Культура
ЮРИЙ ТЕМИРКАНОВ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАРМОНИИ: ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ИМЕНА
27 декабря
- Я рад тому, что фестиваль наконец начинает приходить в рамки первоначального замысла, а именно - представлять разнообразие жанров. И не только в музыке, но и в изобразительном искусстве. Это принцип нашего фестиваля, который во многом определяется его названием "Площадь Искусств". Второй не менее важный для нас принцип - показ на фестивале молодых и многообещающих талантов. Так было на двух предыдущих фестивалях. Так будет и на этот раз. Для молодых исполнителей "Площадь Искусств" становится хорошей стартовой площадкой. К примеру, в концерте вместе с маэстро Джанандреа Нозеда выступит молодая скрипачка из Германии Джулия Фишер. Ей всего 17 лет.
- Многое из объявленной программы Третьего фестиваля можно анонсировать словом "впервые"...
- Впервые в рамках "Площади Искусств" в Большом зале Филармонии состоится балетный вечер Анастасии Волочковой. Программа, которую готовит эта балерина, позволит увидеть публике совершенно неизвестные номера. Впервые выступит и знаменитый "Терем-квартет", который специально скорректировал собственные планы празднования 15-летия ансамбля, чтобы участвовать в фестивале. Еще одна российская премьера в рамках фестиваля - дебют в Петербурге известного норвежского пианиста Лейфа Ове Андснеса, который очень популярен сегодня во всем мире. И я рад, что он дважды выступит в Петербурге. Конечно, мы можем порадоваться и тому, что Русский музей во время фестиваля открывает как концертную площадку Белый зал в Мраморном дворце. У этого зала с прекрасной акустикой большое будущее. Там выступит камерное трио в составе Дмитрия Махтина, Александра Князева и Бориса Березовского. Это будет светское событие точно так же, как и уже традиционный новогодний бал в Юсуповском дворце.
- На петербургской площади Искусств находится не только Филармония. Вы не планируете расширение состава участников фестиваля?
- Вы прекрасно понимаете, что это не так легко сделать, как кажется на первый взгляд. Не зайдешь ведь просто так в театр или музей и не скажешь: "Хотите участвовать в фестивале?" Есть некие организационные проблемы. Да и идеологически все тоже непросто. Пока основной костяк участников фестиваля остается прежним, но расширение его состава - дело будущего. Тем более что следующие два фестиваля - четвертый и пятый - обрамляют год 300-летия Петербурга, и мы всерьез размышляем над их будущей программой.
- В чем же трудности расширения cостава участников? В том, что будут представлены разные жанры и виды искусств?
- Трудности как раз не в разнообразии жанров. Это мы как раз и приветствуем. Просто я, как художественный руководитель фестиваля, не имею права брать в его программу все, что мне предлагают. Критерии отбора у нас весьма высокие. В том числе и профессиональные.
- За кем последнее слово в отборе участников?
- За мною, что соответствует моему статусу руководителя фестиваля. И как только, предположим, мы решаем положительно вопрос о чьем-либо участии, то сразу возникает вопрос: а кто за что будет платить? Подобные вопросы просто так не решишь. У фестиваля есть определенный бюджет, исходя из которого и формируется его программа.
- Можно ли предположить, что в будущем в фестивале будет участвовать кто-нибудь из суперпопулярных исполнителей классики. Николай Басков, например?
- Надеюсь, что он никогда не будет выступать в программе фестиваля "Площадь Искусств".
- А вы можете сформулировать свой принцип отбора участников фестивальной программы?
- Принцип такой - имеет ли это отношение к культуре? Мне небезразлично качество предлагаемого культурного продукта. Поэтому на нынешнем фестивале играет Гидон Кремер, поет Сергей Лейферкус и дирижирует Геннадий Рождественский.
- Раньше в это же самое время в Петербурге происходил международный музыкальный фестиваль "Рождественские встречи в Северной Пальмире", к которому вы имели непосредственное отношение. Какова его нынешняя судьба?
- Когда мы начинали раскручивать новый фестиваль, то происходила постоянная путаница в умах гостей города и любителей музыки. Теперь два фестиваля разведены по времени. "Рождественские встречи" начнутся 8 января, и в его рамках также состоятся концерты в Большом зале Филармонии.
- Вам комфортно проводить фестиваль именно в зимнее время?
- Мы и раньше работали зимой активно, безо всяких фестивалей. "Площадь Искусств" сложно проводить потому, что иностранцы привыкли в эти дни сидеть дома, отмечая Рождество и Новый год. Они ведь считают, что у нас зимой по улицам бегают медведи, а мы только и делаем, что пьем водку. Мы намерены их в этом разубедить. Однако такие вещи в год-два не делаются. На это необходимо время, но ведь в Петербурге светская и культурная жизнь всегда была активна именно зимой. Записал СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО
- Многое из объявленной программы Третьего фестиваля можно анонсировать словом "впервые"...
- Впервые в рамках "Площади Искусств" в Большом зале Филармонии состоится балетный вечер Анастасии Волочковой. Программа, которую готовит эта балерина, позволит увидеть публике совершенно неизвестные номера. Впервые выступит и знаменитый "Терем-квартет", который специально скорректировал собственные планы празднования 15-летия ансамбля, чтобы участвовать в фестивале. Еще одна российская премьера в рамках фестиваля - дебют в Петербурге известного норвежского пианиста Лейфа Ове Андснеса, который очень популярен сегодня во всем мире. И я рад, что он дважды выступит в Петербурге. Конечно, мы можем порадоваться и тому, что Русский музей во время фестиваля открывает как концертную площадку Белый зал в Мраморном дворце. У этого зала с прекрасной акустикой большое будущее. Там выступит камерное трио в составе Дмитрия Махтина, Александра Князева и Бориса Березовского. Это будет светское событие точно так же, как и уже традиционный новогодний бал в Юсуповском дворце.
- На петербургской площади Искусств находится не только Филармония. Вы не планируете расширение состава участников фестиваля?
- Вы прекрасно понимаете, что это не так легко сделать, как кажется на первый взгляд. Не зайдешь ведь просто так в театр или музей и не скажешь: "Хотите участвовать в фестивале?" Есть некие организационные проблемы. Да и идеологически все тоже непросто. Пока основной костяк участников фестиваля остается прежним, но расширение его состава - дело будущего. Тем более что следующие два фестиваля - четвертый и пятый - обрамляют год 300-летия Петербурга, и мы всерьез размышляем над их будущей программой.
- В чем же трудности расширения cостава участников? В том, что будут представлены разные жанры и виды искусств?
- Трудности как раз не в разнообразии жанров. Это мы как раз и приветствуем. Просто я, как художественный руководитель фестиваля, не имею права брать в его программу все, что мне предлагают. Критерии отбора у нас весьма высокие. В том числе и профессиональные.
- За кем последнее слово в отборе участников?
- За мною, что соответствует моему статусу руководителя фестиваля. И как только, предположим, мы решаем положительно вопрос о чьем-либо участии, то сразу возникает вопрос: а кто за что будет платить? Подобные вопросы просто так не решишь. У фестиваля есть определенный бюджет, исходя из которого и формируется его программа.
- Можно ли предположить, что в будущем в фестивале будет участвовать кто-нибудь из суперпопулярных исполнителей классики. Николай Басков, например?
- Надеюсь, что он никогда не будет выступать в программе фестиваля "Площадь Искусств".
- А вы можете сформулировать свой принцип отбора участников фестивальной программы?
- Принцип такой - имеет ли это отношение к культуре? Мне небезразлично качество предлагаемого культурного продукта. Поэтому на нынешнем фестивале играет Гидон Кремер, поет Сергей Лейферкус и дирижирует Геннадий Рождественский.
- Раньше в это же самое время в Петербурге происходил международный музыкальный фестиваль "Рождественские встречи в Северной Пальмире", к которому вы имели непосредственное отношение. Какова его нынешняя судьба?
- Когда мы начинали раскручивать новый фестиваль, то происходила постоянная путаница в умах гостей города и любителей музыки. Теперь два фестиваля разведены по времени. "Рождественские встречи" начнутся 8 января, и в его рамках также состоятся концерты в Большом зале Филармонии.
- Вам комфортно проводить фестиваль именно в зимнее время?
- Мы и раньше работали зимой активно, безо всяких фестивалей. "Площадь Искусств" сложно проводить потому, что иностранцы привыкли в эти дни сидеть дома, отмечая Рождество и Новый год. Они ведь считают, что у нас зимой по улицам бегают медведи, а мы только и делаем, что пьем водку. Мы намерены их в этом разубедить. Однако такие вещи в год-два не делаются. На это необходимо время, но ведь в Петербурге светская и культурная жизнь всегда была активна именно зимой. Записал СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО