Культура
РУССКИЙ МУЗЕЙ РАСШИРЯЕТ ВЛАДЕНИЯ
26 января
На его втором торжественном открытии (зал, рассчитанный на 400 персон, не вместил всех друзей музея за один раз) директор Русского музея Владимир Гусев рассказал, что виновник торжества имеет интереснейшую биографию. Изначально он был спроектирован Антонио Ринальди для спортивных упражнений и именовался Залом для игры в мяч. Затем Андрей Воронихин по заказу владельца превратил его в Арсенал - хранилище оружия и военных мундиров. И лишь в середине XIX столетия Александр Брюллов подарил ему новую "профессию". Теперь здесь проходили музыкальные и танцевальные вечера.
Именно так собираются использовать Белый зал и его нынешние владельцы. По словам Владимира Гусева, он должен стать культурным центром не только для Русского музея, но и для всего Петербурга. Сборная (и соответственно, разборная) сцена, специальная световая и звуковая аппаратура, система для синхронного перевода на три языка и подключения к интернету - все эти сверхудобные приспособления позволят легко превращать зал из концертного в конференц-зал или зал для приемов. Правда, акустика здесь все еще напоминает о спортивном прошлом помещения (вспомните, как рассыпается эхо под сводами бассейнов), но, говорят, музыкальным вечерам это не повредит.
Как не повредило и первому праздничному вечеру в свежеотреставрированном Белом зале. Несмотря ни на что, всем удалось расслышать, что Русский музей может похвастаться и другими победами. Так, в прошлом году в его коллекцию поступило еще одно полотно кисти Дмитрия Левицкого. "Портрет неизвестной" был приобретен для музея правительством России и теперь ожидает "раскрытия" (то есть расчистки от более поздних реставрационных записей). Другое ценное приобретение помог сделать музею фонд его друзей, выделивший средства на покупку коллекции старообрядческих икон, произведений резьбы по дереву и медного литья (самые почтенные из новых экспонатов относятся к XVI веку).
Кроме того, благодаря друзьям, спонсорам и активности самого музея в последние годы особенно бурно протекала его издательская деятельность - почти каждая выставка сопровождалась каталогом. И все это вместе позволяет музейному руководству строить весьма впечатляющие планы на будущее.
Несмотря на то что, по признанию Владимира Гусева, музею "немножко недодали по бюджету", а, по словам его заместителя Евгении Петровой, "процентов 70 заработанных средств музей тратит исключительно на налоги", руководство все-таки не собирается сокращать свои реставрационные и просветительские программы. К 300-летию Петербурга в Мраморном дворце должен быть отреставрирован Зимний сад, около Инженерного замка воссоздадут Воскресенский канал и два старинных моста (третий просто откопают). И наконец, начнется работа по "Комплексной программе сотрудничества Русского музея с художественными музеями российских городов", рассчитанная на десять лет. В провинциальные музеи поедут лучшие выставки из Петербурга, виртуальный мир обогатится экспозициями из собраний малых музеев, а малые музеи в свою очередь предоставят экспонаты для показа в Михайловском дворце. Для того чтобы все это стало возможным, самые богатые и активные из друзей Русского музея подписали "Генеральное соглашение о сотрудничестве" (среди партнеров ГРМ, Министерство культуры РФ, ОАО "Альфа Банк" и "БАТ Россия"). Согласно этому документу, первой в путешествие отправится выставка "Три века русского искусства", посвященная 300-летию Петербурга.
Но и это еще не все. Самый неожиданный сюрприз в этом году получат все-таки петербуржцы. Им станет обновленный Летний сад, всю ответственность за который с этих пор несет Русский музей. "Здесь нет никакой агрессивности и стремления расширить территорию, - уверяет Владимир Гусев. - Мы понимаем, что, получая Летний сад, мы получаем прежде всего его проблемы. Инициатива исходила не с нашей стороны. Но мы согласились, чтобы помочь Летнему саду".
Какие именно меры будут предприняты в первую очередь, директор Русского музея пока не знает. "Мы не строили планов, так как боялись, что окажемся несостоявшимися агрессорами, - рассказывает он, - так что теперь нам предстоит внимательно изучить вопрос, составить проект... Но я думаю, мы сможем позаботиться и о деревьях, и о решетке, и о Летнем дворце..." ЕКАТЕРИНА СОЛОВЬЕВА
Именно так собираются использовать Белый зал и его нынешние владельцы. По словам Владимира Гусева, он должен стать культурным центром не только для Русского музея, но и для всего Петербурга. Сборная (и соответственно, разборная) сцена, специальная световая и звуковая аппаратура, система для синхронного перевода на три языка и подключения к интернету - все эти сверхудобные приспособления позволят легко превращать зал из концертного в конференц-зал или зал для приемов. Правда, акустика здесь все еще напоминает о спортивном прошлом помещения (вспомните, как рассыпается эхо под сводами бассейнов), но, говорят, музыкальным вечерам это не повредит.
Как не повредило и первому праздничному вечеру в свежеотреставрированном Белом зале. Несмотря ни на что, всем удалось расслышать, что Русский музей может похвастаться и другими победами. Так, в прошлом году в его коллекцию поступило еще одно полотно кисти Дмитрия Левицкого. "Портрет неизвестной" был приобретен для музея правительством России и теперь ожидает "раскрытия" (то есть расчистки от более поздних реставрационных записей). Другое ценное приобретение помог сделать музею фонд его друзей, выделивший средства на покупку коллекции старообрядческих икон, произведений резьбы по дереву и медного литья (самые почтенные из новых экспонатов относятся к XVI веку).
Кроме того, благодаря друзьям, спонсорам и активности самого музея в последние годы особенно бурно протекала его издательская деятельность - почти каждая выставка сопровождалась каталогом. И все это вместе позволяет музейному руководству строить весьма впечатляющие планы на будущее.
Несмотря на то что, по признанию Владимира Гусева, музею "немножко недодали по бюджету", а, по словам его заместителя Евгении Петровой, "процентов 70 заработанных средств музей тратит исключительно на налоги", руководство все-таки не собирается сокращать свои реставрационные и просветительские программы. К 300-летию Петербурга в Мраморном дворце должен быть отреставрирован Зимний сад, около Инженерного замка воссоздадут Воскресенский канал и два старинных моста (третий просто откопают). И наконец, начнется работа по "Комплексной программе сотрудничества Русского музея с художественными музеями российских городов", рассчитанная на десять лет. В провинциальные музеи поедут лучшие выставки из Петербурга, виртуальный мир обогатится экспозициями из собраний малых музеев, а малые музеи в свою очередь предоставят экспонаты для показа в Михайловском дворце. Для того чтобы все это стало возможным, самые богатые и активные из друзей Русского музея подписали "Генеральное соглашение о сотрудничестве" (среди партнеров ГРМ, Министерство культуры РФ, ОАО "Альфа Банк" и "БАТ Россия"). Согласно этому документу, первой в путешествие отправится выставка "Три века русского искусства", посвященная 300-летию Петербурга.
Но и это еще не все. Самый неожиданный сюрприз в этом году получат все-таки петербуржцы. Им станет обновленный Летний сад, всю ответственность за который с этих пор несет Русский музей. "Здесь нет никакой агрессивности и стремления расширить территорию, - уверяет Владимир Гусев. - Мы понимаем, что, получая Летний сад, мы получаем прежде всего его проблемы. Инициатива исходила не с нашей стороны. Но мы согласились, чтобы помочь Летнему саду".
Какие именно меры будут предприняты в первую очередь, директор Русского музея пока не знает. "Мы не строили планов, так как боялись, что окажемся несостоявшимися агрессорами, - рассказывает он, - так что теперь нам предстоит внимательно изучить вопрос, составить проект... Но я думаю, мы сможем позаботиться и о деревьях, и о решетке, и о Летнем дворце..." ЕКАТЕРИНА СОЛОВЬЕВА