Культура
ВЫЙДЕМ В ЕВРОПУ ЧЕРЕЗ ОКОШКО ТЕАТРАЛЬНОЙ КАССЫ
05 января
У нас это практикуют только отдельные театры в Москве и несколько - в провинции. У Петербурга есть шанс первым в России создать единую сеть, объединить все зрелищные учреждения в одну систему.
Новшество просто и удобно. Вы приходите в любую кассу - хоть в самом театре, хоть на краю города - и выбираете какое хотите место в зрительном зале, не ограничиваясь, как сейчас, местами, имеющимися в распоряжении кассира. И вам хорошо, и кассиру - ему не придется путем сложных манипуляций разыскивать необходимый вам билет по всему городу. И театрам новая система подходит: администратор нажмет несколько клавиш и без дополнительных социологических опросов узнает, где охотнее всего покупают билеты в его театр, в каком районе живет публика партера, а в каком - третьего яруса, где и что из репертуара стоит усиленно рекламировать, и не нужно ли повысить или, наоборот, снизить цены на последнюю премьеру. То есть театры, равно как и концертные залы, и другие зрелищные учреждения, будут работать не с "посетителем вообще", а стараться, чтобы конкретному петербуржцу, на которого ориентировано мероприятие, можно было продать именно тот билет, который он хочет купить, и именно за те деньги, которые он готов заплатить.
Нашлись инвесторы - ООО "Аксиома", - которые готовы эту затею финансировать. Куплены компьютеры - по два в каждый театр, по одному в каждую театральную кассу, а также необходимые для обслуживания сети. Выделены деньги на установление системы связи. Организованы компьютерные курсы для обучения театральных кассиров и администраторов. Появилось все, чтобы проложить европейские рельсы и двигаться по ним в сторону цивилизации. И тут начались проблемы.
В дирекцию театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс для проведения реформ пришла новая команда. Во главе ее встал человек, не имевший опыта работы в подобной среде. Люди с технократическим мышлением и горячими головами не сразу осознали, что в чужой монастырь со своим уставом не входят. В их понимании кассир представлялся человеком, принимающим от покупателя деньги и распечатывающим на принтере заказанный билет. Для театров же кассир всегда был другом и соратником, а для зрителя - советчиком. Дирекции нужно было запустить в работу компьютерную сеть. Театры беспокоились, что эта сеть разрушит десятилетиями функционировавшую, пусть и устаревшую, систему, не создав предварительно новой. Театры повергли дирекцию в растерянность, а дирекция театры - в настороженность.
Новое руководство дирекции предполагало, что ему удастся в приказном порядке изменить отношения с театрами. Театры эти условия игры принимать отказались наотрез. И не из-за капризов или стереотипного мышления. Просто практики понимали, что навязываемый способ существования невозможен по всем параметрам. Театры не хотели лишаться оригинального макета билета и заодно рекламной площади на обратной стороне билета, которую дирекция считала "своей". Кассиров на курсах толком ничему не научили, а между тем каждое неловкое нажатие клавиши кассиром может привести к сбою всей системы. Логотип конкретного театра на едином для всех зрелищных учреждений билете - то есть символ, знак именно этого театра, давно разработанный и зрителю привычный, - проглядывался с трудом. Предложенный проект договора с дирекцией загонял театры в кабалу.
Вместе с деньгами инвесторов в театральную жизнь города пришли взаимные подозрения, необоснованные обвинения, непроверенные слухи. Директора театров, не возражая против цивилизованной продажи билетов, всерьез опасались вынужденного подчинения тому, кто должен быть лишь посредником между ними и публикой. Дирекции театральных касс гневные протесты директоров казались надуманными. Вместо совместной работы начиналась информационная война. Конфликт вышел далеко за пределы узкого круга, в котором он должен был решаться, и стремительно перерастал в скандал городского масштаба. Благое дело оказалось на грани срыва.
Тогда Союз театральных деятелей вместе с комитетом по культуре созвал согласительную комиссию, куда вошли представители комитета, дирекции театральных касс, петербургских театров, специалисты в области компьютерных технологий и независимые эксперты. Враждующие стороны наконец начали договариваться, формулировать проблемы и делиться информацией. Оказалось, общий язык найти можно - нужно только захотеть. В процессе переговоров сошли на нет многие противоречия. Руководство дирекции признало, что, поторопившись, поставило телегу перед лошадью. Театры сняли часть своих претензий. Впереди еще огромная работа, и нет такой волшебной палочки, по мановению которой с первого января все театры и все театральные кассы заживут новой, прогрессивной и счастливой жизнью.
Можно найти, куда поставить офисную технику. Можно обучить кассиров от мала до велика высшему пилотажу компьютерной грамотности. Можно разобраться с типовыми и оригинальными билетами. Можно решить все вопросы с рекламой и ее размещением. Это, конечно, дело не нескольких дней, но все это возможно. Беда в том, что все упирается в несовершенство правовой базы. Законодательство не успевает за реальной жизнью. Впрочем, согласительная комиссия считает возможным эти процессы проводить параллельно. С одной стороны, Министерство культуры и комитет по культуре администрации Петербурга создадут группу специалистов, которая будет разрабатывать проекты необходимых новых документов. С другой стороны, театры вместе с дирекцией театральных касс по совместно продуманному плану будут готовиться к внедрению компьютерной системы продажи билетов, которую планируется пустить в действие с нового сезона.
Так что не исключено, что, вернувшись в конце лета из отпуска, вы зайдете в театральную кассу возле своего дома, скажем в Купчино или на Пороховых, и спросите: "А что у вас есть на завтра в Мариинку (в Ленсовета, в Комиссаржевку, в Ледовый дворец)?.." И кассир, рассказывая, что именно идет завтра в вашем любимом театре, повернет к вам светящийся экран монитора с планом зрительного зала и предложит: "Выбирайте". И вы почувствуете себя европейцем. МАРИАННА АЛЕШИНА
Новшество просто и удобно. Вы приходите в любую кассу - хоть в самом театре, хоть на краю города - и выбираете какое хотите место в зрительном зале, не ограничиваясь, как сейчас, местами, имеющимися в распоряжении кассира. И вам хорошо, и кассиру - ему не придется путем сложных манипуляций разыскивать необходимый вам билет по всему городу. И театрам новая система подходит: администратор нажмет несколько клавиш и без дополнительных социологических опросов узнает, где охотнее всего покупают билеты в его театр, в каком районе живет публика партера, а в каком - третьего яруса, где и что из репертуара стоит усиленно рекламировать, и не нужно ли повысить или, наоборот, снизить цены на последнюю премьеру. То есть театры, равно как и концертные залы, и другие зрелищные учреждения, будут работать не с "посетителем вообще", а стараться, чтобы конкретному петербуржцу, на которого ориентировано мероприятие, можно было продать именно тот билет, который он хочет купить, и именно за те деньги, которые он готов заплатить.
Нашлись инвесторы - ООО "Аксиома", - которые готовы эту затею финансировать. Куплены компьютеры - по два в каждый театр, по одному в каждую театральную кассу, а также необходимые для обслуживания сети. Выделены деньги на установление системы связи. Организованы компьютерные курсы для обучения театральных кассиров и администраторов. Появилось все, чтобы проложить европейские рельсы и двигаться по ним в сторону цивилизации. И тут начались проблемы.
В дирекцию театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс для проведения реформ пришла новая команда. Во главе ее встал человек, не имевший опыта работы в подобной среде. Люди с технократическим мышлением и горячими головами не сразу осознали, что в чужой монастырь со своим уставом не входят. В их понимании кассир представлялся человеком, принимающим от покупателя деньги и распечатывающим на принтере заказанный билет. Для театров же кассир всегда был другом и соратником, а для зрителя - советчиком. Дирекции нужно было запустить в работу компьютерную сеть. Театры беспокоились, что эта сеть разрушит десятилетиями функционировавшую, пусть и устаревшую, систему, не создав предварительно новой. Театры повергли дирекцию в растерянность, а дирекция театры - в настороженность.
Новое руководство дирекции предполагало, что ему удастся в приказном порядке изменить отношения с театрами. Театры эти условия игры принимать отказались наотрез. И не из-за капризов или стереотипного мышления. Просто практики понимали, что навязываемый способ существования невозможен по всем параметрам. Театры не хотели лишаться оригинального макета билета и заодно рекламной площади на обратной стороне билета, которую дирекция считала "своей". Кассиров на курсах толком ничему не научили, а между тем каждое неловкое нажатие клавиши кассиром может привести к сбою всей системы. Логотип конкретного театра на едином для всех зрелищных учреждений билете - то есть символ, знак именно этого театра, давно разработанный и зрителю привычный, - проглядывался с трудом. Предложенный проект договора с дирекцией загонял театры в кабалу.
Вместе с деньгами инвесторов в театральную жизнь города пришли взаимные подозрения, необоснованные обвинения, непроверенные слухи. Директора театров, не возражая против цивилизованной продажи билетов, всерьез опасались вынужденного подчинения тому, кто должен быть лишь посредником между ними и публикой. Дирекции театральных касс гневные протесты директоров казались надуманными. Вместо совместной работы начиналась информационная война. Конфликт вышел далеко за пределы узкого круга, в котором он должен был решаться, и стремительно перерастал в скандал городского масштаба. Благое дело оказалось на грани срыва.
Тогда Союз театральных деятелей вместе с комитетом по культуре созвал согласительную комиссию, куда вошли представители комитета, дирекции театральных касс, петербургских театров, специалисты в области компьютерных технологий и независимые эксперты. Враждующие стороны наконец начали договариваться, формулировать проблемы и делиться информацией. Оказалось, общий язык найти можно - нужно только захотеть. В процессе переговоров сошли на нет многие противоречия. Руководство дирекции признало, что, поторопившись, поставило телегу перед лошадью. Театры сняли часть своих претензий. Впереди еще огромная работа, и нет такой волшебной палочки, по мановению которой с первого января все театры и все театральные кассы заживут новой, прогрессивной и счастливой жизнью.
Можно найти, куда поставить офисную технику. Можно обучить кассиров от мала до велика высшему пилотажу компьютерной грамотности. Можно разобраться с типовыми и оригинальными билетами. Можно решить все вопросы с рекламой и ее размещением. Это, конечно, дело не нескольких дней, но все это возможно. Беда в том, что все упирается в несовершенство правовой базы. Законодательство не успевает за реальной жизнью. Впрочем, согласительная комиссия считает возможным эти процессы проводить параллельно. С одной стороны, Министерство культуры и комитет по культуре администрации Петербурга создадут группу специалистов, которая будет разрабатывать проекты необходимых новых документов. С другой стороны, театры вместе с дирекцией театральных касс по совместно продуманному плану будут готовиться к внедрению компьютерной системы продажи билетов, которую планируется пустить в действие с нового сезона.
Так что не исключено, что, вернувшись в конце лета из отпуска, вы зайдете в театральную кассу возле своего дома, скажем в Купчино или на Пороховых, и спросите: "А что у вас есть на завтра в Мариинку (в Ленсовета, в Комиссаржевку, в Ледовый дворец)?.." И кассир, рассказывая, что именно идет завтра в вашем любимом театре, повернет к вам светящийся экран монитора с планом зрительного зала и предложит: "Выбирайте". И вы почувствуете себя европейцем. МАРИАННА АЛЕШИНА