Спорт
ПОЛТОРА ПРОЦЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРУ И СПОРТ - "НЕ В КОНЯ КОРМ"
06 февраля
Вчера в пресс-клубе "Радио Балтика" прошел круглый стол по проблемам физкультуры и массового спорта в городе на Неве с участием людей, готовивших вышеупомянутый закон: депутатов Олега Нилова, возглавляющего профильную комиссию ЗС по вопросам молодежи, спорта и туризма, и его заместителя Виктора Евтухова. Комитет по физической культуре и спорту городской администрации представляла знаменитая в прошлом бегунья Татьяна Казанкина, занимающая сейчас должность заведующего секцией массового спорта.
Итак, что же в проекте закона "О физической культуре и спорте в Санкт-Петербурге" не устроило губернатора? Представленный ЗС вариант гласил, что "физкультура и спорт признаются одним из приоритетных направлений социальной политики Санкт-Петербурга", глава исполнительной власти города предложил исключить это положение. Как подчеркнул Виктор Евтухов, это не декларация, это очень важная формулировка, она не позволит впредь финансировать физкультуру и спорт по остаточному принципу. Также губернатор не согласился с разделом закона, согласно которому "финансирование физкультуры и спорта осуществляется в объеме не менее 1,5 процента от общей суммы доходов городского бюджета".
Вот здесь-то и хочется сказать: "С этого места поподробнее, пожалуйста". Полтора процента - это много или мало? На слух вроде бы мало, а если посчитать? Готовясь к участию в круглом столе, я попытался выяснить, сколько же город расходовал бюджетных средств на физкультуру и спорт в 2001 году. По информации пресс-службы комитета финансов городской администрации: "Доходная часть бюджета Санкт-Петербурга на 2001 год составляла 43,358 млрд руб, расходная - 42,3 млрд руб.
В расходной части бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство предусмотрено 4,461 млрд руб, на образование - 6,765 млрд руб, на культуру, искусство, кинематографию - 1,097 млрд руб, на здравоохранение - 4,553 млрд руб, на социальную политику - 5,25 млрд руб, на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику - 3,329 млрд руб, правоохранительную деятельность - 1,381 млрд руб, госуправление - 1,762 млрд руб, обслуживание госдолга - 2,522 млрд руб. Проект бюджета был принят Законодательным собранием 6 декабря 2000 года".
В какую статью расходов попали многострадальные физкультура и спорт - из этой лаконичной справки выяснить невозможно, однако, как на одном из заседаний говорил глава комитета по физической культуре и спорту Валентин Меттус, бюджет его ведомства равнялся 160 миллионам рублей. В 2002 году бюджет Петербурга превысит 61 миллиард рублей, пресловутые 1,5 процента от доходной части - это, как сказал на круглом столе Олег Нилов, "тот минимум, что необходим для нормального развития физкультуры и спорта" - почти 800 миллионов рублей. Татьяна Казанкина вчера подтвердила, что спорткомитет получит в 2002-м почти вдвое больше, чем в предыдущем году - 270 миллионов рублей.
Пора остановиться и перевести дух, а то голова от таких астрономических цифр просто начинает кружиться. Ведь даже те 270 миллионов рублей, что уже определены в бюджете Петербурга на физкультуру и спорт, - это очень большие средства. Как же они будут расходоваться, сколько пойдет на спортшколы, сколько на реконструкцию (о строительстве речь почти не идет) спортивных объектов, сколько на выплату ежемесячных пособий ветеранам спорта и т. д.? Никто из выступавших представителей двух ветвей власти - законодательной и исполнительной - сколько-нибудь внятного ответа дать не смог.
Но понятно, что профессиональные спортивные клубы ничего из городской казны не получат, как не получают уже давно. Смольный уже много лет четко придерживается той же позиции, что на днях высказал президент страны: профессиональный спорт (футбол, хоккей, баскетбол, бокс, волейбол) - это индустрия, и государство не должно его поддерживать. Оно в Петербурге его и не поддерживает, в чем легко удостовериться, ознакомившись с положением дел в хоккейном СКА, баскетбольном "Спартаке", "Зените" - а это все, между прочим, клубы, в которых администрация города имеет доли акций. В то же время власти второй столицы регулярно выступали против принятия на местном уровне законов о льготном налогообложении для тех компаний и предприятий, что помогают спорту. Несколько лет назад вице-губернатор Валерий Малышев, курировавший тогда в Петербурге спорт и физкультуру, в беседе с корреспондентом "НВ" говорил, что никаких льгот не надо, пусть все платят все, что причитается в бюджет, а власти потом из бюджета дадут денег кому надо. Иногда так и происходит, например, прошлой весной тренер СКА Рафаил Ишматов признавался, что губернатор помог гибнущему СКА - закрыл долги по зарплате хоккеистам, и команда сумела сохранить место в суперлиге. Но все, кто говорит о таких случаях помощи, непременно подчеркивают, что это были "внебюджетные средства".
Другое дело - массовый спорт и то, что последнее время, чтобы не путать с профессиональным спортом, стали именовать "спортом высших достижений", читай - те виды олимпийской программы, что не вызывают интереса у широкой публики и рекламодателей. Но в Питере и перед Играми в Сиднее участники сборной России сами искали себе спонсоров. Господин Меттус, помнится, выступал автором идеи "распределения и закрепления" олимпийцев по разным фирмам, банкам и компаниям - денег у спорткомитета не хватало.
"Полтора процента доходной части бюджета" при более близком знакомстве с ними превращаются в очень немаленькую сумму. Поэтому складывается впечатление, что "не в коня корм": сколько денег ни отпускай на физкультуру, но пока нет четкой программы ее развития, пока нет плана действий, все благие намерения наших властей - законодательной и исполнительной - так и останутся намерениями.
Правда, вероятно, в близком будущем эти планы обретут конкретику, например, программа "Стадион под окнами", предусматривающая строительство в городе тысячи ФОКов (физкультурно-оздоровительных комплексов), программа превращения в микрорайонные центры физкультурной жизни спортплощадок и спортзалов при общеообразовательных школах, что потребует привлечения нескольких тысяч инструкторов-методистов для работы в них и т. д. Вот тогда и придет время их обсудить.
МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВ
Итак, что же в проекте закона "О физической культуре и спорте в Санкт-Петербурге" не устроило губернатора? Представленный ЗС вариант гласил, что "физкультура и спорт признаются одним из приоритетных направлений социальной политики Санкт-Петербурга", глава исполнительной власти города предложил исключить это положение. Как подчеркнул Виктор Евтухов, это не декларация, это очень важная формулировка, она не позволит впредь финансировать физкультуру и спорт по остаточному принципу. Также губернатор не согласился с разделом закона, согласно которому "финансирование физкультуры и спорта осуществляется в объеме не менее 1,5 процента от общей суммы доходов городского бюджета".
Вот здесь-то и хочется сказать: "С этого места поподробнее, пожалуйста". Полтора процента - это много или мало? На слух вроде бы мало, а если посчитать? Готовясь к участию в круглом столе, я попытался выяснить, сколько же город расходовал бюджетных средств на физкультуру и спорт в 2001 году. По информации пресс-службы комитета финансов городской администрации: "Доходная часть бюджета Санкт-Петербурга на 2001 год составляла 43,358 млрд руб, расходная - 42,3 млрд руб.
В расходной части бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство предусмотрено 4,461 млрд руб, на образование - 6,765 млрд руб, на культуру, искусство, кинематографию - 1,097 млрд руб, на здравоохранение - 4,553 млрд руб, на социальную политику - 5,25 млрд руб, на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику - 3,329 млрд руб, правоохранительную деятельность - 1,381 млрд руб, госуправление - 1,762 млрд руб, обслуживание госдолга - 2,522 млрд руб. Проект бюджета был принят Законодательным собранием 6 декабря 2000 года".
