Общество
НЕ "ДИСНЕЙЛЕНД", НО ДОМ ВОЛШЕБНЫЙ
27 декабря
Можно, конечно, сказать, что это необычная экспозиция, что она волшебная, удивительная, праздничная, но от этого "во рту не станет сладко" и никакого представления о "Рождестве в нашем доме" вы не получите. Пока не придете сами, и обязательно с детьми, семейным, так сказать, выходом, и не ощутите всего восторга, уюта, очарования этого действа. И вот тогда душа затрепещет и размякнет, и вы почувствуете столь несвойственное и столь необходимое нашему времени умиление. Потому что если у вас в детстве были хорошие, добрые домашние праздники, то вы их сейчас же вспомните во всех подробностях, а если таковых пережить не удалось, то порадуетесь тому, что сможете показать такой праздник своим детям.
Придумала, создала и продолжает стоически каждый год делать все это заново замечательная художница театра и кино, тонкая, мудрая женщина Марина Азизян, которая, видимо, знает, что красота если и не спасет мир, то сделает его хоть чуточку лучше.
- Меня всегда, с одной стороны, восхищает этот рождественский бум на Западе, а с другой - я думаю, что все там далеко до собственно праздника, до раздумий о сущности Рождества Христова. А у нас каждый год выставка имеет определенную тему. Тема нынешнего года - "Пещера. Рождественская ночь". И каждый из художников - а вокруг Рождества в Фонтанном доме собралась замечательная группа: Елена Губанова, Иван Говорков, Ольга и Александр Флоренские, Петр Татарников, Анатолий Заславский, Завен Аршакуни и многие другие - создал самые разные работы на эту тему. Главное, чтобы все пахло детством. Чтоб возникало ощущение домашней, а не казенной затеи.
Ведь все началось с того, что я начала ворчать: надоели Дед Мороз, Снегурочка, раз, два, три, елочка, гори... Но ворчать-то мы все горазды, а вот поди придумай в противовес что-нибудь новое. Решила, что это будет только Рождество, а не Новый год. Будут детские забавы, но не те привычные, давно набившие оскомину, вроде бега в мешках, а какие-то новые, воспитывающие в то же время хороший вкус. Например, загадывание желаний - это ведь тоже воспитание вкуса. Что ты хочешь больше: автомобиль или погулять с хорошим человеком по набережной. У нас приветствуются романтические желания.
За пять лет уже появился свой круг зрителей. Приходят по несколько раз, приносят подарки. Очень трогательно, когда совсем крохи приходят с чем-нибудь вкусным и протягивают - вот, возьмите мой подарок.
Удивительно, но нам удалось сохранить наш дух, атмосферу, даже когда мы поехали с нашим рождественским спектаклем в Германию. Там, где все в тучных гирляндах, перевитых нарядными лентами, удивить какой-то иной рождественской эстетикой трудно. Мы выступали в зале дискотеки, я выгородила внутри этого зала ширму. Просто черная ширма с лошадками, а между ними просто травинки... Вот почему это трогает, не знаю. Простотой, домашностью... У меня самой первое ощущение театра возникло, когда мама, закрывая окна на зиму, устраивала между рам такой спектакль, сейчас бы сказали инсталляцию. После войны это было очень распространено, особенно в окнах первого этажа. Маленькая статуэтка Льва Толстого, а рядом Плисецкая - и стоят они во мху с грибочками и зайчиками. У людей не было денег, чтоб порадовать себя и детей. А такие представления они могли себе позволить - мир между домом (пещерой) и светом (улицей)... Уголок объемной сказки...
Мы все делаем малыми средствами. Больших нет и не предвидится. Комитет по культуре дал нынче 21 тысячу рублей на все про все: на покупку тканей, на рекламу, на конфеты детям. А ведь хочется, чтоб было настоящее Рождество, и обязательно домашнее, а в доме принято угощать. Так что приходится вкладывать не только труды, но и собственные денежки. Хорошо, что я не одна. Все у нас работают бесплатно: и художники, и замечательные молодые актеры-кукольники... Очень добра к нам и Нина Ивановна Попова, директор Музея Ахматовой, которая милостиво пустила нас под эту крышу. И никогда не спрашивает, что у нас будет и как, - она нам доверяет. И сам этот дом волшебный, над которым явно есть какая-то высшая опека.
