Город

...ГРАФ, ПОМНИТСЯ, ОБОЖАЛ РОЗОВОЕ

05 декабря
Оказалось, что колер некоторых каменных долгожителей "Большой першпективы" не соответствует оригинальной окраске - первым среди таковых был назван Строгановский дворец, смутивший участников недавнего выездного заседания Научного совета по охране культурных памятников "неисторическим" зеленым цветом. Ученым показалось, что изначальный сиреневый более органично вписывал барочное здание в классическое окружение - в целях восстановления цветовой гармонии дворец рекомендовали перекрасить.
У этой инициативы сразу нашлись противники - отдельные чиновники из КГА заявили, что восстановление "авторского колера" противоречит сложившейся цветовой конъюнктуре (многое из окружающей "классики" давно поменяло цвета), а представители заинтересованной общественности заговорили об очередном нехитром плане выбивания бюджетных средств. Так, в течение целой недели над рекомендациями совета потешался новостной портал Фонтанка.ру: одним из возможных вариантов перекраски Строгановского интернетчики называли "серо-буро-малиновый".
Между тем определенный резон в выводах ученых имеется - нынешний Невский действительно не похож на "першпективу" XVIII - XIX веков. В первую очередь - своими цветами. В пушкинском Петербурге, например, большинство "першпективных" фасадов было окрашено в охру. А к 1910 году Невский стал гораздо светлее - улица расцвечивалась в соответствии с апробированной в большинстве европейских столиц схемой разграничения оттенков на теневой и солнечной стороне. Предполагалось, что недостаток солнечного света компенсируется светлыми и спокойными тонами, а его избыток - контрастными, насыщенными и яркими.
В то же время строгой гармонии на проспекте никогда не было - каждая архитектурная эпоха отличалась своей, уникальной подчас гаммой. Модерн начала XX века - "серый жемчуг" с вкраплениями каменного разноцветья. "Александровский классицизм" - палевые, розовые, зеленые в сочетании с белым тона. Раннее барокко - насыщенные растворы золота, а русский ампир - смешанные желтые и серые цвета.
Колористы (колористика - наука о цветовых сочетаниях) утверждают, что главным принципом при подборе цветов для двух соседствующих зданий является не прямое соответствие, а баланс - колер подбирается согласно порядку расположения в цветовом спектре. Окраска Строгановского дворца и его окружения отвечает этому правилу (желтый - зеленый), а потому начальный участок Невского глаз "не режет". А если что и вредит восприятию, то только реклама.
Вот настоящий бич "першпективы", заставляющий хвататься за голову колористов из КГА и питерского Управления эстетики городской среды. "Не только безвкусица, но и "бесцветица", - вздыхают эксперты. - Ярче яркого, ни о каких балансах, разумеется, и речи не идет". И если цветовое наполнение крупных рекламоносителей корректируется, то с мелкими справиться просто невозможно. А их на Невском прибавляется с каждым годом - наклейки на витринах, вывески, стритлайны, перетяжки...
Примечательно, что подобный рекламный хаос не является обязательной приметой рыночной экономики. Цветущий капитализм парижского центра обходится спокойными тонами вывесок из натуральных материалов. Не пестрит в глазах и на главных улицах Лондона и Вены.
Жаль, но Петербургу к рекламному ажиотажу не привыкать - разноцветное море накрывало Невский в начале XX века: здания тогда завешивались вывесками из ткани и фанерными щитами до 5-го этажа, отчего проспект, по признанию современников, был похож на "громадный и грязный рынок". Какофония цветов закончилась с приходом большевиков (нет худа без добра) и зазвучала с новой силой с их уходом.
Таким образом, одна "першпективная" традиция была возрождена. Что придет ей на смену? АНДРЕЙ МИЛКИН
Курс ЦБ
Курс Доллара США
99.38
0.046 (-0.05%)
Курс Евро
105.1
1.204 (-1.15%)
Погода
Сегодня,
09 декабря
понедельник
-3
Облачно
10 декабря
вторник
+2
11 декабря
среда
+2
Облачно