Спорт
СЕМЕЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
30 ноября
Мы со Стасом Шустицким - пара питерских журналистов, созерцая творческий процесс земляка, ехидно интересуемся: "Миша, а как же компьютерный дизайн?" - "Да ну его", - оптимистично машет рукой Львов-старший, раскочегаривая бабушкину керосинку.
Тем временем его 25-летний отрок Саша, промышляющий в классе "Туризм", грязный от масла и нагара, проводит очередную ревизию повидавшего на своем веку мотора еще более утомленной "восьмерки" - выездное утро будущего чемпиона России...
Сентябрь 2001-го. "Невское кольцо", последний этап чемпионата страны по ШКАГ, к которому Александр Львов уже обеспечил себе титул в классе "Туринг". И можно спокойно, с чувством чемпионского достоинства обратиться к воспоминаниям. С чего все началось?
- А началось с того, что в конце прошлого сезона московская команда "Мастер-Пилот Свеза" пригласила поддержать ее на последнем этапе. Отказываться не стал - мне давно хотелось попасть в этот класс, так как считаю его самым серьезным и престижным в нашем чемпионате. А уж гоняться с Уховым и Королевым - желание и вовсе непреходящее. В первой гонке за "Мастер-Пилот" с результатом не очень получилось - на тренировке "кончилась" коробка, но знакомство наше оказалось обоюдоприятным, и меня пригласили на весь нынешний сезон.
- Вообще-то я имела в виду, какая нелегкая занесла тебя в автоспорт?
- А... Ну что ж, выбирать мне не приходилось. Впрочем, нет - хотя мы и ездили все время с батей на гонки, и я с детства крутился в этом спорте, но также 10 лет довольно серьезно занимался хоккеем. Сборная наша тогда играла очень хорошо, были свои кумиры, так что хоккеистом стать хотелось. Потом увлекся картингом, мотокроссом и даже плаванием.
- А картинг в программе наслаждений когда появился?
- Году, наверное, в 80-м. Да, тогда отец собрал карт - у кого-то мотор взял, где-то раму. И когда хоккей отпал, я целиком переключился на картинг и мотокросс. Однажды обе гонки совпали по времени. Под кросс мне выделили новый мотоцикл, я его подготовил и... выбрал картинг - ведь при условии финиша в первой тройке попадал на чемпионат Союза.
В 1990-м меня пригласили в команду "Совавто", и я начал гоняться на формуле. На первой же гонке выполнил кмс, и пошло-поехало. А еще через 4 года пересел на "восьмерку".
- Помнится, в переходе в "кузова" свою роль сыграла мама.
- Это папа говорит. Будто, когда разбился Сенна, мама заявила, что на формуле ребенок больше не поедет. Но к тому времени я стал уже достаточно самостоятельным и был убежден, что кольцо нужно ездить только на формуле, - это совсем другие ощущения. Так что пересаживаться я не собирался. Тем более что были неплохие результаты. На самом деле формулу мы списали после "Невского кольца": я зацепил ретардер из покрышек, у меня вырвало заднюю подвеску, и под красивыми хромовыми рычагами все увидели сплошную ржавчину - внутри все прогнило.
- Последние несколько сезонов были даже не провальными - чтобы провалиться, нужно выезжать, а попросту вычеркнутыми. Так?
- Ну если говорить о полноценных сезонах, их действительно не было. Правда, в 1998-м я выиграл первый Кубок "Лада" - до нынешнего года это в моей карьере, наверное, самая первая взрослая гонка, где собрались лучшие из лучших.
- То есть сезон-1996 и сезон-1997 ты считаешь недостойными?
- Нет, я не это имел в виду. В те годы я гонялся в основном в Питере и по мере сил старался выезжать на этапы чемпионата России, но техника тогда была далеко не самая лучшая, да и ломалась постоянно, а при таком раскладе даже самого большого желания маловато, чтобы бороться с лидерами. Были отдельные успехи - в 1996-м выиграл этап Кубка АСПАС, в 1997-м финишировал вторым в Дмитрове.
- Перед сезоном-1998 в Питере вдруг образовалась команда "Невское кольцо", и ты был призван под ее знамена. Однако вскоре, и также вдруг, выяснилось: двое в ней - лишние.
- Да, когда она организовывалась, нам говорили: "Давайте, ребята, начните пока на своей технике, а потом спонсоры навалят и..." Не получилось.
- Я к тому, что тогда и открылся реестр "никаких" сезонов. Не считая Кубка "Лада", разумеется.
- Летних - да. А вот зимние сезоны 1998-2000 гг., когда я выигрывал практически все, в чем участвовал, мне особенно удавались. Что же до чемпионата, то этот - первый, когда я откатал все гонки и тесты.
- Как же все-таки удалось сохранить желание гоняться и не послать весь этот спорт по определенному адресу?
- Да, желание и правда иногда пропадало: когда было совсем плохо, когда город не хотел сотрудничать. Руки опускались. Но рядом оказывались друзья, которые хотели видеть меня в автоспорте, хотели, чтобы я побеждал, чтобы меня наконец заметила хорошая команда. Та же Люда Белолипская (известная питерская гонщица, завершившая выступления 2 года назад - М.К.), когда в начале 1997-го мне уже все было до фонаря, уговаривала меня: "Сашка, ты что? Нельзя бросать - тебя замечают, только когда гоняешься".
- Перед минувшим сезоном основными конкурентами ты видел Ухова и Королева или кого-то еще?
- Сначала в конкурентах ходили все, потому что класс был для меня абсолютно новый. Но на сборах перед первым этапом, когда уже на четвертый день я въезжал в тройку, определилась конкретная задача - бороться с Уховым и Королевым, которых все прочили в фавориты этого сезона. Моя же победа на первом этапе воспринималась как случайность: мол, повезло парню, а дальше его и видно не будет. Рад, что доказал обратное.
- Чемпионом быть приятно?
- Наверное, но пока этого не ощущаю - не дошло еще.
- Чемпионат ты выиграл. Какова следующая цель?
- Выиграть еще чемпионат.
- Российский? Останавливаться на достигнутом нельзя. Ладно, о чем я еще не спросила?
- О семье. Знаешь, она у нас очень дружная. Жена Лена постоянно ездит на гонки, поддерживает меня, как и друзья, родственники, знакомые. К сожалению, сегодня нет Ксеньки (дочь, 5 лет - М.К.) - ночью поднялась температура, пришлось с бабушкой оставить.
- Кстати, в 1997-м ты стращал нас с Людой Белолипской, что твоя дочка еще нам покажет. Когда прятаться?
- Уже пора. Тут спрашивает: "Папа, ты мне карт построил?" - "Подожди, - говорю, - не так быстро". Так что готовьтесь!
- Ты серьезно хочешь, чтобы она гонялась? Несмотря на все те трудности, через которые пробирался сам?
- А чем еще заниматься? Не будь автоспорта, я, наверное, как многие, курил бы травку или кололся. Большинство тех, с кем играл в хоккей, опустились до очень низкого уровня. А так - все при деле. Если чем-то занят, если есть цель, некогда жизнь по пустякам разменивать. МАРИНА КЛОПОВА, фото команды "МАСТЕР-ПИЛОТ СВЕЗА"
Тем временем его 25-летний отрок Саша, промышляющий в классе "Туризм", грязный от масла и нагара, проводит очередную ревизию повидавшего на своем веку мотора еще более утомленной "восьмерки" - выездное утро будущего чемпиона России...
Сентябрь 2001-го. "Невское кольцо", последний этап чемпионата страны по ШКАГ, к которому Александр Львов уже обеспечил себе титул в классе "Туринг". И можно спокойно, с чувством чемпионского достоинства обратиться к воспоминаниям. С чего все началось?
- А началось с того, что в конце прошлого сезона московская команда "Мастер-Пилот Свеза" пригласила поддержать ее на последнем этапе. Отказываться не стал - мне давно хотелось попасть в этот класс, так как считаю его самым серьезным и престижным в нашем чемпионате. А уж гоняться с Уховым и Королевым - желание и вовсе непреходящее. В первой гонке за "Мастер-Пилот" с результатом не очень получилось - на тренировке "кончилась" коробка, но знакомство наше оказалось обоюдоприятным, и меня пригласили на весь нынешний сезон.
- Вообще-то я имела в виду, какая нелегкая занесла тебя в автоспорт?
- А... Ну что ж, выбирать мне не приходилось. Впрочем, нет - хотя мы и ездили все время с батей на гонки, и я с детства крутился в этом спорте, но также 10 лет довольно серьезно занимался хоккеем. Сборная наша тогда играла очень хорошо, были свои кумиры, так что хоккеистом стать хотелось. Потом увлекся картингом, мотокроссом и даже плаванием.
- А картинг в программе наслаждений когда появился?
- Году, наверное, в 80-м. Да, тогда отец собрал карт - у кого-то мотор взял, где-то раму. И когда хоккей отпал, я целиком переключился на картинг и мотокросс. Однажды обе гонки совпали по времени. Под кросс мне выделили новый мотоцикл, я его подготовил и... выбрал картинг - ведь при условии финиша в первой тройке попадал на чемпионат Союза.
В 1990-м меня пригласили в команду "Совавто", и я начал гоняться на формуле. На первой же гонке выполнил кмс, и пошло-поехало. А еще через 4 года пересел на "восьмерку".
- Помнится, в переходе в "кузова" свою роль сыграла мама.
- Это папа говорит. Будто, когда разбился Сенна, мама заявила, что на формуле ребенок больше не поедет. Но к тому времени я стал уже достаточно самостоятельным и был убежден, что кольцо нужно ездить только на формуле, - это совсем другие ощущения. Так что пересаживаться я не собирался. Тем более что были неплохие результаты. На самом деле формулу мы списали после "Невского кольца": я зацепил ретардер из покрышек, у меня вырвало заднюю подвеску, и под красивыми хромовыми рычагами все увидели сплошную ржавчину - внутри все прогнило.
- Последние несколько сезонов были даже не провальными - чтобы провалиться, нужно выезжать, а попросту вычеркнутыми. Так?
- Ну если говорить о полноценных сезонах, их действительно не было. Правда, в 1998-м я выиграл первый Кубок "Лада" - до нынешнего года это в моей карьере, наверное, самая первая взрослая гонка, где собрались лучшие из лучших.
- То есть сезон-1996 и сезон-1997 ты считаешь недостойными?
- Нет, я не это имел в виду. В те годы я гонялся в основном в Питере и по мере сил старался выезжать на этапы чемпионата России, но техника тогда была далеко не самая лучшая, да и ломалась постоянно, а при таком раскладе даже самого большого желания маловато, чтобы бороться с лидерами. Были отдельные успехи - в 1996-м выиграл этап Кубка АСПАС, в 1997-м финишировал вторым в Дмитрове.
- Перед сезоном-1998 в Питере вдруг образовалась команда "Невское кольцо", и ты был призван под ее знамена. Однако вскоре, и также вдруг, выяснилось: двое в ней - лишние.
- Да, когда она организовывалась, нам говорили: "Давайте, ребята, начните пока на своей технике, а потом спонсоры навалят и..." Не получилось.
- Я к тому, что тогда и открылся реестр "никаких" сезонов. Не считая Кубка "Лада", разумеется.
- Летних - да. А вот зимние сезоны 1998-2000 гг., когда я выигрывал практически все, в чем участвовал, мне особенно удавались. Что же до чемпионата, то этот - первый, когда я откатал все гонки и тесты.
- Как же все-таки удалось сохранить желание гоняться и не послать весь этот спорт по определенному адресу?
- Да, желание и правда иногда пропадало: когда было совсем плохо, когда город не хотел сотрудничать. Руки опускались. Но рядом оказывались друзья, которые хотели видеть меня в автоспорте, хотели, чтобы я побеждал, чтобы меня наконец заметила хорошая команда. Та же Люда Белолипская (известная питерская гонщица, завершившая выступления 2 года назад - М.К.), когда в начале 1997-го мне уже все было до фонаря, уговаривала меня: "Сашка, ты что? Нельзя бросать - тебя замечают, только когда гоняешься".
- Перед минувшим сезоном основными конкурентами ты видел Ухова и Королева или кого-то еще?
- Сначала в конкурентах ходили все, потому что класс был для меня абсолютно новый. Но на сборах перед первым этапом, когда уже на четвертый день я въезжал в тройку, определилась конкретная задача - бороться с Уховым и Королевым, которых все прочили в фавориты этого сезона. Моя же победа на первом этапе воспринималась как случайность: мол, повезло парню, а дальше его и видно не будет. Рад, что доказал обратное.
- Чемпионом быть приятно?
- Наверное, но пока этого не ощущаю - не дошло еще.
- Чемпионат ты выиграл. Какова следующая цель?
- Выиграть еще чемпионат.
- Российский? Останавливаться на достигнутом нельзя. Ладно, о чем я еще не спросила?
- О семье. Знаешь, она у нас очень дружная. Жена Лена постоянно ездит на гонки, поддерживает меня, как и друзья, родственники, знакомые. К сожалению, сегодня нет Ксеньки (дочь, 5 лет - М.К.) - ночью поднялась температура, пришлось с бабушкой оставить.
- Кстати, в 1997-м ты стращал нас с Людой Белолипской, что твоя дочка еще нам покажет. Когда прятаться?
- Уже пора. Тут спрашивает: "Папа, ты мне карт построил?" - "Подожди, - говорю, - не так быстро". Так что готовьтесь!
- Ты серьезно хочешь, чтобы она гонялась? Несмотря на все те трудности, через которые пробирался сам?
- А чем еще заниматься? Не будь автоспорта, я, наверное, как многие, курил бы травку или кололся. Большинство тех, с кем играл в хоккей, опустились до очень низкого уровня. А так - все при деле. Если чем-то занят, если есть цель, некогда жизнь по пустякам разменивать. МАРИНА КЛОПОВА, фото команды "МАСТЕР-ПИЛОТ СВЕЗА"