Общество
"РОМАН С ГЕРОИНЕЙ" В ОТСУТСТВИЕ РОМАНА С ЧИТАТЕЛЕМ
09 февраля
Судя по декабрьским номерам, журналы "Нева" и "Звезда" находятся в стадии активного осмысления прошлого, пытаясь нащупать в окружающей общество идейной пустоте некие жизнеспособные тенденции. Вновь и вновь подвергается анализу тернистый путь европейского гуманизма, крах которого был объявлен мыслителями после Второй мировой войны.
Что такое гуманистическая цивилизация? Остался ли гуманизм прежним, пройдя через Освенцим? Выжил ли? Или его убили варварские войны ХХ века, темные извивы философской мысли, либеральная мораль, приведшая на смену духовным "пережиткам", запретам и условностям, провозглашенным людьми от имени Бога, гомосексуализм, феминизм, "семью-тюрьму"? Когда к внутреннему миру человека стали относиться как к назойливому бедному родственнику? Ответы на эти вопросы вы найдете на страницах "Звезды" в "Завещании Гуманиста" Мишлин Тизон-Браун, француженки, не одно десятилетие преподававшей в университете Нью-Йорка.
Ее труды по проблемам гуманизма давно стали классикой, удостоены престижных премий. Емкий очерк, публикуемый "Звездой", включает анализ развития гуманистической мысли, ретроспективный взгляд на понимание человеческой личности от античности до новейшего времени - времени, когда, по определению исследовательницы, верх одержали нигилизм и мизантропия, а сфера антропологии заметно сузилась. Остается ли надежда на возрождение гуманизма, разумной веры в человека, заботы о его свободе, достоинстве, счастье? "...для этого нужна хотя бы минимальная вера в человека. Возможно ли это сегодня? Априори нисколько не абсурдна мысль, что в мире, наряду со случаем и необходимостью, действует также некий духовный принцип. Известно, насколько подобная гипотеза противна нашему позитивистскому веку".
Какими принципами руководствовались мыслители ХХ столетия, выступавшие в разное время и в разных условиях в защиту Человека, любознательный читатель может узнать, обратившись и к исследованиям, соседствующим с "Завещанием", - интеллектуальной биографии загадочного философа начала ХХ века - Павел Кузнецов "Борьба с тяготением: Лев Шестов - несчастное сознание и счастливая судьба" и опыту художественного исследования великой книги гнева и большой любви - Игорь Сухих "Сказание о тритоне" ("Архипелаг ГУЛАГ" А. Солженицына). Оба автора подают материал в широком философском и литературном контексте.
А как духовные принципы реализуются в художественной прозе, любимом жанре читателей толстых журналов? И здесь нас, уставших от пессимизма и постмодернистских выкрутасов последних лет, ждет приятный сюрприз: изящный "Роман с героиней" Дмитрия Каралиса. Он привлекает тем, что, пожалуй, впервые за долгое время читателю предлагается герой-префекционист. Причем это не зеленый юнец, а вполне зрелый человек - "альтер эго" автора, - исповедующий принцип внутреннего совершенства.
Сюжет повести прост. Писатель Сергей Медведев приехал по путевке ЮНЕСКО на остров Родос, преисполненный желания поработать над загадочной биографией своих предков. Его благие намерения подвергаются испытанию: он встречается с преуспевающей славянской бизнес-леди, бывшей учительницей музыки из Белоруссии, обосновавшейся с семейством в Праге. Снежная королева, или взрослая Барби, вызывает писателя, ищущего в ней героиню для будущего произведения, на интимный поединок. Эти сорокалетние люди достойны друг друга: оба не растерялись в эпоху крушения привычного уклада, нашли применение своим талантам, оба могут оригинальным и неожиданным образом противостоять житейским трудностям, не деформируя при этом свою личность.
Неизбежный курортный роман? Читатель, ждущий "постельных сцен", будет разочарован - герой "Романа с героиней" преодолел соблазн, не особенно утруждаясь. Доблесть супружеских измен, воспетая во всех ее модификациях в лирических произведениях минувших столетий, теряет в глазах героя (а возможно, и читателя!) свою романтическую привлекательность. Оказывается, не так уж и трудно сохранять душевное равновесие, избегать лжи и предательства...
Привычное понятие "семья-рутина" переосмысливается и в романе красноярского писателя Романа Солнцева "Желтый дым", опубликованном в ноябрьском и декабрьском номерах журнала "Нева". Главный герой романа, журналист, активно участвует в предвыборной борьбе тузов провинциального города, переживает полное крушение идей романтической демократии, приходит к выводу, что сегодня в России во власти и при богатстве могут быть только подонки. И хотя действие происходит во времена Горбачева, все изображаемые автором коллизии резонируют с современной действительностью, которую мы ежедневно видим на экранах телевидения. Это и кровавые разборки, и черный пиар, и подкуп журналистов, и нечистоплотность СМИ. Единственная светлая надежда, единственная прочная опора - верность и близость любящих людей.
На фоне этого актуального беллетристического произведения, демонстрирующего девальвацию гуманистических ценностей в постсоветской России, документальные свидетельства о веке ХХ в журнале "Нева" привлекают спокойной и взвешенной интонацией.
Это статья Ольги Лебедевой "Агамирзян", напоминающая нам о человеке, на протяжении четверти века возглавлявшем Театр им. Комиссаржевской. С течением времени все явственней определяется истинный масштаб личности Р. С. Агамирзяна и значение поставленных им спектаклей (трилогия А. К. Толстого "Иван Грозный", "Царь Борис", "Царь Федор Иоаннович", "Дни Турбиных" М. Булгакова, Ф. Гудрич и А. Хаккет - "Дневник Анны Франк"). Об идейных и нравственных константах философии режиссера, о его верности незыблемым моральным законам, о прочтении центральной для его творчества проблемы "власть и нравственность", об Агамирзяне-творце и Агамирзяне-человеке рассказывает не только автор статьи, но и соратники режиссера.
Совсем иной характер носят воспоминания скульптора, народного художника РФ Григория Ястребенецкого "Дом на Песочной". Это подборка микроновелл, весьма непритязательных как по форме, так и по содержанию, добавляющих незначительные, порой забавные штрихи к портретам некоторых известных персон.
И еще об одной публикации в журнале "Нева", возвращающей нас к высокой проблематике: Михаил Богословский. "Так ли уж безгрешна Русская православная церковь?" Статью можно свести к двум положениям: список исторических грехов РПЦ, восходящих к временам насильственного крещения Руси, и решительный призыв РПЦ к покаянию. РПЦ предлагается следовать примеру Католической церкви, устами Папы Римского Иоанна Павла II, осудившего инквизицию, религиозные войны, прегрешения перед иными конфессиями. Думаю, многих читателей этой статьи поразит легковесность суждений и авторская нетерпимость к тысячелетней и, естественно, неоднозначной истории РПЦ, достойная, пожалуй, времен воинствующего атеизма. Сегодня Православная церковь, в отличие от Католической, едва восстает из полунебытия и только-только собирает паству. Поэтому поверхностный пафос публицистических инвектив вряд ли соответствует потребностям читателей толстых журналов, ожидающих глубокого, профессионального, философского разговора о роли православия в прошлом России и анализа его возможного места в будущем российской цивилизации, а также возможных путей воссоединения христианской этики и гуманистических ценностей.
Само собой разумеется, что читатели декабрьских номеров журналов "Нева" и "Звезда" найдут на их страницах и другие любопытные материалы, перечислить все в силу ограниченности объема мы не можем. Любители поэзии заметят несколько поэтических подборок (наиболее значительная у Алексея Машевского в "Звезде"). Но, к сожалению, публикации в обоих журналах пока еще не способны вызвать в душе страстной жажды обладания, без которой немыслим не только "Роман с героиней", но и роман с читателем. ЕЛЕНА ЗИНОВЬЕВА
Что такое гуманистическая цивилизация? Остался ли гуманизм прежним, пройдя через Освенцим? Выжил ли? Или его убили варварские войны ХХ века, темные извивы философской мысли, либеральная мораль, приведшая на смену духовным "пережиткам", запретам и условностям, провозглашенным людьми от имени Бога, гомосексуализм, феминизм, "семью-тюрьму"? Когда к внутреннему миру человека стали относиться как к назойливому бедному родственнику? Ответы на эти вопросы вы найдете на страницах "Звезды" в "Завещании Гуманиста" Мишлин Тизон-Браун, француженки, не одно десятилетие преподававшей в университете Нью-Йорка.
Ее труды по проблемам гуманизма давно стали классикой, удостоены престижных премий. Емкий очерк, публикуемый "Звездой", включает анализ развития гуманистической мысли, ретроспективный взгляд на понимание человеческой личности от античности до новейшего времени - времени, когда, по определению исследовательницы, верх одержали нигилизм и мизантропия, а сфера антропологии заметно сузилась. Остается ли надежда на возрождение гуманизма, разумной веры в человека, заботы о его свободе, достоинстве, счастье? "...для этого нужна хотя бы минимальная вера в человека. Возможно ли это сегодня? Априори нисколько не абсурдна мысль, что в мире, наряду со случаем и необходимостью, действует также некий духовный принцип. Известно, насколько подобная гипотеза противна нашему позитивистскому веку".
Какими принципами руководствовались мыслители ХХ столетия, выступавшие в разное время и в разных условиях в защиту Человека, любознательный читатель может узнать, обратившись и к исследованиям, соседствующим с "Завещанием", - интеллектуальной биографии загадочного философа начала ХХ века - Павел Кузнецов "Борьба с тяготением: Лев Шестов - несчастное сознание и счастливая судьба" и опыту художественного исследования великой книги гнева и большой любви - Игорь Сухих "Сказание о тритоне" ("Архипелаг ГУЛАГ" А. Солженицына). Оба автора подают материал в широком философском и литературном контексте.
А как духовные принципы реализуются в художественной прозе, любимом жанре читателей толстых журналов? И здесь нас, уставших от пессимизма и постмодернистских выкрутасов последних лет, ждет приятный сюрприз: изящный "Роман с героиней" Дмитрия Каралиса. Он привлекает тем, что, пожалуй, впервые за долгое время читателю предлагается герой-префекционист. Причем это не зеленый юнец, а вполне зрелый человек - "альтер эго" автора, - исповедующий принцип внутреннего совершенства.
Сюжет повести прост. Писатель Сергей Медведев приехал по путевке ЮНЕСКО на остров Родос, преисполненный желания поработать над загадочной биографией своих предков. Его благие намерения подвергаются испытанию: он встречается с преуспевающей славянской бизнес-леди, бывшей учительницей музыки из Белоруссии, обосновавшейся с семейством в Праге. Снежная королева, или взрослая Барби, вызывает писателя, ищущего в ней героиню для будущего произведения, на интимный поединок. Эти сорокалетние люди достойны друг друга: оба не растерялись в эпоху крушения привычного уклада, нашли применение своим талантам, оба могут оригинальным и неожиданным образом противостоять житейским трудностям, не деформируя при этом свою личность.
Неизбежный курортный роман? Читатель, ждущий "постельных сцен", будет разочарован - герой "Романа с героиней" преодолел соблазн, не особенно утруждаясь. Доблесть супружеских измен, воспетая во всех ее модификациях в лирических произведениях минувших столетий, теряет в глазах героя (а возможно, и читателя!) свою романтическую привлекательность. Оказывается, не так уж и трудно сохранять душевное равновесие, избегать лжи и предательства...
Привычное понятие "семья-рутина" переосмысливается и в романе красноярского писателя Романа Солнцева "Желтый дым", опубликованном в ноябрьском и декабрьском номерах журнала "Нева". Главный герой романа, журналист, активно участвует в предвыборной борьбе тузов провинциального города, переживает полное крушение идей романтической демократии, приходит к выводу, что сегодня в России во власти и при богатстве могут быть только подонки. И хотя действие происходит во времена Горбачева, все изображаемые автором коллизии резонируют с современной действительностью, которую мы ежедневно видим на экранах телевидения. Это и кровавые разборки, и черный пиар, и подкуп журналистов, и нечистоплотность СМИ. Единственная светлая надежда, единственная прочная опора - верность и близость любящих людей.
На фоне этого актуального беллетристического произведения, демонстрирующего девальвацию гуманистических ценностей в постсоветской России, документальные свидетельства о веке ХХ в журнале "Нева" привлекают спокойной и взвешенной интонацией.
Это статья Ольги Лебедевой "Агамирзян", напоминающая нам о человеке, на протяжении четверти века возглавлявшем Театр им. Комиссаржевской. С течением времени все явственней определяется истинный масштаб личности Р. С. Агамирзяна и значение поставленных им спектаклей (трилогия А. К. Толстого "Иван Грозный", "Царь Борис", "Царь Федор Иоаннович", "Дни Турбиных" М. Булгакова, Ф. Гудрич и А. Хаккет - "Дневник Анны Франк"). Об идейных и нравственных константах философии режиссера, о его верности незыблемым моральным законам, о прочтении центральной для его творчества проблемы "власть и нравственность", об Агамирзяне-творце и Агамирзяне-человеке рассказывает не только автор статьи, но и соратники режиссера.
Совсем иной характер носят воспоминания скульптора, народного художника РФ Григория Ястребенецкого "Дом на Песочной". Это подборка микроновелл, весьма непритязательных как по форме, так и по содержанию, добавляющих незначительные, порой забавные штрихи к портретам некоторых известных персон.
И еще об одной публикации в журнале "Нева", возвращающей нас к высокой проблематике: Михаил Богословский. "Так ли уж безгрешна Русская православная церковь?" Статью можно свести к двум положениям: список исторических грехов РПЦ, восходящих к временам насильственного крещения Руси, и решительный призыв РПЦ к покаянию. РПЦ предлагается следовать примеру Католической церкви, устами Папы Римского Иоанна Павла II, осудившего инквизицию, религиозные войны, прегрешения перед иными конфессиями. Думаю, многих читателей этой статьи поразит легковесность суждений и авторская нетерпимость к тысячелетней и, естественно, неоднозначной истории РПЦ, достойная, пожалуй, времен воинствующего атеизма. Сегодня Православная церковь, в отличие от Католической, едва восстает из полунебытия и только-только собирает паству. Поэтому поверхностный пафос публицистических инвектив вряд ли соответствует потребностям читателей толстых журналов, ожидающих глубокого, профессионального, философского разговора о роли православия в прошлом России и анализа его возможного места в будущем российской цивилизации, а также возможных путей воссоединения христианской этики и гуманистических ценностей.
Само собой разумеется, что читатели декабрьских номеров журналов "Нева" и "Звезда" найдут на их страницах и другие любопытные материалы, перечислить все в силу ограниченности объема мы не можем. Любители поэзии заметят несколько поэтических подборок (наиболее значительная у Алексея Машевского в "Звезде"). Но, к сожалению, публикации в обоих журналах пока еще не способны вызвать в душе страстной жажды обладания, без которой немыслим не только "Роман с героиней", но и роман с читателем. ЕЛЕНА ЗИНОВЬЕВА