Город
ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ. БЕЗ ПОКРОВИТЕЛЯ
22 декабря
Вчера статуи Адониса, Мелеагра, Жрицы, Психеи и Цереры вновь заняли свое место в нишах Кухонного павильона, построенного Карлом Росси во время возведения резиденции для императрицы Марии Федоровны. Как и большинство творений знаменитого зодчего, полуциркульная постройка возле Масляного луга отличалась оригинальностью архитектурных решений и декора. Внешне она больше напоминает павильон для тайных свиданий и сокровенных бесед, чем поварню, где ощипывали куриц и разделывали рыбу. А все потому, что Росси намеренно лишил ее внешних окон и дверей, а вместо них устроил в стенах ниши, где уже почти два века несут свой караул Артемида, Меркурий, Дионис и еще 10 их родственников и соседей по мифической горе. Говорят, что благородные черты каменных богов и героев настолько очаровывали прогуливавшихся вдоль Масляного луга особ, что они на время переставали гадать, что будет подано на обед.
Глядя сегодня на Аполлона или Афину, в это трудно поверить: их тела, лишенные рук, покрыты оспинами и лихорадочными пятнами - следствие времени и непродуманной реставрации. Пудостский камень, из которого почти два века назад скульптор Степан Пименов высек божественное семейство, славится уникальными декоративными качествами, однако больше других пород подвержен разрушающим воздействиям окружающей среды. Помимо дождей и ветров скульптуры в течение века методично разрушали реставраторы. До 1974 года на место утраченных носов и пальцев ставили гипсовые протезы и покрывали скульптуры масляной краской. За это время некогда изящные статуи нарастили шестисантиметровый слой краски и превратились из девушек и юношей в обрюзглых представителей среднего возраста. В 1974 году во время комплексной реставрации статуям вернули прежнюю стройность, однако их вторая молодость длилась недолго. Для заделки трещин и восполнения утраченных деталей реставраторы стали использовать цемент, действие которого на пудостский камень сравнимо с эффектом гангрены. Цементная вставка инициирует разложение известняка, и спустя некоторое время после реставрации заплатки начали выпадать, увлекая за собой куски разрушившегося камня. Вредоносное влияние известняка было открыто совсем недавно и по времени совпало с изобретением технологии, которая обещала вернуть "олимпийцам" молодость, уже третью по счету.
Благодаря этой методике, которую активно практикует признанный специалист в этой области Вячеслав Мозговой, первоначальный облик уже обрели статуи у подножья Ростральных колонн и на фасаде Адмиралтейства. По его словам, реставрация статуй Адониса, Мелеагра, Жрицы, Психеи и Цереры по сложности не уступала работам по воссозданию изваяний Невы, Волхова, Волги и Днепра. По окончании реставрации и те и другие скульптуры покрыли специальными водоотталкивающими растворами, которые должны противостоять разрушающему влиянию питерской погоды.
На фоне пяти только что отреставрированных скульптур состояние остальных девяти кажется еще более запущенным и жалким. Несмотря на это, сотрудники Елагиноостровского дворца-музея полны энтузиазма - компания Magic Systems, выделившая деньги на только что законченную реставрацию, заявила о своей готовности профинансировать восстановление еще пяти скульптур. Тем не менее воодушевленность музейщиков вовсе не значит, что они не ждут помощи от других предпринимателей. Еще четыре скульптуры пока ждут своего часа и своего мецената. Среди них, кстати, и Меркурий, древнегреческий покровитель предпринимателей. ОКСАНА БОЙКО
Глядя сегодня на Аполлона или Афину, в это трудно поверить: их тела, лишенные рук, покрыты оспинами и лихорадочными пятнами - следствие времени и непродуманной реставрации. Пудостский камень, из которого почти два века назад скульптор Степан Пименов высек божественное семейство, славится уникальными декоративными качествами, однако больше других пород подвержен разрушающим воздействиям окружающей среды. Помимо дождей и ветров скульптуры в течение века методично разрушали реставраторы. До 1974 года на место утраченных носов и пальцев ставили гипсовые протезы и покрывали скульптуры масляной краской. За это время некогда изящные статуи нарастили шестисантиметровый слой краски и превратились из девушек и юношей в обрюзглых представителей среднего возраста. В 1974 году во время комплексной реставрации статуям вернули прежнюю стройность, однако их вторая молодость длилась недолго. Для заделки трещин и восполнения утраченных деталей реставраторы стали использовать цемент, действие которого на пудостский камень сравнимо с эффектом гангрены. Цементная вставка инициирует разложение известняка, и спустя некоторое время после реставрации заплатки начали выпадать, увлекая за собой куски разрушившегося камня. Вредоносное влияние известняка было открыто совсем недавно и по времени совпало с изобретением технологии, которая обещала вернуть "олимпийцам" молодость, уже третью по счету.
Благодаря этой методике, которую активно практикует признанный специалист в этой области Вячеслав Мозговой, первоначальный облик уже обрели статуи у подножья Ростральных колонн и на фасаде Адмиралтейства. По его словам, реставрация статуй Адониса, Мелеагра, Жрицы, Психеи и Цереры по сложности не уступала работам по воссозданию изваяний Невы, Волхова, Волги и Днепра. По окончании реставрации и те и другие скульптуры покрыли специальными водоотталкивающими растворами, которые должны противостоять разрушающему влиянию питерской погоды.
На фоне пяти только что отреставрированных скульптур состояние остальных девяти кажется еще более запущенным и жалким. Несмотря на это, сотрудники Елагиноостровского дворца-музея полны энтузиазма - компания Magic Systems, выделившая деньги на только что законченную реставрацию, заявила о своей готовности профинансировать восстановление еще пяти скульптур. Тем не менее воодушевленность музейщиков вовсе не значит, что они не ждут помощи от других предпринимателей. Еще четыре скульптуры пока ждут своего часа и своего мецената. Среди них, кстати, и Меркурий, древнегреческий покровитель предпринимателей. ОКСАНА БОЙКО