Общество
ТАЙМУРАЗ БОЛЛОЕВ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАПИТОК В РОССИИ НЕ ВОДКА, А ПИВО
08 февраля
Дело в том, что кое-кому очень не нравится рост потребления пива в нашей стране. Кое-кто готов лишить нас этого волшебного янтарного напитка. Об этом и многом другом Таймураз Боллоев рассказывает сегодня читателям "НВ".
- Таймураз Казбекович, так все-таки кому в нашей стране мешает спокойно жить пиво? Ведь не лично главному санитарному врачу и прочим чиновникам?
- Ситуация стала результатом нескольких причин, но основная причина - это привлекательность рынка. И перспектива его развития, разумеется. Россия сейчас рассматривается как европейская страна - страна, у которой большое экономическое будущее, населенная людьми, которые хотят жить при демократии и вести цивилизованный образ жизни. А проживает в России почти 150 млн человек. Все это вместе создает огромный интерес, что и вызывает нападки на отрасль. Немаловажно и то, что в России уровень потребления пива существенно ниже среднеевропейского. Если действительно мы - европейская страна, если мы хотим, чтобы у нас был здоровый образ жизни, то мы должны отказываться от употребления крепких напитков.
В экономически развитых странах пива употребляется в сегодняшних объемах в два, а то и в три раза больше, чем в России. В Соединенных Штатах потребление пива составляет 90 литров на душу населения в год в расчете не на взрослых, а на все население, включая младенцев. При этом говорить о том, что Штаты к здоровью нации относятся как-то нехорошо, просто анекдотично. Когда мы приводим этот аргумент, ответить нам нечего, наши оппоненты просто молчат. Потому что цифры являются неопровержимыми аргументами. Зато наши оппоненты, а таковыми являются в том числе и чиновники, и всякого рода люди, которые кричат о "здоровье нации", искажают ситуацию.
Кстати, в странах, пьющих пиво, средняя продолжительность жизни зашкаливает за 80. Как обстоит дело у нас - известно всем. У нас фактически происходит сокращение численности страны, а средняя продолжительность жизни еще пару лет назад была 58 лет. Последних данных я не знаю - может, сегодня чуть выше...
Сейчас кое-что начинает делаться для здоровья нации и у нас. То, что президент провел Госсовет, посвященный физкультуре, спорту, здоровью населения, очень важно. Нельзя только забывать, что одна из составляющих здоровья нации - это мы, пивовары. К сожалению, многие телеканалы в своих новостях исказили то, что происходило на Госсовете. В частности, многие передали заявление главы Чувашии о том, что подход к рекламе пива, с его точки зрения, не очень правилен - он привел в качестве примера рекламу пива с торговой маркой "Клинское". Что ж, мы это мнение разделяем: месяца два назад Союз пивоваров распространил обращение о том, что реклама компании, в состав которой входит Клинский завод, ничего общего не имеет с идеологией пивоваров России. Данный подход компрометирует всю отрасль.
- Часто говорят, что русский народ исторически предпочитает водку, что это прямо-таки национальный напиток...
- Это не так, потому что национальным напитком русских является пиво. Точно так же, кстати говоря, как в Чувашии, так же, как в Мордовии, так же, как в Осетии. Этот напиток можно изготавливать в бытовых условиях, но обязательно по классической технологии. Пиво можно сварить только по одной технологии: независимо от того, большой это завод или маленький, и в домашних условиях технология одна и та же. Если губить свой народ, если уничтожать его, то, конечно, надо агитировать, чтобы пили водку, убеждать, что водка - национальный и чуть ли не обязательный для нации напиток. Но разве до появления водки не было никаких национальных традиций? В летописях пиво упоминается задолго до появления водки. Российскому пиву более полутора тысяч лет - пиво пили еще до принятия христианства.
Что касается крепких напитков, в частности водки, то они появились намного позже. Когда нам внушают, что это наше национальное, что мы должны этому следовать, это всего лишь рекламные трюки. Сначала этот трюк устраивало государство, в том числе советское, потому что было заинтересовано в доходах. Да я думаю, не только в доходах, был и политический смысл. Пьяненький, он же управляем. У него чувство вины - выпил и на следующий день думает: "Что я такого натворил?", не помнит себя. А когда у человека есть чувство вины, он ходит пришибленный, забитый, им легче управлять. И им, и всей массой: выпили по чарке и пошли кого-нибудь громить, брать замки, жечь дворцы.
Это в советское время. А в наше время это недобросовестная конкуренция. Все время говорят, что водка - это доходы бюджета. А посмотрите, откуда в казну поступает больше всего средств - в бюджет Петербурга и бюджет страны. Вы увидите, что водка там отнюдь не возглавляет список. Решающей статьей бюджета она не является - это, как правило, личная заинтересованность отдельных чиновников.
- Материальная заинтересованность?
- Или он курирует какие-то предприятия, или владеет долей собственности через третьих лиц. Так что это частные интересы, а не государственные. Просто их прикрывают интересами государства, даже здоровьем нации. Заметьте: о здоровье нации начинают кричать всегда, когда сокращается потребление водки. Чем меньше потребление водки, тем больше шум в отношении пивоваренной отрасли. Ведь для того чтобы пропагандировать крепкие напитки, не обязательно призывать пить водку. Можно просто ограничить производство других напитков (водкозаменяющих) - и, само собой, начинают употреблять крепкие напитки.
Но, повторяю, есть опыт всего цивилизованного мира: чем больше в стране потребляется пива, тем она более развитая. И наоборот, в развитых странах употребляют много пива, в неразвитых - мало. Страны, где потребляется меньше 40 - 50 литров на душу населения, - развивающиеся, слабые и т. д. Интересная ситуация складывается в этом смысле в Китае. Потребление там сейчас составляет 17 литров в год на душу населения, а пять лет назад там выпивали всего 11 литров. У них очень интенсивный рост потребления пива, государство всячески его стимулирует и считает, что отрасль должна развиваться. Европейские страны, где потребляют более 100 - 120 литров, я даже не беру в расчет.
- И сколько же будут пить пива в развитой России?
- Для России, на наш взгляд, с учетом экономического положения и покупательной способности уровень потребления 70 - 80 литров на человека был бы нормальным и очень хорошим (сегодня этот показатель составляет 40 литров). Правда, боюсь, что этого, к сожалению, нам сделать не дадут. Дело в том, что лобби у пивоваров фактически отсутствует. Единственное наше лобби - это общественное мнение, и больше ничего. Мы никогда не делегировали никого в Государственную думу, тем более в правительство. У нас таких возможностей нет - ведь в течение 50 лет в пивоварение ничего не вкладывалось, отрасль была в полном запустении. Кстати, совершенно незаслуженно. Ведь наш народ по своей ментальности особо не отличается от населения развитых европейских стран. Разве только содержанием кошелька.
Общественное мнение - это та сила, которую никакими манипуляциями, никакими кулуарными интригами нельзя изменить на долгое время. Краткосрочно - да, но есть упрямые факты - это опыт развития других стран. Сейчас нет железного занавеса, мы все можем выехать за рубеж, увидеть, что там происходит. Это, на мой взгляд, является нашим главным аргументом. А вовсе не попытки убедить в чем-то какого-то большого руководителя. Если даже он сам в чем-то убежден, аппаратная ситуация не позволит ему проводить собственную политику. Поэтому основной наш инструмент и база - это само общество. Хотя, конечно, есть большие любители и практики, как мы в последнее время убедились, в манипуляции общественным мнением. Но такой "специалист" может обмануть народ только на полгода или год. Потом правда все равно выйдет наружу.
Меня всегда поражает, как же нужно ненавидеть народ, чтобы заставлять его пить крепкие напитки! Я - пивовар, а пивовар - это биолог, даже микробиолог. И как биолог я могу сказать вам, что спирт (C2H5OH) - это органический растворитель, он вызывает в организме необратимые процессы. А что такое квас, что такое пиво, что такое молоко? Это вещества, которые восстанавливают организм. Плохо, что мы вынуждены это постоянно объяснять, фактически оправдывая существование пива. Противопоставление "пиво - водка" - это то же самое, что и "водка - вода", "водка - квас", "водка - кефир".
Ведь что такое пиво? Пиво - это жизненная энергия зародыша ячменного зерна. Пиво - жидкая энергия растительной жизни. Изготавливается оно из пророщенного ячменного зерна - зерна, которое дало росток точно так же, как это происходит весной, когда природа просыпается от зимней спячки. Я вообще думаю, что истинную природу пива и то, носителем чего оно является, еще предстоит открыть ученым будущего.
- Какова перспектива развития пивоваренной промышленности в нашей стране?
- Я оптимист. Но в целом все зависит от экономической ситуации. Если экономика будет развиваться, будет развиваться и пивоваренная отрасль как необходимая составляющая развитой экономики. Если же с экономикой будет происходить нечто другое, то процесс этот может затормозиться. А так как свято место пусто не бывает, на место пива могут прийти другие напитки. Сейчас мы находимся на уровне развивающихся стран, но, если экономика будет развиваться, будет развиваться не только отрасль, но и менталитет чиновника, от которого зависит наша судьба...
При неблагоприятной ситуации в России мы будем развиваться на территории других стран - капитал идет туда, где он нужен. Правда, первая попытка у нас была неудачная - в Белоруссии, но первый блин, как говорят, комом. Рынок в мировом масштабе имеет огромные перспективы. В прошлом году экспорт "Балтики" составил 3 процента - это около 16 млн долларов, в этом году мы будем экспортировать в два раза больше, чем в прошлом. В ближайшие месяц-два наша делегация едет в Китай, мы рассматриваем вопрос о строительстве заводов в Узбекистане и Киргизии, есть варианты с Монголией, Вьетнамом, интересные предложения поступили из Латинской Америки. Сегодня в эпоху информационных технологий разные страны стали ближе друг к другу, и работать на мировых рынках сегодня легче, чем несколько лет назад.
В 2001 году потребление водки упало на 4 процента, в 2000 году - на 8 процентов. За последние три года потребление крепких алкогольных напитков в России неуклонно снижается. Рост производства пива, по данным союза пивоваров, составил в 2001 году 15,5 процента. Оптимистичный прогноз на 2002 год - рост на 10 - 12 процентов, пессимистичный прогноз: 6 - 8 процентов.
Беседовал ВИКТОР НИКОЛАЕВ
- Таймураз Казбекович, так все-таки кому в нашей стране мешает спокойно жить пиво? Ведь не лично главному санитарному врачу и прочим чиновникам?
- Ситуация стала результатом нескольких причин, но основная причина - это привлекательность рынка. И перспектива его развития, разумеется. Россия сейчас рассматривается как европейская страна - страна, у которой большое экономическое будущее, населенная людьми, которые хотят жить при демократии и вести цивилизованный образ жизни. А проживает в России почти 150 млн человек. Все это вместе создает огромный интерес, что и вызывает нападки на отрасль. Немаловажно и то, что в России уровень потребления пива существенно ниже среднеевропейского. Если действительно мы - европейская страна, если мы хотим, чтобы у нас был здоровый образ жизни, то мы должны отказываться от употребления крепких напитков.
В экономически развитых странах пива употребляется в сегодняшних объемах в два, а то и в три раза больше, чем в России. В Соединенных Штатах потребление пива составляет 90 литров на душу населения в год в расчете не на взрослых, а на все население, включая младенцев. При этом говорить о том, что Штаты к здоровью нации относятся как-то нехорошо, просто анекдотично. Когда мы приводим этот аргумент, ответить нам нечего, наши оппоненты просто молчат. Потому что цифры являются неопровержимыми аргументами. Зато наши оппоненты, а таковыми являются в том числе и чиновники, и всякого рода люди, которые кричат о "здоровье нации", искажают ситуацию.
Кстати, в странах, пьющих пиво, средняя продолжительность жизни зашкаливает за 80. Как обстоит дело у нас - известно всем. У нас фактически происходит сокращение численности страны, а средняя продолжительность жизни еще пару лет назад была 58 лет. Последних данных я не знаю - может, сегодня чуть выше...
Сейчас кое-что начинает делаться для здоровья нации и у нас. То, что президент провел Госсовет, посвященный физкультуре, спорту, здоровью населения, очень важно. Нельзя только забывать, что одна из составляющих здоровья нации - это мы, пивовары. К сожалению, многие телеканалы в своих новостях исказили то, что происходило на Госсовете. В частности, многие передали заявление главы Чувашии о том, что подход к рекламе пива, с его точки зрения, не очень правилен - он привел в качестве примера рекламу пива с торговой маркой "Клинское". Что ж, мы это мнение разделяем: месяца два назад Союз пивоваров распространил обращение о том, что реклама компании, в состав которой входит Клинский завод, ничего общего не имеет с идеологией пивоваров России. Данный подход компрометирует всю отрасль.
- Часто говорят, что русский народ исторически предпочитает водку, что это прямо-таки национальный напиток...
- Это не так, потому что национальным напитком русских является пиво. Точно так же, кстати говоря, как в Чувашии, так же, как в Мордовии, так же, как в Осетии. Этот напиток можно изготавливать в бытовых условиях, но обязательно по классической технологии. Пиво можно сварить только по одной технологии: независимо от того, большой это завод или маленький, и в домашних условиях технология одна и та же. Если губить свой народ, если уничтожать его, то, конечно, надо агитировать, чтобы пили водку, убеждать, что водка - национальный и чуть ли не обязательный для нации напиток. Но разве до появления водки не было никаких национальных традиций? В летописях пиво упоминается задолго до появления водки. Российскому пиву более полутора тысяч лет - пиво пили еще до принятия христианства.
Что касается крепких напитков, в частности водки, то они появились намного позже. Когда нам внушают, что это наше национальное, что мы должны этому следовать, это всего лишь рекламные трюки. Сначала этот трюк устраивало государство, в том числе советское, потому что было заинтересовано в доходах. Да я думаю, не только в доходах, был и политический смысл. Пьяненький, он же управляем. У него чувство вины - выпил и на следующий день думает: "Что я такого натворил?", не помнит себя. А когда у человека есть чувство вины, он ходит пришибленный, забитый, им легче управлять. И им, и всей массой: выпили по чарке и пошли кого-нибудь громить, брать замки, жечь дворцы.
Это в советское время. А в наше время это недобросовестная конкуренция. Все время говорят, что водка - это доходы бюджета. А посмотрите, откуда в казну поступает больше всего средств - в бюджет Петербурга и бюджет страны. Вы увидите, что водка там отнюдь не возглавляет список. Решающей статьей бюджета она не является - это, как правило, личная заинтересованность отдельных чиновников.
- Материальная заинтересованность?
- Или он курирует какие-то предприятия, или владеет долей собственности через третьих лиц. Так что это частные интересы, а не государственные. Просто их прикрывают интересами государства, даже здоровьем нации. Заметьте: о здоровье нации начинают кричать всегда, когда сокращается потребление водки. Чем меньше потребление водки, тем больше шум в отношении пивоваренной отрасли. Ведь для того чтобы пропагандировать крепкие напитки, не обязательно призывать пить водку. Можно просто ограничить производство других напитков (водкозаменяющих) - и, само собой, начинают употреблять крепкие напитки.
Но, повторяю, есть опыт всего цивилизованного мира: чем больше в стране потребляется пива, тем она более развитая. И наоборот, в развитых странах употребляют много пива, в неразвитых - мало. Страны, где потребляется меньше 40 - 50 литров на душу населения, - развивающиеся, слабые и т. д. Интересная ситуация складывается в этом смысле в Китае. Потребление там сейчас составляет 17 литров в год на душу населения, а пять лет назад там выпивали всего 11 литров. У них очень интенсивный рост потребления пива, государство всячески его стимулирует и считает, что отрасль должна развиваться. Европейские страны, где потребляют более 100 - 120 литров, я даже не беру в расчет.
- И сколько же будут пить пива в развитой России?
- Для России, на наш взгляд, с учетом экономического положения и покупательной способности уровень потребления 70 - 80 литров на человека был бы нормальным и очень хорошим (сегодня этот показатель составляет 40 литров). Правда, боюсь, что этого, к сожалению, нам сделать не дадут. Дело в том, что лобби у пивоваров фактически отсутствует. Единственное наше лобби - это общественное мнение, и больше ничего. Мы никогда не делегировали никого в Государственную думу, тем более в правительство. У нас таких возможностей нет - ведь в течение 50 лет в пивоварение ничего не вкладывалось, отрасль была в полном запустении. Кстати, совершенно незаслуженно. Ведь наш народ по своей ментальности особо не отличается от населения развитых европейских стран. Разве только содержанием кошелька.
Общественное мнение - это та сила, которую никакими манипуляциями, никакими кулуарными интригами нельзя изменить на долгое время. Краткосрочно - да, но есть упрямые факты - это опыт развития других стран. Сейчас нет железного занавеса, мы все можем выехать за рубеж, увидеть, что там происходит. Это, на мой взгляд, является нашим главным аргументом. А вовсе не попытки убедить в чем-то какого-то большого руководителя. Если даже он сам в чем-то убежден, аппаратная ситуация не позволит ему проводить собственную политику. Поэтому основной наш инструмент и база - это само общество. Хотя, конечно, есть большие любители и практики, как мы в последнее время убедились, в манипуляции общественным мнением. Но такой "специалист" может обмануть народ только на полгода или год. Потом правда все равно выйдет наружу.
Меня всегда поражает, как же нужно ненавидеть народ, чтобы заставлять его пить крепкие напитки! Я - пивовар, а пивовар - это биолог, даже микробиолог. И как биолог я могу сказать вам, что спирт (C2H5OH) - это органический растворитель, он вызывает в организме необратимые процессы. А что такое квас, что такое пиво, что такое молоко? Это вещества, которые восстанавливают организм. Плохо, что мы вынуждены это постоянно объяснять, фактически оправдывая существование пива. Противопоставление "пиво - водка" - это то же самое, что и "водка - вода", "водка - квас", "водка - кефир".
Ведь что такое пиво? Пиво - это жизненная энергия зародыша ячменного зерна. Пиво - жидкая энергия растительной жизни. Изготавливается оно из пророщенного ячменного зерна - зерна, которое дало росток точно так же, как это происходит весной, когда природа просыпается от зимней спячки. Я вообще думаю, что истинную природу пива и то, носителем чего оно является, еще предстоит открыть ученым будущего.
- Какова перспектива развития пивоваренной промышленности в нашей стране?
- Я оптимист. Но в целом все зависит от экономической ситуации. Если экономика будет развиваться, будет развиваться и пивоваренная отрасль как необходимая составляющая развитой экономики. Если же с экономикой будет происходить нечто другое, то процесс этот может затормозиться. А так как свято место пусто не бывает, на место пива могут прийти другие напитки. Сейчас мы находимся на уровне развивающихся стран, но, если экономика будет развиваться, будет развиваться не только отрасль, но и менталитет чиновника, от которого зависит наша судьба...
При неблагоприятной ситуации в России мы будем развиваться на территории других стран - капитал идет туда, где он нужен. Правда, первая попытка у нас была неудачная - в Белоруссии, но первый блин, как говорят, комом. Рынок в мировом масштабе имеет огромные перспективы. В прошлом году экспорт "Балтики" составил 3 процента - это около 16 млн долларов, в этом году мы будем экспортировать в два раза больше, чем в прошлом. В ближайшие месяц-два наша делегация едет в Китай, мы рассматриваем вопрос о строительстве заводов в Узбекистане и Киргизии, есть варианты с Монголией, Вьетнамом, интересные предложения поступили из Латинской Америки. Сегодня в эпоху информационных технологий разные страны стали ближе друг к другу, и работать на мировых рынках сегодня легче, чем несколько лет назад.
В 2001 году потребление водки упало на 4 процента, в 2000 году - на 8 процентов. За последние три года потребление крепких алкогольных напитков в России неуклонно снижается. Рост производства пива, по данным союза пивоваров, составил в 2001 году 15,5 процента. Оптимистичный прогноз на 2002 год - рост на 10 - 12 процентов, пессимистичный прогноз: 6 - 8 процентов.
Беседовал ВИКТОР НИКОЛАЕВ