Культура
СЧАСТЛИВЫЙ ДАР
29 января
"Служенье муз не терпит суеты..." Она всегда жила не торопясь, все делая основательно. Ее божеством было и остается искусство и никогда - слава. Она не думала о почестях, а людская признательность и высокие звания находили ее сами. Во множестве храмов искусства стремятся служить оперные артисты нового поколения - в жизни же Лавровой их было лишь два: Консерватория и Малый оперный театр (ныне Театр имени Мусоргского).
Консерваторию она успешно окончила летом 1941-го, в канун войны. В один из первых военных дней погиб, защищая родную страну, ее муж. От пережитого потрясения молодая певица потеряла голос. Она уехала в родную Самару (тогда Куйбышев) и занялась работой, далекой от искусства. Но когда через Куйбышев проезжал эшелон Ленинградской консерватории, она отправилась с ним в Ташкент. Там, согретая заботой друзей, Татьяна окрепла, возвратился голос, и она вышла на сцену. А затем перебралась в Оренбург (Чкалов), где находился ленинградский Малый. Тут в марте 1944 года она дебютировала в партии Джильды и сразу же вошла в число ведущих солисток труппы.
С театром возвратилась на невские берега и уже в первые годы исполнила роли, оказавшиеся для нее главными: Снегурочка, Розина, Джульетта, Манон, Лакмэ. Прелестный, серебристого тембра голос передавал тончайшие нюансы чувств ее героинь, а их нравственная возвышенность была отражением благородства и красоты ее души. Еще об одной спетой ею партии следует сказать особо: в 1946 году в Малом оперном ставилась только что созданная опера Сергея Прокофьева "Война и мир". На роль Наташи Ростовой были назначены другие, более опытные артистки, Лаврова же должна была лишь "подстраховывать". Но в ходе репетиций дирижер С. А. Самосуд и постановщик Б. А. Покровский убедили великого композитора, что петь премьеру должна именно она. И ныне ее имя как первого интерпретатора ставшей классической роли входит во все музыкально-театральные энциклопедии.
Лаврова обладала счастливым даром сценического общения. Но и партнеры у нее были отменные - С. Н. Шапошников, часто приезжавший из Москвы С. Я. Лемешев. Ее театральным партнером был также известный дирижер и крупный ученый в области психологии творчества Георгий Львович Ержемский. Уже многие десятилетия он ее партнер и по жизни, верный рыцарь прекрасной артистки.
Татьяна Николаевна покинула сцену, когда голос ее еще сохранял красоту и силу, и вернулась в Консерваторию - педагогом. Если преподавателю вокала удается воспитать хотя бы одну яркую творческую личность, он вправе считать свою жизнь ненапрасной. У Татьяны Николаевны - целое созвездие блестящих учениц. На днях лучшие из них, включая тех, что живут и поют в Москве, в Европе, во всем мире, собрались в Малом зале имени Глинки, дабы торжественным концертом почтить юбилей любимого наставника. Каждая из них была неповторима - обладательница волшебного меццо-сопрано Евгения Гороховская, музыкальнейшая Нелли Ли, утонченная лирическая певица Елена Прокина, выразительная в драматическом репертуаре Светлана Сумачева, впечатляющие красотой голоса и темпераментом Надежда Басаргина, Галина Ясная, Ирина Муратбекова, Инесса Просаловская, Виктория Войтенкова. Татьяна Николаевна сидела в первом ряду, и каждая мастерски спетая фраза вызывала улыбку радости на ее лице. Мне кажется, она была счастлива. МИХАИЛ БЯЛИК
Консерваторию она успешно окончила летом 1941-го, в канун войны. В один из первых военных дней погиб, защищая родную страну, ее муж. От пережитого потрясения молодая певица потеряла голос. Она уехала в родную Самару (тогда Куйбышев) и занялась работой, далекой от искусства. Но когда через Куйбышев проезжал эшелон Ленинградской консерватории, она отправилась с ним в Ташкент. Там, согретая заботой друзей, Татьяна окрепла, возвратился голос, и она вышла на сцену. А затем перебралась в Оренбург (Чкалов), где находился ленинградский Малый. Тут в марте 1944 года она дебютировала в партии Джильды и сразу же вошла в число ведущих солисток труппы.
С театром возвратилась на невские берега и уже в первые годы исполнила роли, оказавшиеся для нее главными: Снегурочка, Розина, Джульетта, Манон, Лакмэ. Прелестный, серебристого тембра голос передавал тончайшие нюансы чувств ее героинь, а их нравственная возвышенность была отражением благородства и красоты ее души. Еще об одной спетой ею партии следует сказать особо: в 1946 году в Малом оперном ставилась только что созданная опера Сергея Прокофьева "Война и мир". На роль Наташи Ростовой были назначены другие, более опытные артистки, Лаврова же должна была лишь "подстраховывать". Но в ходе репетиций дирижер С. А. Самосуд и постановщик Б. А. Покровский убедили великого композитора, что петь премьеру должна именно она. И ныне ее имя как первого интерпретатора ставшей классической роли входит во все музыкально-театральные энциклопедии.
Лаврова обладала счастливым даром сценического общения. Но и партнеры у нее были отменные - С. Н. Шапошников, часто приезжавший из Москвы С. Я. Лемешев. Ее театральным партнером был также известный дирижер и крупный ученый в области психологии творчества Георгий Львович Ержемский. Уже многие десятилетия он ее партнер и по жизни, верный рыцарь прекрасной артистки.
Татьяна Николаевна покинула сцену, когда голос ее еще сохранял красоту и силу, и вернулась в Консерваторию - педагогом. Если преподавателю вокала удается воспитать хотя бы одну яркую творческую личность, он вправе считать свою жизнь ненапрасной. У Татьяны Николаевны - целое созвездие блестящих учениц. На днях лучшие из них, включая тех, что живут и поют в Москве, в Европе, во всем мире, собрались в Малом зале имени Глинки, дабы торжественным концертом почтить юбилей любимого наставника. Каждая из них была неповторима - обладательница волшебного меццо-сопрано Евгения Гороховская, музыкальнейшая Нелли Ли, утонченная лирическая певица Елена Прокина, выразительная в драматическом репертуаре Светлана Сумачева, впечатляющие красотой голоса и темпераментом Надежда Басаргина, Галина Ясная, Ирина Муратбекова, Инесса Просаловская, Виктория Войтенкова. Татьяна Николаевна сидела в первом ряду, и каждая мастерски спетая фраза вызывала улыбку радости на ее лице. Мне кажется, она была счастлива. МИХАИЛ БЯЛИК