В какую статью расходов попали многострадальные физкультура и спорт - из этой лаконичной справки выяснить невозможно, однако, как на одном из заседаний говорил глава комитета по физической культуре и спорту Валентин Меттус, бюджет его ведомства равнялся 160 миллионам рублей. В 2002 году бюджет Петербурга превысит 61 миллиард рублей, пресловутые 1,5 процента от доходной части - это, как сказал на круглом столе Олег Нилов, "тот минимум, что необходим для нормального развития физкультуры и спорта" - почти 800 миллионов рублей. Татьяна Казанкина вчера подтвердила, что спорткомитет получит в 2002-м почти вдвое больше, чем в предыдущем году - 270 миллионов рублей.
Пора остановиться и перевести дух, а то голова от таких астрономических цифр просто начинает кружиться. Ведь даже те 270 миллионов рублей, что уже определены в бюджете Петербурга на физкультуру и спорт, - это очень большие средства. Как же они будут расходоваться, сколько пойдет на спортшколы, сколько на реконструкцию (о строительстве речь почти не идет) спортивных объектов, сколько на выплату ежемесячных пособий ветеранам спорта и т. д.? Никто из выступавших представителей двух ветвей власти - законодательной и исполнительной - сколько-нибудь внятного ответа дать не смог.
Но понятно, что профессиональные спортивные клубы ничего из городской казны не получат, как не получают уже давно. Смольный уже много лет четко придерживается той же позиции, что на днях высказал президент страны: профессиональный спорт (футбол, хоккей, баскетбол, бокс, волейбол) - это индустрия, и государство не должно его поддерживать. Оно в Петербурге его и не поддерживает, в чем легко удостовериться, ознакомившись с положением дел в хоккейном СКА, баскетбольном "Спартаке", "Зените" - а это все, между прочим, клубы, в которых администрация города имеет доли акций. В то же время власти второй столицы регулярно выступали против принятия на местном уровне законов о льготном налогообложении для тех компаний и предприятий, что помогают спорту. Несколько лет назад вице-губернатор Валерий Малышев, курировавший тогда в Петербурге спорт и физкультуру, в беседе с корреспондентом "НВ" говорил, что никаких льгот не надо, пусть все платят все, что причитается в бюджет, а власти потом из бюджета дадут денег кому надо. Иногда так и происходит, например, прошлой весной тренер СКА Рафаил Ишматов признавался, что губернатор помог гибнущему СКА - закрыл долги по зарплате хоккеистам, и команда сумела сохранить место в суперлиге. Но все, кто говорит о таких случаях помощи, непременно подчеркивают, что это были "внебюджетные средства".
Другое дело - массовый спорт и то, что последнее время, чтобы не путать с профессиональным спортом, стали именовать "спортом высших достижений", читай - те виды олимпийской программы, что не вызывают интереса у широкой публики и рекламодателей. Но в Питере и перед Играми в Сиднее участники сборной России сами искали себе спонсоров. Господин Меттус, помнится, выступал автором идеи "распределения и закрепления" олимпийцев по разным фирмам, банкам и компаниям - денег у спорткомитета не хватало.
"Полтора процента доходной части бюджета" при более близком знакомстве с ними превращаются в очень немаленькую сумму. Поэтому складывается впечатление, что "не в коня корм": сколько денег ни отпускай на физкультуру, но пока нет четкой программы ее развития, пока нет плана действий, все благие намерения наших властей - законодательной и исполнительной - так и останутся намерениями.
Правда, вероятно, в близком будущем эти планы обретут конкретику, например, программа "Стадион под окнами", предусматривающая строительство в городе тысячи ФОКов (физкультурно-оздоровительных комплексов), программа превращения в микрорайонные центры физкультурной жизни спортплощадок и спортзалов при общеообразовательных школах, что потребует привлечения нескольких тысяч инструкторов-методистов для работы в них и т. д. Вот тогда и придет время их обсудить.
МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВