Спорт

ПРЕМЬЕР-ЛИГА ЗАДУМАНА КАК ДВИГАТЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

18 января
"ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПЛАНЕ"

Как известно, Российская футбольная премьер-лига (РФПЛ) вычленилась из Профессиональной футбольной лиги (ПФЛ). Как высказался на страницах еженедельника "Футбол" (№ 45, 2001 год) президент РФПЛ и ФК "Зенит" (Петербург) Виталий Мутко: "Премьер-лига в России, как мы полагаем, - это веление времени. За последние годы существования клубов высшего дивизиона в структуре Профессиональной футбольной лиги накопилось очень много вопросов, специфичных именно для элитного дивизиона. Например, приоритет национального чемпионата. Между тем календарь чемпионата России, как известно, не отличается стабильностью: интересы клубов, выступающих в еврокубках, у нас почему-то ставят выше. Мы же будем стремиться к тому, чтобы все клубы Премьер-лиги находились в равных условиях. Помимо этого, Премьер-лигой определено несколько первоочередных задач: формирование более привлекательного имиджа чемпионата страны, повышение уровня турнира и роли клубов в управлении футболом, обострение борьбы за медали, укрепление материальной базы..."
Хотя Виталий Мутко назвал "укрепление материальной базы" не на первом месте, именно экономические проблемы он неоднократно называл в числе главных причин создания РФПЛ. "Каждый клуб развивается сам по себе. Многие из них полностью зависят от бюджетов субъектов Федерации. В итоге футбол как единый продукт на российском рынке не присутствует вообще. Поэтому наша задача - сделать Премьер-лигу привлекательной прежде всего в экономическом плане. Хочется, чтобы футбол и в России стал тем продуктом, который будут покупать как зрелище болельщики, телевидение, коммерческие структуры".
Итак, президент клуба, признаваемого коллегами одним из самых успешно развивающихся в России, признает, что футбол как отрасль экономики не состоялся. Кто-то (губернаторы областей, президенты республик, директора заводов) дает клубам деньги. Повезло тем, кто нашел общий язык со структурами "Газпрома" или нефтяными компаниями, труднее тем, кто кормится из местных бюджетов, - меняется власть, побеждает на выборах не тот человек, который понимает "важную социальную роль футбола", и пиши - пропало.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

А как жили футбольные команды в нашей стране в эпоху развитого социализма? Вот тогда-то все было нормально. То есть ненормально. Впрочем, это с какой стороны посмотреть. Сами футболисты считали себя обделенными. В сороковые - шестидесятые годы стадионы переполнялись, да и затем не пустовали. Зритель платил за билеты полновесным советским рублем. Скажем, билеты на матчи с участием "Зенита" в Ленинграде стоили 1 рубль 20 копеек - 1 рубль 50 копеек, в 1988-м средняя посещаемость игр на стадионе имени Кирова превысила 50 тысяч человек, вот и посчитайте. Делились же прибыли по господствовавшему в стране Советов принципу государственной необходимости. За счет денег, что шли в казну от футбола и немногих других видов спорта, Госспорткомитет финансировал все остальные - пусть непопулярные, но важные, входящие в олимпийскую программу, - гандбол, хоккей на траве, водное поло и т. п.
В конце восьмидесятых годов самыми модными словами, кроме "гласность" и "ускорение", были "хозрасчет" и "самоокупаемость". В нашем футболе начали заключать контракты с игроками и тренерами, задумываться о продаже прав на телетрансляции, узнали смысл слова "трансфер". Кстати, первым футболистом, за переход которого один советский клуб заплатил другому компенсацию, стал Олег Саленко, перебравшийся из ленинградского "Зенита" в киевское "Динамо". Правда, сумма 37 тысяч 500 рублей всем показалась смехотворно низкой. Ведь за игроков сборной СССР, уезжавших в Европу (Заварова, Дасаева, Алейникова), платили миллионы долларов.
Однако испытать все прелести "сладкой жизни" настоящих профессионалов нашим клубам так и не удалось - в стране наступило бурное время реформ.

"ДЕСЯТЬ ЛЕТ КАК БРЕД"

Уже десятилетие, как российский футбол (да и весь российский спорт) пытается жить по законам рыночной экономики. И, как ни странно, никаких успехов в "построении капитализма" на этом отдельно взятом участке нет.
Поначалу все шло как в народной пословице про цыгана, приучавшего свою кобылу ничего не есть, - семь дней приучал, почти приучил, да на восьмой день лошадь сдохла.
Вспомним наши "Смену-Сатурн" и "Локомотив". Хозяевами у них, соответственно, бизнесмены первой перестроечной волны во главе с Леонидом Шкебельским и Октябрьская железная дорога. Итог же был одинаково плачевным. "Смена-Сатурн" продержалась четыре года, в конце концов слившись с "Локомотивом" в "Локомотив-Сатурн", а проще говоря, продав железнодорожникам свое место в первой лиге. Пока во главе Октябрьской магистрали стояли люди, неравнодушные к футболу, "Локомотив" бед не знал. Назначили другого начальника - и с профессиональным статусом клубу пришлось расстаться, а свое место во втором дивизионе уступить дочерней команде "Зенита".
Да и не только малоизвестные клубы без традиций, как московский "Асмарал" или та же "Смена-Сатурн", родившиеся в одночасье по прихоти неожиданно разбогатевших предпринимателей, вообразивших себя Сильвио Берлускони (итальянский телемагнат и политический деятель, владелец клуба "Милан"), а даже такой знаменитый коллектив, как московское "Торпедо", могли умереть от финансовой недостаточности. Автозавод имени Лихачева, чьим "спортивным цехом" с 1924 года была футбольная команда, в середине девяностых годов почти остановил производство. К счастью, тогда нашелся меценат - директор АО "Лужники" Владимир Алешин, и торпедовцы перешли под крышу главной барахолки страны. Кто же знал, что через два года ЗИЛ, получивший субсидии от правительства Москвы, решит возродить у себя команду? Так появились в столице две команды с одинаковым названием "Торпедо".
Реалии российской действительности таковы, что футбольные клубы практически не обращают внимания на такие важные источники доходов, как продажа билетов, сувениров и другой атрибутики с клубной символикой. Единственным, проверенным годами средством пополнять кассу оставалась продажа футболистов.
Однако решения ФИФА сделать рынок рабочей силы цивилизованным могут лишить и этого вида заработка. Уже есть прецедент, созданный Русланом Нигматуллиным. Вратарь мечтал уехать играть в Италию. Клубы серии А проявляли к нему интерес, но как только узнавали о цене трансфера, сворачивали переговоры. Футболист нашел выход - его контракт закончился, пообещав подписать новый, гарантировавший "Локомотиву" компенсацию за его переход, он делать этого не стал. В нарушение "джентльменского соглашения" с клубом Нигматуллин заключил контракт с "Вероной" как свободный агент. Теперь "Локомотив" пытается добиться хоть каких-то денег от итальянцев, но недавно принятые законы ФИФА на стороне игрока.

ВСЯ НАДЕЖДА НА ТЕЛЕВИДЕНИЕ

В планах Премьер-лиги заключение договора с телекомпаниями о трансляциях игр всех клубов (минимум по два матча из каждого тура). Сами доходы от телетрансляций высокими просто не могут быть, поэтому "телегеничные" клубы, по словам Мутко, готовы сознательно пойти на финансовые потери ради всеобщего блага РФПЛ: "Ради будущего российского футбола, ради общих интересов. Поэтому надо понять: все мы создаем футбольный продукт вместе, консолидированно, и нам необходимо сложить усилия для того, чтобы через несколько лет он стал дороже".
"Клуб должен выступать как коммерческое предприятие, видеть и понимать свою значимость в мире рекламы, найти действенные аргументы и в конце концов убедить потенциального делового партнера в том, что контракт с этим клубом будет экономически выгоден для спонсора. Но когда клуб совершенно не показывают по телевидению, даже по местному, о каких спонсорах можно вести речь?" - еще одна цитата из интервью Виталия Мутко еженедельнику "Футбол".

КАЖДОМУ - СВОЕ

Тем временем в нашем футболе один за другим появляются клубы, богатые даже по меркам многих европейских стран. Например, ЦСКА, скупивший почти всех мало-мальски заметных футболистов России.
Откуда деньги? Этот вопрос мало того что звучит на русском языке как-то неприлично, так еще не привычен для спортивных журналистов. Их делом считается писать об игроках, тренерах, о том, левой или правой ногой был забит гол, а не выяснять, кто какой долей акций владеет и какая компания в какой офшорной зоне зарегистрирована. Но находятся дотошные коллеги, что ставят под сомнение факт, будто бы никому не известная дочерняя компания другой неизвестной компании с несерьезным названием "Блю кастинг" владеет контрольным пакетом акций ФК ЦСКА и вкладывает баснословные суммы в эту команду. Происхождение богатства армейцев никем не выяснено, но знающие люди намекают, что не остался в стороне российский военно-промышленный комплекс, чьи прибыли в последнее время заметно растут.

ИГРАЙТЕ В ФУТБОЛ

Наверное, пройдет еще не один десяток лет, пока российские элитные клубы начнут сами зарабатывать (минимальный бюджет клуба Премьер-лиги - 5 миллионов долларов). Пока они с радостью при первой же возможности возвращаются к былым временам - к высоким покровителям, у кого нынче не только власть, но и деньги.
Через месяц и три недели стартует XI чемпионат России. Можно не сомневаться - президент РФПЛ забудет на время ристалищ об экономике. Ведь у него еще столько проблем - "формирование более привлекательного имиджа чемпионата страны, повышение уровня турнира и роли клубов в управлении футболом, обострение борьбы за медали", календарь, судейство, вандализм на трибунах...
На снимке: Вряд ли подорожание билетов на матче "Зенита" существенно пополнит кассу клуба. Пока российские команды живут не за счет болельщиков
МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь