Город
О БЕДНОМ ШОФЕРЕ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО ...В ГЕНПРОКУРАТУРЕ
08 декабря
В то же самое время, но уже в Смольном обсуждались причины простоев грузов и автотранспортных средств на пограничных переходах. Напомним, во второй половине октября вступил в силу новый "Порядок оформления таможенных документов на ввоз товаров в РФ". Этот документ предписывал таможенникам детально досматривать контейнеры "с товарами особого риска". К числу последних были отнесены продукты питания, строительные и комплектующие материалы, мебель, электроника и т. д. К группе риска их причислили не из-за каких-либо опасных качеств, а потому, что при ввозе этих товаров в Россию, по мнению Государственного таможенного комитета (ГТК), импортеры склонны занижать их реальную стоимость и тем самым минимизировать таможенные пошлины. По результатам проверок недобор таможенных платежей в Северо-Западном регионе в 2001 году составил более 200 млн долларов именно из-за снижения средней заявленной стоимости импортируемых товаров, как заключили ревизоры из ГТК.
С другой стороны, по данным Ассоциации международных перевозчиков (АСМАП), за полтора месяца действия новых правил автомобилисты-международники лишились примерно 150 млн рублей, а государственная казна недополучила 105 млн рублей. Дело в том, что введение новой технологии в несколько раз продлило бумажную волокиту, которой и без того славится любая таможня, наша не стала исключением. На досмотр каждого контейнера таможенники тратят по 4 часа, при этом, осматривая груз, скажем, китайских игрушек, они считают, сколько среди них плюшевых зайцев, сколько резиновых покемонов и сколько пластмассовых машинок. Подобная тщательность контролеров привела к тому, что в сутки через "Торфяновку" проходили по 250 - 300 машин в одном направлении, в то время как проектная пропускная способность этого КПП - 1300 грузовиков в каждую сторону.
Советские очереди за мебелью и телевизорами по сравнению с многокилометровыми хвостами на границе кажутся вполне гуманным испытанием. "Стоя в хвосте, водитель не может ни помыться, ни толком поесть, ни поспать. Чуть задремал - тебя объехали, майся еще несколько часов", - говорит Вальтер Вельсман, руководитель регионального представительства АСМАП. Один из дальнобойщиков как-то спросонья завел мотор и уехал в кювет. Однако убытки и неудобства водителей никак не сказываются на режиме работы таможенников - они работают согласно инструкции, проводя часовые пересменки и строго следя за своим рабочим временем. Парадоксально, но о российских водителях больше заботятся финские таможенники, организуя подвоз воды и пищи для тех, кто ждет своей очереди для пересечения финско-российской границы.
Российские таможенники, комментируя ситуацию на границе, до недавнего времени предпочитали рассказывать о своем служении государству. В последнее время высказывания руководящих таможенников стали менее пафосными. Владимир Кузьмин, заместитель начальника службы организации таможенного контроля СЗТУ, вчера признал, что изменение технологии было "необдуманной, излишней мерой, которая нанесла вред". Заместитель генерального прокурора России Владимир Зубрин, который по поручению премьер-министра проводил проверку, был более категоричен. Как сказано в его рапорте, "возникшая напряженность на границе отрицательно сказывается на авторитете России как внешнеторгового партнера и может нанести прямой экономический ущерб при переориентации грузовых потоков". Чтобы этого не допустить, в Петербург и Ленобласть на подмогу в ближайшее время будут направлены сотрудники из других таможен Северо-Запада. Кроме того, СЗТУ уже составило "белые списки" предприятий и организаций, которые хорошо себя зарекомендовали и к которым будет применяться облегченная, "доверительная" процедура.
Впрочем, по мнению Владимира Кузьмина, и эти меры не смогут изменить ситуацию в корне - на это способен лишь новый Таможенный кодекс. ОКСАНА БОЙКО
С другой стороны, по данным Ассоциации международных перевозчиков (АСМАП), за полтора месяца действия новых правил автомобилисты-международники лишились примерно 150 млн рублей, а государственная казна недополучила 105 млн рублей. Дело в том, что введение новой технологии в несколько раз продлило бумажную волокиту, которой и без того славится любая таможня, наша не стала исключением. На досмотр каждого контейнера таможенники тратят по 4 часа, при этом, осматривая груз, скажем, китайских игрушек, они считают, сколько среди них плюшевых зайцев, сколько резиновых покемонов и сколько пластмассовых машинок. Подобная тщательность контролеров привела к тому, что в сутки через "Торфяновку" проходили по 250 - 300 машин в одном направлении, в то время как проектная пропускная способность этого КПП - 1300 грузовиков в каждую сторону.
Советские очереди за мебелью и телевизорами по сравнению с многокилометровыми хвостами на границе кажутся вполне гуманным испытанием. "Стоя в хвосте, водитель не может ни помыться, ни толком поесть, ни поспать. Чуть задремал - тебя объехали, майся еще несколько часов", - говорит Вальтер Вельсман, руководитель регионального представительства АСМАП. Один из дальнобойщиков как-то спросонья завел мотор и уехал в кювет. Однако убытки и неудобства водителей никак не сказываются на режиме работы таможенников - они работают согласно инструкции, проводя часовые пересменки и строго следя за своим рабочим временем. Парадоксально, но о российских водителях больше заботятся финские таможенники, организуя подвоз воды и пищи для тех, кто ждет своей очереди для пересечения финско-российской границы.
Российские таможенники, комментируя ситуацию на границе, до недавнего времени предпочитали рассказывать о своем служении государству. В последнее время высказывания руководящих таможенников стали менее пафосными. Владимир Кузьмин, заместитель начальника службы организации таможенного контроля СЗТУ, вчера признал, что изменение технологии было "необдуманной, излишней мерой, которая нанесла вред". Заместитель генерального прокурора России Владимир Зубрин, который по поручению премьер-министра проводил проверку, был более категоричен. Как сказано в его рапорте, "возникшая напряженность на границе отрицательно сказывается на авторитете России как внешнеторгового партнера и может нанести прямой экономический ущерб при переориентации грузовых потоков". Чтобы этого не допустить, в Петербург и Ленобласть на подмогу в ближайшее время будут направлены сотрудники из других таможен Северо-Запада. Кроме того, СЗТУ уже составило "белые списки" предприятий и организаций, которые хорошо себя зарекомендовали и к которым будет применяться облегченная, "доверительная" процедура.
Впрочем, по мнению Владимира Кузьмина, и эти меры не смогут изменить ситуацию в корне - на это способен лишь новый Таможенный кодекс. ОКСАНА БОЙКО