее остаются отдельные вопросы, которые нужно до конца изучить и привести организационно-штатную структуру таможенных органов данного региона к нормальному виду и соответствующему рабочему состоянию.
Необходимо обратить пристальное внимание на деятельность пока еще молодых, но уже сформировавшихся структурных подразделений ГТК России, являющихся субъектом оперативно-розыскной деятельности, - это оперативные таможни и службы собственной безопасности. Эффективность работы этих структурных подразделений еще низка, а их взаимодействие с другими правоохранительными органами требует совершенствования. Ну как может, скажите, командир, в данном случае начальник таможенного управления, работать без разведки, без оперативного обеспечения? Оперативная таможня должна давать ему информацию, которую он в свою очередь должен реализовывать. Тогда можно говорить об эффективности такой деятельности.
Еще один вопрос, который, по моему мнению, остается недоработанным, - это межведомственное взаимодействие. По опыту работы в аппарате Виктора Васильевича Черкесова могу сказать, что в Северо-Западном таможенном управлении недостаточно проработаны вопросы взаимодействия с другими правоохранительными органами. Реальность такова, что СЗТУ было бы целесообразней в более тесном контакте работать с такими ведомствами, как Главные управления МВД и ФСНП России по СЗФО, территориальные подразделения ФСБ России, пограничные войска, налоговые органы, так как эти структуры по специфике работы наиболее причастны и близки к деятельности таможни.
Это позволит не только успешно контролировать перемещения товаров через границу, но и в полном объеме отслеживать дальнейшую судьбу грузов через внутренние таможни. Задача состоит в том, чтобы грузы, которые пришли на таможенную границу, с этими же правильными документами, с этим же количеством товара пришли и во внутреннюю таможню. А вот этого мы как раз зачастую и не наблюдаем. Могу перечислить много случаев, когда во внутренние таможни фуры с грузами просто не доходили!
Если оценивать эту ситуацию в целом по округу, то более благополучная обстановка наблюдается на севере, а хуже всего дела обстоят в центре, особенно на постах пропуска "Торфяновка", "Брусничное", в Морском порту Санкт-Петербурга, на Себежском и Печорском направлениях.
- Наметили ли вы уже для себя задачи, которые будете решать в первую очередь, став начальником СЗТУ?
- Безусловно. В первую очередь, это вопросы кадровой политики, укрепления кадров. Другое дело - где брать эти самые кадры. И здесь я считаю, что для укрепления кадрового звена СЗТУ необходимо использовать имеющийся в управлении потенциал, а также приток профессионалов из других ведомств, особенно в правоохранительный блок.
Следующее, что я считаю важным, - это улучшение организаторской и управленческой работы и, естественно, личный пример руководителей. Ведь как работает руководитель, так идут за ним и подчиненные. Этим определяется во многом и состояние дел в любой организации. В условиях недостаточного финансирования только напряженной работой, заботой о людях в сочетании с требовательностью к ним можно добиться желаемых результатов.
За последние два года общее положение дел в стране улучшилось. Тем не менее оставляет пока желать лучшего заработная плата военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Достойное материальное положение позволит им не думать о "левых" доходах. Особенно это касается таможенных органов и милиции.
- Таможня - это еще и создание режима наибольшего благоприятствования для бизнеса. Каковы ваши планы, учитывая наше скорое вступление во Всемирную торговую организацию, принятие нового Таможенного кодекса?
- Я сейчас как раз разбираюсь с тем, как создать наиболее благоприятные условия тем, кто не нарушает требований таможенного законодательства. Естественно, для них необходимо широко использовать механизм "зеленых" коридоров. "Зеленые" коридоры должны стать не привилегией для нескольких компаний, а общей таможенной политикой, широко применяемой ко всем участникам ВЭД.
Кстати, для упрощения механизма таможенного оформления терминалы планируется оборудовать специальными техническими установками, которые позволят не только упростить процедуру оформления грузов, но и сократить время проверки транспорта до нескольких минут. Силовой контур установки полностью сканирует содержимое той же фуры, и на мониторе оператора установки отражается вся информация о грузе. При этом совершенно отпадает необходимость вскрывать груз. Более того, новая техника идентифицирует не только количественные, но и качественные характеристики груза, что сводит на нет все уловки нарушителей. Если такая аппаратура будет установлена хотя бы на главных наших таможенных постах - Светогорск, Цветочное, Торфяновка, Ивангород, Печора, Себеж, - проблема контрабанды и незаконной миграции практически будет решена.
Аналогичное оборудование установлено на финских и германских таможнях. Нам сейчас предлагают пока бесплатно установить одну или две подобные установки. Естественно, с каждой фуры будет браться для окупаемости энная сумма, порядка 20 - 30 долларов. Это немного, но, учитывая громадные объемы грузопотоков, технические новшества станут рентабельными.
- В какие сроки вы предполагаете решить поставленные задачи?
- Северо-Западное таможенное управление - это большой организм. Практически в каждом субъекте Федерации есть таможенные органы. СЗТУ занимает второе место после Центрального управления по объему взимаемых платежей. Здесь есть очень хорошие профессиональные традиции, которые заложены ветеранами таможенной службы, есть здоровый костяк таможенников. Опираясь на опыт, я считаю, что за несколько лет мне удастся улучшить положение дел на этом участке деятельности. Беседовал ВЯЧЕСЛАВ СТЕПЧЕНКО, ИА "РОСБАЛТ"
- О новом назначении я, естественно, узнал у своего непосредственного начальника - Виктора Васильевича Черкесова. В тот день я, как обычно, зашел к нему с докладом о состоянии дел в округе. После этого Виктор Васильевич попросил меня остаться для серьезного разговора. Его суть сводилась к тому, что президент России принял решение о моем назначении начальником Северо-Западного таможенного управления. Я был доверенным лицом Путина на выборах и очень его уважаю. Поэтому у меня и не возникло никаких колебаний по поводу ответа на предложение.
Северо-Западное таможенное управление входит в систему таможенных органов Российской Федерации и является одним из ведущих структурных подразделений этого федерального органа. Это решение президента, значит, так надо. А ответственность, которую мне предстоит на себя взять, меня не пугает. Знания и опыт, приобретенные за годы службы, позволят руководить таким сложным организмом, как СЗТУ.
- Кстати, об опыте. Что вами будет востребовано в большей степени на новом посту: служба в пограничных войсках или работа в аппарате полпреда?
- Конечно же, опыт работы в полпредстве. Я работал практически со всеми структурами, в которых носят погоны: Ленинградским военным округом, Балтийским и Северным флотами, тремя группировками погранвойск, ФСБ, ГУИН, налоговой полицией, органами внутренних дел и, естественно, с таможней, особенно калининградской. Эта работа позволила мне приобрести опыт координации деятельности по тем или иным вопросам.
В должности начальника СЗТУ этот опыт мне пригодится для укрепления взаимодействия, для выделения тех главных задач по наведению порядка, которые будут требовать консолидации усилий различных ведомств. Мне легче будет организовывать взаимодействие таможенных органов с другими силовыми структурами, так как они меня знают и я их всех знаю, знаю задачи, которые они решают. Это, прямо скажем, бесценный опыт.
- Не могли бы вы в таком случае оценить состояние дел и организацию работы в СЗТУ на сегодняшний день?
- Северо-Западное таможенное управление - это сложная структура с большими людскими ресурсами, в которой все организовано в масштабе федерального округа. Одним из важнейших условий нормального функционирования такого организма является четкая скоординированность различных подразделений. В этом отношении у СЗТУ есть слабое место - Калининградская область. Ее эксклавное положение и особые экономические условия развития требуют более четкой организации таможенного дела в области. Еще год назад калининградская таможня вообще являлась обособленной от СЗТУ структурой, подчиняясь напрямую руководству ГТК РФ. В настоящее время этот недостаток устранен. Тем не менее остаются отдельные вопросы, которые нужно до конца изучить и привести организационно-штатную структуру таможенных органов данного региона к нормальному виду и соответствующему рабочему состоянию.
Необходимо обратить пристальное внимание на деятельность пока еще молодых, но уже сформировавшихся структурных подразделений ГТК России, являющихся субъектом оперативно-розыскной деятельности, - это оперативные таможни и службы собственной безопасности. Эффективность работы этих структурных подразделений еще низка, а их взаимодействие с другими правоохранительными органами требует совершенствования. Ну как может, скажите, командир, в данном случае начальник таможенного управления, работать без разведки, без оперативного обеспечения? Оперативная таможня должна давать ему информацию, которую он в свою очередь должен реализовывать. Тогда можно говорить об эффективности такой деятельности.
Еще один вопрос, который, по моему мнению, остается недоработанным, - это межведомственное взаимодействие. По опыту работы в аппарате Виктора Васильевича Черкесова могу сказать, что в Северо-Западном таможенном управлении недостаточно проработаны вопросы взаимодействия с другими правоохранительными органами. Реальность такова, что СЗТУ было бы целесообразней в более тесном контакте работать с такими ведомствами, как Главные управления МВД и ФСНП России по СЗФО, территориальные подразделения ФСБ России, пограничные войска, налоговые органы, так как эти структуры по специфике работы наиболее причастны и близки к деятельности таможни.
Это позволит не только успешно контролировать перемещения товаров через границу, но и в полном объеме отслеживать дальнейшую судьбу грузов через внутренние таможни. Задача состоит в том, чтобы грузы, которые пришли на таможенную границу, с этими же правильными документами, с этим же количеством товара пришли и во внутреннюю таможню. А вот этого мы как раз зачастую и не наблюдаем. Могу перечислить много случаев, когда во внутренние таможни фуры с грузами просто не доходили!
Если оценивать эту ситуацию в целом по округу, то более благополучная обстановка наблюдается на севере, а хуже всего дела обстоят в центре, особенно на постах пропуска "Торфяновка", "Брусничное", в Морском порту Санкт-Петербурга, на Себежском и Печорском направлениях.
- Наметили ли вы уже для себя задачи, которые будете решать в первую очередь, став начальником СЗТУ?
- Безусловно. В первую очередь, это вопросы кадровой политики, укрепления кадров. Другое дело - где брать эти самые кадры. И здесь я считаю, что для укрепления кадрового звена СЗТУ необходимо использовать имеющийся в управлении потенциал, а также приток профессионалов из других ведомств, особенно в правоохранительный блок.
Следующее, что я считаю важным, - это улучшение организаторской и управленческой работы и, естественно, личный пример руководителей. Ведь как работает руководитель, так идут за ним и подчиненные. Этим определяется во многом и состояние дел в любой организации. В условиях недостаточного финансирования только напряженной работой, заботой о людях в сочетании с требовательностью к ним можно добиться желаемых результатов.
За последние два года общее положение дел в стране улучшилось. Тем не менее оставляет пока желать лучшего заработная плата военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Достойное материальное положение позволит им не думать о "левых" доходах. Особенно это касается таможенных органов и милиции.
- Таможня - это еще и создание режима наибольшего благоприятствования для бизнеса. Каковы ваши планы, учитывая наше скорое вступление во Всемирную торговую организацию, принятие нового Таможенного кодекса?
- Я сейчас как раз разбираюсь с тем, как создать наиболее благоприятные условия тем, кто не нарушает требований таможенного законодательства. Естественно, для них необходимо широко использовать механизм "зеленых" коридоров. "Зеленые" коридоры должны стать не привилегией для нескольких компаний, а общей таможенной политикой, широко применяемой ко всем участникам ВЭД.
Кстати, для упрощения механизма таможенного оформления терминалы планируется оборудовать специальными техническими установками, которые позволят не только упростить процедуру оформления грузов, но и сократить время проверки транспорта до нескольких минут. Силовой контур установки полностью сканирует содержимое той же фуры, и на мониторе оператора установки отражается вся информация о грузе. При этом совершенно отпадает необходимость вскрывать груз. Более того, новая техника идентифицирует не только количественные, но и качественные характеристики груза, что сводит на нет все уловки нарушителей. Если такая аппаратура будет установлена хотя бы на главных наших таможенных постах - Светогорск, Цветочное, Торфяновка, Ивангород, Печора, Себеж, - проблема контрабанды и незаконной миграции практически будет решена.
Аналогичное оборудование установлено на финских и германских таможнях. Нам сейчас предлагают пока бесплатно установить одну или две подобные установки. Естественно, с каждой фуры будет браться для окупаемости энная сумма, порядка 20 - 30 долларов. Это немного, но, учитывая громадные объемы грузопотоков, технические новшества станут рентабельными.
- В какие сроки вы предполагаете решить поставленные задачи?
- Северо-Западное таможенное управление - это большой организм. Практически в каждом субъекте Федерации есть таможенные органы. СЗТУ занимает второе место после Центрального управления по объему взимаемых платежей. Здесь есть очень хорошие профессиональные традиции, которые заложены ветеранами таможенной службы, есть здоровый костяк таможенников. Опираясь на опыт, я считаю, что за несколько лет мне удастся улучшить положение дел на этом участке деятельности. Беседовал ВЯЧЕСЛАВ СТЕПЧЕНКО, ИА "РОСБАЛТ"