Экономика

ПРОФИ НЕ БОЯТСЯ КОНКУРЕНЦИИ

18 декабря 00:00
- Мы не являемся государственной структурой и не можем инициировать или, напротив, запрещать проведение тех или иных ярмарок и выставок. Однако мы собираем и обрабатываем информацию о планируемых экспозициях, выпускаем информационные материалы, и в частности сводный календарь выставок, что позволяет избежать их дублирования, распыления сил и средств участников.
В последнее время происходит сокращение числа выставок при одновременном их укрупнении, что мы рассматриваем как положительное явление. В большинстве регионов уже строятся или по крайней мере проектируются крупные выставочные экспоцентры. Кроме того, мы выпускаем большое количество методической литературы, проводим курсы повышения квалификации и обучения специалистов, работающих в выставочном бизнесе. Членские взносы расходуются исключительно на развитие экономики страны. Те, кто хотел быстро заработать на выставках и уйти в тень, это, вероятно, осуществили. Наша же работа всегда ориентирована на перспективу и абсолютно прозрачна как для налоговых служб, так и для других фискальных структур.
- В марте нынешнего года правительством РФ была определена концепция развития выставочной деятельности...
- Это, на мой взгляд, одно из основных ключевых направлений деятельности союза. Проведен ряд консультаций с руководством министерств и ведомств, курирующих экономическое и финансовое положение страны, и, как представляется, наша точка зрения была учтена при формировании концепции и выработке путей ее реализации. Главное, что в ней отражено, как государство может и должно поддерживать выставочную индустрию на федеральном и региональном уровнях, а также вопросы лицензирования, формирование обязательных требований к выставкам всех уровней, вплоть до принятия единой терминологии. В подготовке правительственных решений по всем этим вопросам союз принимает самое активное участие. Необходимо также, на наш взгляд, выработать определенные технические требования к действующим и вновь строящимся выставочным центрам, специальные для выставочных организаций таможенные нормы и правила. Выставочный бизнес имеет свои специфические особенности, и подвергать многочасовым простоям в ожидании таможенного досмотра грузовики и составы с экспонатами - значит ставить под угрозу срыва проведение самой выставки.
На "средние" выставки в "Ленэкспо" образцы продукции доставляются через границу примерно на ста большегрузных автомобилях, "растаможка" которых в обычных условиях занимала бы несколько недель. По европейским нормам на подобное мероприятие отводится не более суток. Очевидно, что импортная продукция, предназначенная для демонстрации на выставках, должна проходить границу по иным правилам, чем любая другая. Но по каким? "Правила временного ввоза", действующие сегодня, позволяют нам работать с заинтересованными в российском рынке экспортерами. Но без кардинального пересмотра таможенных норм уже в ближайшем будущем не обойтись.
- Какую роль, на ваш взгляд, выставки и ярмарки играют в развитии экономики страны?
- Они должны стать мощным инструментом развития экономики регионов. Нельзя все производить в Москве и Петербурге. Хочется надеяться, что остались в прошлом "колбасные" подмосковные поезда и иные "дороги жизни" и челночные маршруты. Регионам необходима реализация имеющихся потенциалов, а выход на межрегиональные и международные рынки нужен им как воздух. Участие в выставках - оптимальный путь расширения рынков сбыта продукции.
- Каков критерий отбора в Союз ярмарок и выставок, сколь строги требования, предъявляемые к потенциальным членам?
- Мы стараемся привлечь максимальное число выставочных фирм и организаций, но весьма настороженно относимся к тем, кто уже зарекомендовал себя в выставочном бизнесе с негативной стороны. Условием принятия в союз является наличие рекомендации двух его действительных членов и ходатайства местной администрации. Для нас является принципиально важным то, что, принимая в состав Союза выставок и ярмарок новых членов, мы должны нести за них не только моральную, но и материальную ответственность. Союз заинтересован в развитии цивилизованного выставочного бизнеса, и ни в чем ином. Именно поэтому установлены весьма низкие членские взносы, которые расходуются на взносы в международные выставочные организации, оплату работы исполнительной дирекции (а это всего 4 человека) и рекламно-издательскую деятельность. Президент и вице-президенты работают в союзе на общественных началах. Членские взносы участников союза составляют $1000 в год, "ассоциированных" - $200.
- Москва и Петербург находятся на особом положении в выставочном бизнесе, а как идут дела в других регионах?
- Действительно, пока столицы вне конкуренции, но серьезные выставочные мероприятия проводятся в Твери, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Краснодаре, Сочи, Новосибирске, других городах и регионах. Союз регулярно проводит семинары и конференции для участников отечественного выставочного бизнеса, ведет активную работу как с региональными, так и федеральными средствами массовой информации. Очень важны и личные контакты, появляющиеся во время общения в кругу коллег по бизнесу. Еще в 1990 году к нам обратились, например, выставочники из Сибири за консультацией по организации собственной экспозиции. Мы предложили им приехать полным составом и познакомиться с работой профильных отделов на практике проведения "Инрыбпрома". "Ленэкспо" предоставило коллегам все необходимые документы, тарифные ставки и расценки; и то, что сегодня именно к нам, а не к москвичам относятся как к "крестным", нас, разумеется, радует.
- Работая в одной сфере бизнеса, нельзя избежать конкуренции. Вероятно, создавая Союз выставок и ярмарок, вы это учитывали. Как сегодня деятельность союза сочетается с принципами конкурентной борьбы?
- Конкуренция в выставочной деятельности сегодня действительно довольно острая, но это, на наш взгляд, совершенно нормальное явление, если, конечно, борьба идет "по правилам". В то же время организации, входящие в союз, не только обмениваются информацией о потенциальных экспонентах, но и рекомендуют самим экспонентам наиболее популярные мероприятия. Постоянно практикуется организация коллективных стендов на тех выставках и ярмарках, где участие одной фирмы было бы невыгодным. Между членами союза существуют так называемые агентские соглашения, которые регламентируют взаимоотношения участников выставочного бизнеса. Они носят партнерский, рекомендательный характер и ни в коей мере не ущемляют чьи-либо права. Правда, уже в ближайшее время мы планируем проведение независимого аудита выставок и ярмарок, составление своего рода рейтинг-листа, по которому смогут ориентироваться потенциальные участники. Эффективность участия в той или иной выставке оценивается специалистами по числу потенциально полезных контактов.
- Какие задачи должен решать Союз в ближайшее время?
- За десять лет выставочный бизнес стал весомой составляющей всей отечественной экономики. Союз выставок и ярмарок может и должен влиять на формирование законодательной базы. Определенные шаги в этом направлении нами уже делаются. Мы считаем необходимым лоббировать интересы выставочной отрасли на всех уровнях законодательной и исполнительной власти и рассчитываем, что внесенные нами предложения в законопроекты позволят успешнее развиваться и всей экономике страны. Я в данном случае имею в виду обеспечение поддержки со стороны государства без непосредственного вмешательства правительства в выставочную деятельность, хотя в той же Германии правительство достаточно жестко контролирует эту сферу экономики, и выставочные фирмы и их экспозиции без рекомендации комитета по делам выставок и ярмарок имеют весьма проблематичные перспективы.
- Вероятно, проблемы интеграции в мировую экономику не обходят стороной и выставочный бизнес?
- Одна из таких острых проблем - вопрос о тарифах, который предстоит решать уже в ближайшее время. Сейчас тарифы для отечественных и зарубежных участников выставок и ярмарок существенно отличаются. При вступлении в ВТО мы должны будем их пересмотреть. Уравнять тарифы для всех - значит заведомо ограничить рынок для отечественного производителя, а мы пока не можем предложить ему на равных конкурировать с ведущими зарубежными фирмами.
Выставки и ярмарки сами по себе не могут являться основным средством развития экономики. Они отражают ее состояние и отношение к ней властей. Очевидно, что отечественная промышленность сегодня переживает подъем, но это не значит, что выставки, демонстрирующие этот факт, станут сверхдоходными. Город, готовящийся к своему 300-летию, привлекателен для туристов. Есть различные идеи преобразования выставочной деятельности в Петербурге, жалко только, что исходили они, как правило, не от профессионалов, а от дилетантов. Мы исходили и исходим из того, что можем показать достижения промышленности, искусства, культуры и делаем это профессионально.
- Как соотносятся параметры российского и зарубежного выставочного бизнеса?
- В пересчете на одного жителя России приходится около 10 кв. сантиметров выставочных площадей в год. В Германии - около 50 кв. метров, США - 100 кв. метров. Иными словами, выставочная деятельность у нас находится пока в эмбриональном состоянии, но мы растем. Мы хотели бы развиваться и надеемся, что это произойдет в цивилизованных рамках при определенной поддержке государства. А в Петербурге - и городских властей, которые должны понять, что выставочный бизнес оказывает существенное влияние на формирование городского имиджа, его восприятия теми, кого мы хотели бы радушно принимать. АЛЕКСАНДР БЕЛИКОВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
74.86
0.495 (0.66%)
Курс Евро
91.15
0.737 (0.81%)
Погода
Сегодня,
25 января
понедельник
+3
Слабый дождь
26 января
вторник
+2
Слабый дождь
27 января
среда
-1