Конечно, хочется создать не просто маленький театрик, а некий комплекс, состоящий из театра и выставочного помещения-клуба. Ребята-кукольники, с которыми я постоянно работаю, замечательные творческие люди, могли бы создать там к восторгу детворы невероятный волшебный мир. Не "Диснейленд", а мир, в котором существуют поэзия, музыка, театр, живопись для больших и маленьких. Хотелось бы это сделать на Васильевском острове, где мало культурных детских учреждений. Ведь у нас почему-то все концентрируется на Невском.... АЛЕКСАНДР УРЕС
Придумала, создала и продолжает стоически каждый год делать все это заново замечательная художница театра и кино, тонкая, мудрая женщина Марина Азизян, которая, видимо, знает, что красота если и не спасет мир, то сделает его хоть чуточку лучше.
- Меня всегда, с одной стороны, восхищает этот рождественский бум на Западе, а с другой - я думаю, что все там далеко до собственно праздника, до раздумий о сущности Рождества Христова. А у нас каждый год выставка имеет определенную тему. Тема нынешнего года - "Пещера. Рождественская ночь". И каждый из художников - а вокруг Рождества в Фонтанном доме собралась замечательная группа: Елена Губанова, Иван Говорков, Ольга и Александр Флоренские, Петр Татарников, Анатолий Заславский, Завен Аршакуни и многие другие - создал самые разные работы на эту тему. Главное, чтобы все пахло детством. Чтоб возникало ощущение домашней, а не казенной затеи.
Ведь все началось с того, что я начала ворчать: надоели Дед Мороз, Снегурочка, раз, два, три, елочка, гори... Но ворчать-то мы все горазды, а вот поди придумай в противовес что-нибудь новое. Решила, что это будет только Рождество, а не Новый год. Будут детские забавы, но не те привычные, давно набившие оскомину, вроде бега в мешках, а какие-то новые, воспитывающие в то же время хороший вкус. Например, загадывание желаний - это ведь тоже воспитание вкуса. Что ты хочешь больше: автомобиль или погулять с хорошим человеком по набережной. У нас приветствуются романтические желания.
За пять лет уже появился свой круг зрителей. Приходят по несколько раз, приносят подарки. Очень трогательно, когда совсем крохи приходят с чем-нибудь вкусным и протягивают - вот, возьмите мой подарок.
Удивительно, но нам удалось сохранить наш дух, атмосферу, даже когда мы поехали с нашим рождественским спектаклем в Германию. Там, где все в тучных гирляндах, перевитых нарядными лентами, удивить какой-то иной рождественской эстетикой трудно. Мы выступали в зале дискотеки, я выгородила внутри этого зала ширму. Просто черная ширма с лошадками, а между ними просто травинки... Вот почему это трогает, не знаю. Простотой, домашностью... У меня самой первое ощущение театра возникло, когда мама, закрывая окна на зиму, устраивала между рам такой спектакль, сейчас бы сказали инсталляцию. После войны это было очень распространено, особенно в окнах первого этажа. Маленькая статуэтка Льва Толстого, а рядом Плисецкая - и стоят они во мху с грибочками и зайчиками. У людей не было денег, чтоб порадовать себя и детей. А такие представления они могли себе позволить - мир между домом (пещерой) и светом (улицей)... Уголок объемной сказки...
Мы все делаем малыми средствами. Больших нет и не предвидится. Комитет по культуре дал нынче 21 тысячу рублей на все про все: на покупку тканей, на рекламу, на конфеты детям. А ведь хочется, чтоб было настоящее Рождество, и обязательно домашнее, а в доме принято угощать. Так что приходится вкладывать не только труды, но и собственные денежки. Хорошо, что я не одна. Все у нас работают бесплатно: и художники, и замечательные молодые актеры-кукольники... Очень добра к нам и Нина Ивановна Попова, директор Музея Ахматовой, которая милостиво пустила нас под эту крышу. И никогда не спрашивает, что у нас будет и как, - она нам доверяет. И сам этот дом волшебный, над которым явно есть какая-то высшая опека.
Конечно, хочется создать не просто маленький театрик, а некий комплекс, состоящий из театра и выставочного помещения-клуба. Ребята-кукольники, с которыми я постоянно работаю, замечательные творческие люди, могли бы создать там к восторгу детворы невероятный волшебный мир. Не "Диснейленд", а мир, в котором существуют поэзия, музыка, театр, живопись для больших и маленьких. Хотелось бы это сделать на Васильевском острове, где мало культурных детских учреждений. Ведь у нас почему-то все концентрируется на Невском.... АЛЕКСАНДР УРЕС