Северо-Запад

МИХАИЛ ПРУСАК: "ЕЩЕ 20 ПРОЦЕНТОВ - И МЫ ВЕРНЕМСЯ К КПСС"

16 января 00:00
- Михаил Михайлович, вы не раз критиковали межбюджетные отношения. Что вас в них не устраивает?
- К сожалению, мы наблюдаем не централизацию власти, о которой много говорится, а централизацию финансов. А против этого я всегда выступал и продолжаю выступать. Централизовать на федеральном уровне надо что? Долги - то, что правительство вынуждено отдавать. Потом идут армия, милиция и прочие силовые ведомства... Но надо правительству давать столько денег, чтобы их не хватало на создание новых контролирующих и фискальных органов, которых уже в нашей стране столько, что деваться некуда. Мы, кажется, со всего мира скопировали подобный "передовой опыт", а зачем?
Что касается централизации власти, то я всегда был против этого - я был за то, чтобы каждый на своем уровне имел соответствующую власть. Сегодня президент не имеет власти, потому что он пытается общаться с губернаторами через своих представителей. Та же беда у премьер-министра, который с министрами общается через вице-премьера. Вот вам два абсолютно лишних звена. Более того, президент общается с правительством через свою администрацию, где есть экономические управления, которые выполняют хозяйственные функции. Вот вам третье лишнее звено. Какие могут быть в администрации президента хозяйственные функции, мы что, КПСС возрождаем?
- Но ведь вы всегда утверждали, что губернаторов надо назначать, а это и есть централизация власти?
- Да, глав регионов нужно назначать. Но как? В регионах должны быть собрания представителей, сформированные из всех категорий активных людей, они будут выбирать кандидата в губернаторы и предлагать президенту одну или две кандидатуры, президент смотрит и делает свой выбор. Но при этом он не может снять этого человека без собрания представителей.
Теперь по поводу избрания президента. Раньше часть членов политбюро избирали генсека, а теперь шесть олигархов избирают президента. Он их заложник, ничего не может сделать. Олигарх Билл Гейтс, наверное, в Соединенных Штатах тоже что хочет, то и делает, но не он избирает президента, ибо должен считаться с собранием выборщиков. Так почему у нас не может быть собрания представителей от субъектов Федерации, которые выдвинули бы одного или двух человек для голосования?
Из бюджета страны отдаются старые долги так называемым аффилированным структурам "Газпрома" и РАО "ЕЭС России". А я не могу людям зарплату заплатить. Значит, должен постоянно повышать коммунальные платежи. А что толку? В Новгороде народ такие суммы еще "потянет", а вот в совхозе "Передольском", к примеру, 148 тысяч рублей долга по коммунальным платежам, так они и не собираются платить. Потому что нет у них таких денег.
- Вы были автором "письма трех", где первыми заговорили об изменении структуры власти в России. Как вы сегодня по прошествии полутора лет оцениваете ваши идеи и их реализацию?
- Меня пригласили возглавить Демократическую партию, и основой нашей платформы стало то самое "письмо трех". Я считаю это показателем того, что данные идеи востребованы. Более того, сейчас все большее количество людей говорит о необходимости вносить поправки в Конституцию. Нужно власть менять, но власть должна меняться ради эффективного управления хозяйством страны, а не просто так. В нашей Конституции есть первая половина наших свобод, она заключается в том, что мы имеем право избирать органы власти или президента. Но на следующий день мы уже не можем влиять на принимаемые решения. Там же, где есть гражданское общество, демократия, там и избирают, и влияют на власть. Вот, например, Польша - страна из посткоммунистического пространства. Набрали 42 процента социал-демократы, договорились с аграрниками, имевшими 9 процентов, и получили "контрольный пакет". В результате поставили своего председателя правительства, и президент вынужден считаться с их позицией. Идет как бы делегирование полномочий снизу доверху.
- Но у нас президентская республика, а не парламентская.
- Там тоже президентская республика, но парламент имеет право ограничений, а люди могут влиять на парламент. А у нас парламент проголосовал за захоронение ядерных отходов. Это нормальная ситуация? Ну, проведите референдум, люди будут стопроцентно "против". А Думе наплевать, нельзя же так. Я не хочу сказать, что в политике могут быть все стопроцентно искренними, но считаться с мнением людей власть обязана.
- В "письме трех" вы говорили и о реформе Совета Федерации. Реформа уже завершилась, но не так, как хотелось вам?
- Не нужен стране Совет Федерации. То, что Прусак и другие губернаторы там были, это глупо, потому что не могут быть исполнительная и законодательная власть "в одном флаконе". Это была просто платформа для самореализации региональных лидеров. Теперь там наши представители. Но что это такое - "представитель губернатора"? Или другой вопрос. Теперь говорят, что нам надо в верхнюю палату избрать депутатов. Зачем стране две палаты? Должен быть эффективный Госсовет, хотя и с совещательным голосом. Но чтобы там были не только законодатели и исполнители, но еще и федеральные власти, и представители правительства, и администрации президента.
Надо все менять. И начинать с Конституции. Продвигаться вперед, внося поправки, к созданию гражданского общества. Нынешняя Конституция была написана под одного лидера, это было оправдано. Время показало, что мы правильно за нее голосовали. Кстати, Совет Федерации был тогда создан для противостояния нижней палате. А сейчас в нем смысла нет, противостояние стало меньше, люди поняли, что надо двигаться к рыночному хозяйству. Так что я убежден, что Основной закон не "священная корова". Но надо двигаться к тому, чтобы Конституция не работала на одного человека, ибо рядом с ним всегда оказываются 5 - 6 "преданных" советников, которые в итоге прибирают к рукам и экономику, и все остальное. Записал АНДРЕЙ РИСКИН, "Новая новгородская газета"
Курс ЦБ
Курс Доллара США
62.39
0.437 (-0.7%)
Курс Евро
68.68
0.55 (-0.8%)
Погода
Сегодня,
29 января
среда
-1
30 января
четверг
0
Облачно
31 января
пятница
-4