Экономика

ПРОЛИВ МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ СЛИШКОМ УЗОК ДЛЯ НАС?

18 января
В этой связи мне вспоминается хороший анекдот, распространенный в среде экономических экспертов - как правительственных, так и состоящих на службе в частных компаниях и корпорациях. Приходит мужик к врачу и жалуется ему, мол, беспокоит его постоянно состояние российской экономики. Понимает он, что это мания, навязчивая идея, а поделать ничего с собой не может - за торгами на фондовом рынке следит, за курсом рубля, журналы специальные читает и т. д. Доктор выслушивает пациента, а потом откидывается на спинку кресла и говорит: "Батенька, это у вас, знаете ли, выдумки. Бред. Нет никакой российской экономики. Вы, наверное, водочкой балуетесь?"
Ситуация утрирована, но не очень. Безусловно, если сравнивать состояние экономики российской и советской, то сравнение будет не в пользу СССР. Но тут уж, как говорится, трудно не выдержать конкуренцию с социалистической системой хозяйствования. Даже если с экономикой не то что высокоразвитых стран - у них другие проблемы и другие задачи, с экономикой стран Восточной Европы сравнить, так и получится, что российской экономики нет.
А есть большая нефтегазовая труба, вокруг которой идет классовая борьба, ужимки и прыжки. Почему-то считается, что она нас кормит. И внушили это всему народонаселению настолько, что таксисты и домохозяйки со знанием дела обсуждают уровень мировых цен на нефть. Дескать, высокие - хорошо, низкие - плохо. Кому плохо, почему и зачем - неважно. Так в телевизоре сказали.
Выскажу мысль, которая может показаться кому-то парадоксальной. Но поскольку этой же позиции придерживается Андрей Илларионов, советник нашего президента, и вообще целый ряд прогрессивно мыслящих экономистов, да не сочтет читатель ее исключительно игрой моего больного воображения - как в том анекдоте. Так вот, чем выше цены на нефть, тем для нашей экономики хуже. А лучше всего, чтобы вообще никакой нефти у нас не было. И газа. И алмазов. Потому что нефтедоллары давят нашу неокрепшую экономику. И как только их становится меньше, так увеличивается производство товаров и услуг. Вот такой парадокс.
Что касается недальновидной экономической политики, построенной на нефтедолларах, - так это еще наследие социализма. Тогда, если помните, именно падение цен на нефть стало началом конца СССР. А вовсе не "антинародная политика" Михаила Горбачева, как неоднократно заявляли (и заявляют) его противники. Точно так же упали цены на нефть и в 1998 году. Правда, тогда кое-какие экономические механизмы уже работали. Поэтому последствием кризиса и девальвации рубля стал экономический рост 1999 - 2000 годов. Подъем производства, причем тех отраслей, которые рентабельны, а не тех, которые решило по каким-то лоббистским (чтобы не сказать хуже) соображениям поддержать правительство.
Вот и смотрите сами, что выгоднее (хотя бы на ближайшем примере Петербурга и всего Северо-Запада): высокие цены на нефть, которой у нас никогда не было, или рост производства. Невооруженным глазом видно, как поднялась наша пищевка - весь импорт практически выбит с прилавков магазинов, наша продукция вывозится в другие регионы и экспортируется за рубеж. Даже сельское хозяйство начало подниматься вслед за переработкой. А случись дорогая нефть, так снова возрастет импорт. И пойдет отечественный производитель по миру. Точно такая же ситуация и в других отраслях. Но это упрощенно, только если затронуть импортозамещение. Да и кроме пищевки есть у нас кое-что.
Сегодня нам, как, впрочем, достаточно часто в последнее время, снова представился шанс создать работающую экономику, относительно независимую от экспорта сырья. Для этого надо развивать собственную переработку, чтобы ту же нефть и тот же лес продавать не по дешевке, а в виде конечного продукта. Или хотя бы полуфабриката. Кое-что для этого делается - наконец-то принят ряд базовых законов, к которым думцы не могли подступиться на протяжении многих лет. Между нами говоря, так себе законы, многие ими недовольны. Но уже хорошо то, что есть хоть какие-то правила игры.
Теперь, правда, новая напасть появилась - монополисты хотят цены поднять. Чтобы газ как в Европе стоил. А заодно - и электричество, и тарифы Министерства путей сообщения за перевозку грузов (а заодно и пассажиров). И за связь - телефонную и разную другую. Понятно, что всем деньги нужны, но, как говорится, не до такой же степени! Экономисты снова бьют тревогу: ведь за все эти радости - лампочку включить, или железной дорогой воспользоваться, или позвонить кому по телефону с повременной оплатой - нам с вами платить. А денег у нас (и у предприятий, кстати) не сказать, чтобы много...
Ситуация в общем напоминает 1995 год, когда неумелыми действиями правительство придушило начало экономического роста. Не хватило тогда мужества и политической воли, чтобы радикально расстаться с западными кредитами. А может, дипломатии не хватило правительству, чтобы пройти между интересами монополий и экономической целесообразностью. Больно узок оказался тогда проход. Да и сегодня он неширок. Но только нет другого пути у нас: по прогнозам аналитиков ОПЕК, лет через 30 нефть вообще никому не будет нужна - разве что только на нужды химической промышленности. Технократическая цивилизация стоит на пороге новой научно-технической революции, способной бросить страны с высоким уровнем развития далеко вперед, оставив вчерашним экспортерам нефти небольшой выбор между средневековым способом ведения сельского хозяйства и гуманитарной помощью. ВИКТОР НИКОЛАЕВ, заместитель главного редактора "НВ"
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+3
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+2
Слабый дождь