Культура
ЧУВСТВЕННЫЙ СИМВОЛ СТОЛЕТИЯ
26 декабря
Мария Магдалена фон Лош, дочь прусского офицера, с юных лет мечтала стать актрисой. Повзрослев, она сделала из двух имен одно и взяла себе фамилию отца. Так появилась на сцене одного из берлинских варьете будущая звезда мирового кино Марлен Дитрих. В 1923 году она впервые встанет перед кинокамерой, но ее подлинное рождение как актрисы кино состоится в фильме Джозефа фон Штернберга "Голубой ангел", в котором Дитрих предстанет перед зрителями в образе певички из портового кабачка в Гамбурге. Именно тогда она впервые споет песню "Лола" и публика услышит ее хрипловатый, чувственно-зовущий голос. Cоюз со Штернбергом помог Дитрих освоиться в Голливуде, куда она перебралась в начале 1930-х годов.
Ее вполне можно назвать self-made woman, которая упорно творила миф о самой себе. При огромном множестве романов у Марлен Дитрих был только один законный муж - Руди Зильбер, от которого на свет появилась одна-единственная дочь Мария. Последняя, завидуя матери, опубликует скандальную книгу мемуаров о Дитрих (правда, уже после ее смерти), о ее любовных пристрастиях и увлечениях, ее привычках и скверном характере. Но легенда о "роковом ангеле Марлен" от этого никак не померкла, став еще понятнее по-человечески. Дитрих всегда оставалась женщиной, хотя и знаменитой. В списке ее привязанностей лучшие мужчины ушедшего ХХ века: Эрнест Хэмингуэй, Эрих Мария Ремарк, Фрэнк Синатра, Гари Купер, Керк Дуглас, Юл Бриннер, Кэри Грант, Орсон Уэллс, Морис Шевалье, Жан Габен. Молва приписывала Марлен и славу одной из первых лесбиянок Голливуда. Она ее не опровергала. Недаром один из ее современников тонко заметил: "В Дитрих есть секс, но нет пола".
Тем не менее она была способна на поступки, не свойственные голливудским звездам. Дитрих могла бросить сытую и спокойную жизнь на собственной вилле и отправиться в действующую армию в Европу во время Второй мировой войны, чтобы поддержать своим искусством солдат, которые, кстати, сражались против ее Родины. Она с презрением отвергала неоднократные предложения Гитлера вернуться в Германию и стать первой актрисой нации. В послевоенном мировом кино Дитрих была, пожалуй, одной из самых космополитичных актрис, которая с равным успехом снималась и в США, и во Франции, и в Германии, и в Великобритании. С возрастом блистательной Марлен все чаще и чаще предлагали роли дам голубых кровей. Ей не надо было будить свое воображение, чтобы сыграть их. Она сама была такой. Достаточно вспомнить "Cвидетеля обвинения" или "Нюрнбергский процесс". В последний раз она эффектно появилась на экране в 1978 году в роли хозяйки великосветского салона в картине Дэвида Хэммингса "Просто жиголо", где обучала хорошим манерам рок-певца Дэвида Боуи.
Почувствовав, что теряет былую популярность как кинозвезда, Дитрих решается на дерзкий для своего возраста шаг - она начинает вести активную гастрольную жизнь, выступая по всему миру с сольными программами как певица. В 1964 году маршруты странствий Марлен Дитрих пролегли и через Советский Союз, о котором она впоследствии отзывалась вполне доброжелательно. И недаром. Во время одного из ее выступлений перед ней преклонил колена писатель Константин Паустовский. Она боролась со своими пагубными привычками, болезнями, травмами, грузом прожитых лет до последнего. Ее выступления на сцене продолжались даже тогда, когда Марлен уже перевалило за 70.
Дитрих до конца выдержала дистанцию между своей личной жизнью и легендой. В 1982 году Максимиллиан Шелл уговорил уже пожилую звезду дать ему интервью. Актриса согласилась, но поставила железное условие: в кадре не должно быть видно ее лица. Так родился изумительный по искренности фильм "Марлен", в котором мы как бы листаем страницы ее бурной и яркой жизни, но ни разу не видим лица той, что сводила с ума миллионы поклонников.
Она тихо и одиноко угасала в своей парижской квартире на улице Монтеньяка, ведя добровольную жизнь затворницы. Ее книга жизни была окончена 6 мая 1992 года. Марлен Дитрих заснула вечным сном в окружении своих воспоминаний и фотографий. Через несколько дней был открыт знаменитый Каннский кинофестиваль, с плакатов которого смотрела на зрителей вечная и несокрушимая Марлен в образе одной из своих любимых героинь - Лилии из "Шанхайского экспресса".
Ее гроб задрапировали американским флагом и отправили на самолете из Парижа в Берлин. Там он был накрыт флагом уже объединенной Германии и опущен в землю ее родины на кладбище, рядом с могилой матери. Старый воин любви наконец-то вернулся домой. Она оставила после себя легенду, которая позволила ей обмануть смерть и время. CЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО
Ее вполне можно назвать self-made woman, которая упорно творила миф о самой себе. При огромном множестве романов у Марлен Дитрих был только один законный муж - Руди Зильбер, от которого на свет появилась одна-единственная дочь Мария. Последняя, завидуя матери, опубликует скандальную книгу мемуаров о Дитрих (правда, уже после ее смерти), о ее любовных пристрастиях и увлечениях, ее привычках и скверном характере. Но легенда о "роковом ангеле Марлен" от этого никак не померкла, став еще понятнее по-человечески. Дитрих всегда оставалась женщиной, хотя и знаменитой. В списке ее привязанностей лучшие мужчины ушедшего ХХ века: Эрнест Хэмингуэй, Эрих Мария Ремарк, Фрэнк Синатра, Гари Купер, Керк Дуглас, Юл Бриннер, Кэри Грант, Орсон Уэллс, Морис Шевалье, Жан Габен. Молва приписывала Марлен и славу одной из первых лесбиянок Голливуда. Она ее не опровергала. Недаром один из ее современников тонко заметил: "В Дитрих есть секс, но нет пола".
Тем не менее она была способна на поступки, не свойственные голливудским звездам. Дитрих могла бросить сытую и спокойную жизнь на собственной вилле и отправиться в действующую армию в Европу во время Второй мировой войны, чтобы поддержать своим искусством солдат, которые, кстати, сражались против ее Родины. Она с презрением отвергала неоднократные предложения Гитлера вернуться в Германию и стать первой актрисой нации. В послевоенном мировом кино Дитрих была, пожалуй, одной из самых космополитичных актрис, которая с равным успехом снималась и в США, и во Франции, и в Германии, и в Великобритании. С возрастом блистательной Марлен все чаще и чаще предлагали роли дам голубых кровей. Ей не надо было будить свое воображение, чтобы сыграть их. Она сама была такой. Достаточно вспомнить "Cвидетеля обвинения" или "Нюрнбергский процесс". В последний раз она эффектно появилась на экране в 1978 году в роли хозяйки великосветского салона в картине Дэвида Хэммингса "Просто жиголо", где обучала хорошим манерам рок-певца Дэвида Боуи.
Почувствовав, что теряет былую популярность как кинозвезда, Дитрих решается на дерзкий для своего возраста шаг - она начинает вести активную гастрольную жизнь, выступая по всему миру с сольными программами как певица. В 1964 году маршруты странствий Марлен Дитрих пролегли и через Советский Союз, о котором она впоследствии отзывалась вполне доброжелательно. И недаром. Во время одного из ее выступлений перед ней преклонил колена писатель Константин Паустовский. Она боролась со своими пагубными привычками, болезнями, травмами, грузом прожитых лет до последнего. Ее выступления на сцене продолжались даже тогда, когда Марлен уже перевалило за 70.
Дитрих до конца выдержала дистанцию между своей личной жизнью и легендой. В 1982 году Максимиллиан Шелл уговорил уже пожилую звезду дать ему интервью. Актриса согласилась, но поставила железное условие: в кадре не должно быть видно ее лица. Так родился изумительный по искренности фильм "Марлен", в котором мы как бы листаем страницы ее бурной и яркой жизни, но ни разу не видим лица той, что сводила с ума миллионы поклонников.
Она тихо и одиноко угасала в своей парижской квартире на улице Монтеньяка, ведя добровольную жизнь затворницы. Ее книга жизни была окончена 6 мая 1992 года. Марлен Дитрих заснула вечным сном в окружении своих воспоминаний и фотографий. Через несколько дней был открыт знаменитый Каннский кинофестиваль, с плакатов которого смотрела на зрителей вечная и несокрушимая Марлен в образе одной из своих любимых героинь - Лилии из "Шанхайского экспресса".
Ее гроб задрапировали американским флагом и отправили на самолете из Парижа в Берлин. Там он был накрыт флагом уже объединенной Германии и опущен в землю ее родины на кладбище, рядом с могилой матери. Старый воин любви наконец-то вернулся домой. Она оставила после себя легенду, которая позволила ей обмануть смерть и время. CЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО