Общество

ВСЕ МЫ ЛИШЬ ЖИЛЬЦЫ.... ДОМОВ

11 января
ВЫВОД ПЕРВЫЙ: ЗАКАЛЕНЫ В БОРЬБЕ

Петербуржцы в массе своей обладают всеми качествами для того, чтобы сделать свою жизнь, а именно среду обитания, быт в коммунальном доме, лучше. Эти качества - стойкость, терпение, настойчивость, упорство, оптимизм, умение посмеяться над собой и другими (в данном случае соседями, ЖЭКами, властями) - присутствуют у них генетически, были идеологически укреплены в годы советской власти и развиты на практике за последние десять лет индивидуального существования, когда всех бросили в воду, не объяснив, как надо плавать и куда выплывать.

ВЫВОД ВТОРОЙ - ПРАКТИЧЕСКИЙ И ГЛАВНЫЙ (ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ВЫЖИТЬ): БОМБИТЬ И ЕЩЕ РАЗ БОМБИТЬ!

Спасение утопающих (в буквальном смысле) в своей квартире - дело рук самих утопающих.
Это, конечно, не означает, что жильцы сами должны уметь чинить сантехнику, оборудование и ликвидировать аварии (аварийные службы у нас работают очень даже неплохо), хотя элементарные вещи знать надо.
Итак, как добивались петербуржцы своего, когда им надо было поменять трубы, починить электрощиты, отремонтировать лифт, подъезд, заставить убирать лестницы, опорожнять мусоропровод, укрепить входные двери и даже оборудовать подъезд и посадить в нем консьержку?
Из опыта петербуржцев - практические советы.
1. Если у вас что-то сломалось, сделайте заявку на ремонт в службу диспетчера вашего ЖЭКа.
2. Если через день-два реакции нет, не поленитесь и сходите в ваш ЖЭК, отнесите письменное заявление с требованием ремонта и т. п. и проследите, чтобы оно было обязательно зарегистрировано. (Кстати, в ЖЭКах есть теперь человек по работе с жалобами от населения.) Постарайтесь отправить свое заявление во все инстанции и службы вашего ЖЭКа. При этом не забудьте указать, что требуете исключить из коммунальных платежей по вашей квартире оплату услуги, которая с такого-то числа вам не оказывалась (графа "недопоставка услуг").
3. Если реакции вновь нет, начинайте "бомбардировку". (Так назвала этот этап - самый важный - одна наша читательница.) Это означает постоянную рассылку заявлений с изложением ваших требований во все инстанции, имеющие отношение к вашей жилищно-коммунальной проблеме, - в ЖЭК, РЖА, администрацию района, города, депутатам всех уровней (в Москву и президенту писать не надо: все можно решить на местном уровне). Лучше всего такие заявления посылать факсом или прямо с компьютера.
И вот тут вам придется переходить от индивидуальных к коллективным действиям. Потому что, если у вас нет ни факса, ни компьютера, дело может застопориться, ибо заявление надо посылать быстро и большим тиражом. Тем не менее в подъезде всегда можно найти людей с такой техникой.
Это, кстати, хороший повод для объединения жильцов и база для дальнейших коллективных действий в улучшении своего быта.
По рассказам петербуржцев, такая активная осада рано или поздно заканчивается победой. Причем успешнее всего осада, если она выражается не в истерических требованиях и криках, а в методически спокойном долблении и капании "на мозги". Как говорится, вода камень точит. Так, например, закончилась эпопея с ремонтом подъезда одной нашей читательницы, проживающей в Купчине в типичном блочном доме. Осада, правда, длилась чуть ли не год, но факсы, заявления, требования - и подъезд отремонтирован, трубы починены, лифт работает.
4. Еще одна немаловажная деталь процесса борьбы. Нельзя воспринимать работников жилкоммунхоза лишь как врагов. Они не только такие же люди, как и мы, но еще и работают в такой сфере нашего "народного хозяйства", которая труднее всего поддается реформированию, ибо отягощена и старыми кадрами, и старыми нормами, и привычками. Многие, кто там трудятся, и хотели бы сделать лучше, да не знают как.
Поэтому не забывайте поблагодарить тех, кто вам помог в решении вашей проблемы: сантехника, диспетчера, управдома, депутата, дворника, а также проинформировать начальство об успехах их подчиненных. Моя подруга, например, написала благодарственное письмо Сергею Тарасову о том, какую заботу проявил о своих избирателях депутат, работающий в составе Законодательного собрания, которым тот руководит.
5. Чтобы проблемы решались, нужны, конечно, "активисты". И как показывают мои беседы с петербуржцами, в подъезде всегда находится человек (люди) с активной жизненной позицией. Именно они звонят в аварийные службы, вызывают (не дай бог) пожарных, МЧС, добиваются ремонта. Действия "активистов" будят жильцов. И вот они уже "скинулись" на хорошую дверь, замок, в процессе борьбы познакомились, объединились. А дальше - больше. Им захотелось консьержку. Желание вполне законное, потому что, как считает председатель домкома по ул. Стойкости, 19, Михаил Семенович Ковалев, "наличие дежурного в подъезде гарантирует в большинстве случаев разумное поведение человека в общественном месте. Не каждый решится тогда на противоправные действия".
Кстати, в этом домкоме разработан пакет документов, необходимых для создания службы консьержей. При 50 квартирах в подъезде минимальный взнос на содержание этой службы составит 34 - 50 рублей в месяц с квартиры. (А как мы помним, по данным опроса, которые я приводила в предыдущей статье, люди готовы платить в среднем 106 рублей. При том что такую активную готовность проявила только половина опрошенных петербуржцев, тем не менее, понимая материальные трудности соседей, они готовы платить даже и за них.)
Наконец-то в нашем городе у значительной части населения созрело понимание того, что подъезд - это не ничья территория, а наше общее пространство. От того, в каком оно будет состоянии, зависит многое в нашей личной жизни - и безопасность, и здоровье, и, между прочим, настроение.
Подъезд - визитная карточка дома, людей, в нем живущих, ЖЭКов, за ним наблюдающих.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ: БЕЗ СКЕЛЕТОВ В ШКАФУ

Бывая в командировке в Швеции, всегда стараюсь найти время, чтобы побродить по улицам города, заглядывая в подъезды и окна домов. В Швеции, как и в некоторых других Скандинавских странах, есть традиция открывать домашнее пространство взгляду посторонних, чтобы они удостоверились, что в доме живут открытые люди, без страшных тайн и скелетов в шкафу. На окнах стоят горящие свечи и лампы: хозяева дома и гостям рады! Подъезды, как и дома, как и люди в Швеции, конечно, разные. Есть побогаче, есть победнее. Но в подъездах всегда светло, чисто, сделан ремонт, есть цветы и картины. Правда, консьержей я видела редко. То ли они сидят где-то в глубине дома, то ли в них не нуждаются - за порядком следит владелец дома.
У нас же, похоже, служба консьержей - выход из сложившейся ситуации.
Итак, население созрело и готово вкладывать свои деньги, и время, и таланты в обустройство быта. Но в огромных домах, в которых живет большинство петербуржцев, без помощи властей не обойтись.
И что вы думаете? Оказывается, я со своими идеями ломлюсь в открытую дверь.
На самых высоких этажах власти - в комитете по содержанию жилищного фонда администрации Петербурга - еще год назад приняты документы и планы мероприятий, способствующих улучшению организации жилищно-коммунальной сферы.
В распоряжении председателя комитета В. Хренова от 20.10.2000 сказано:
- в срок до 21.10.2000 приказами ГУЖА создать рабочие группы по организации групп консьержей в парадных жилых домов;
- в срок до 20.11.2000 провести собрания с проживающими... для разработки целевой программы на 2001 год с учетом общественного мнения проживающих и их согласия на содержание консьержей за счет собственных средств;
- в срок до 1.12.2000 представить целевую программу... на 2001 год по созданию служб консьержей.
В этом и других постановлениях есть много чего хорошего, причем результатом всей этой деятельности должны были стать адресные программы с конкретными сроками, то есть должны были быть определены дома, подъезды, места, где будут сидеть консьержи и блюсти порядок в нашем доме.
Вы слышали о таких мероприятиях, у вас проводили собрания, вас информировали о ваших правах и возможностях? Уверена - многие жители нашего города ответят: нет! У меня в доме, где, кстати, есть удобные места для размещения каких угодно служб, никакой работы не велось. Обзвонила своих знакомых - никто ничего не знает. (Для точности задам вопрос на эту тему в следующем опросе.)
Понятно, что ЖЭКам некогда: протечки, мусор, дворники уходят... А тут с народом надо общаться. Боязно. Начнут злобно требовать и качать свои права. В общем, хорошая идея властей, как всегда, была похоронена рядовыми исполнителями. Тем не менее службы консьержей создаются, и чуть ли не исключительно благодаря личной настойчивости жильцов.
Опять сошлюсь на петербуржцев с улицы Стойкости, где консьержи уже появились, где домкомы ведут активную работу. И они готовы делиться опытом. Телефон 150-80-72.

ВЫВОД ПОСЛЕДНИЙ: МЫ НЕ ЛЕВШИ, ЛЕВШИ НЕ МЫ

И у нас в стране можно добиться всего - было бы желание. Добавлю - и время. Деньгами порой ничего нельзя решить. Нужно потратить огромное количество времени, нервов, научиться терпеть. Порой приходится чем-то жертвовать. Моей подруге, например, пришлось отказаться от важной деловой встречи, потому что в это время должен был прийти обмерщик дверей, а она за это отвечала.
В круговороте жилищно-коммунальных проблем возникает один любопытный парадокс. Добивается результатов тот, кто активен и не пожалел потратить свое личное время. Тот, кто сидит и ждет у моря погоды, остается ни с чем, но в том-то и проблема. Но активисты - это, как правило, люди занятые, нередко - работающие на нескольких работах, предприниматели, творческие люди - и с временем у них очень плохо. И дело даже не в том, что, тратя свое время на общение с ЖЭКами, они лишаются денег, которые могли бы в это время заработать. Просто они занимаются не своим делом, в то время как с гораздо большей пользой могли бы делать свою работу.
Похоже, что в последнее время в России мало что изменилось в плане отношения к работе. Мы все по-прежнему не только вынуждены быть "левшами", что называется, "и швец, и жнец, и на дуде игрец", но это до сих пор приветствуется и считается, что такой стиль поведения нормален. В результате мы все умеем все делать, но делаем все плохо, и очень мало среди нас тех, кто делает что-то одно, но очень хорошо.
Конечно, служба консьержей - это частный вопрос и, может быть, не самый главный. Но в этой проблеме, как в капле воды, отразилось наше "все" и прежде всего организационный паралич жилищно-коммунальных служб. И если серьезно обсуждать эту проблему, то уже давно надо было проделать кропотливую работу по оценке услуг жилищно-коммунальных служб. Выяснить, что нам могут предложить, а что нам в действительности требуется. Мы должны четко знать, за что мы платим, знать стоимость услуг, нормы расчета тарифов, знать перечень необходимых и дополнительных услуг и т. д. В том числе какими услугами можем воспользоваться за дополнительную плату, а от каких отказаться. Вся эта информация должна быть в доходчивой форме доведена до каждого квартиросъемщика. А пока, судя по всему, вся работа направлена на сокрытие информации, чтобы этот самый квартиросъемщик не смог ничего понять, за что и сколько платит. Достаточно сравнить форму летних листков по квартплате и осенних. Теперь в них ничего не понимают даже работники ЖЭКов.
А пока придется собрать все бумажки и пойти в ЖЭК - хочется благоустроить подъезд.
Ужасно не хочется заниматься не своим делом. Но кто-то должен! ТАТЬЯНА ПРОТАСЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.01
0.118 (-0.13%)
Курс Евро
98.72
0.011 (0.01%)
Погода
Сегодня,
27 апреля
суббота
+11
Облачно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь
29 апреля
понедельник
+17
Облачно