Общество
МОНОПОЛИСТАМ ДАЛИ ПО РУКАМ
13 февраля
НА 100% НАШ НАРОД НЕ ТЯНЕТ
Отрадно, что правительственные аналитики наконец-то вычислили то, что известно любой пенсионерке: рост тарифов на услуги ЖКХ не приводит к улучшению качества оказываемых услуг. Именно поэтому на самом высоком уровне было принято решение сместить акценты в реформе ЖКХ "в экономическую плоскость". Герман Греф пообещал, что уровень оплаты населением услуг ЖКХ будет не больше 80 процентов - даже предложение о повышении этого уровня до 90 процентов правительством было отвергнуто.
В своем докладе Герман Греф признал и то, что ключевая проблема отечественного ЖКХ состоит в "искусственном монополизме" внутри самой системы и нерациональном использовании ресурсов. Вспомнив известный анекдот про сантехника, эту мысль можно высказать и иначе: "Тут, хозяин, всю систему надо менять". Что ж, правительство как раз и придерживается необходимости срочного реформирования отрасли. Тем более что необходимые ресурсы, о которых постоянно плачутся коммунальщики, сегодня есть. И даже с избытком. Так, по данным Минэкономразвития, суммарная стоимость услуг, оказанных в сфере ЖКХ в 2001 году в России, составила 360 млрд рублей. Из них население выплатило 47 процентов (170 млрд), бюджеты всех уровней - 35 процентов (129 млрд). Казалось бы, дефицит средств в отрасли огромен - 16,4 процента, или 60 млрд рублей. Однако фактическая стоимость услуг ЖКХ в 2001 году составила 17 рублей на 1 кв. метр при федеральном нормативе 14 рублей 20 копеек...
ПОЛПРЕДЫ И ГУБЕРНАТОРЫ -ЗА РЕФОРМУ
Программный доклад Грефа задал тон другим выступавшим. Так, полпред президента в СЗФО Виктор Черкесов подчеркнул необходимость реального реформирования на местах. Для чего, по его мнению, нужно не так уж много: "У руководителей должно быть четкое видение программы реформирования и просто желание работать". По мнению Виктора Черкесова, сферу ЖКХ можно перестроить и повернуть к потребителю лицом за 1,5 - 2 года, во всяком случае, не меньше.
О необходимости реформ говорил и другой полпред, присутствовавший на совещании, - Сергей Кириенко (Приволжский округ). По его словам, реформа ЖКХ необходима потому, что, "если не принять меры, системные аварии скоро будут происходить не раз в месяц, а каждый день". По словам Кириенко, уровень изношенности в инфраструктуре жилищно-коммунального хозяйства огромен, так как ремонт не проводился годами. Кириенко подчеркнул, что предприятие, обеспечивающее услуги ЖКХ - тепло, электроэнергию, воду, работу лифта, уборку подъезда, - должно нести за неисполнение своих обязательств прямую ответственность, "вплоть до уголовной".
Присутствовавшие на совещании руководители регионов тоже выступали за реформу, но их отношение к сфере ЖКХ было в отличие от федералов достаточно различным - возможно, в силу разнообразия проблем "на местах".
Так, губернатор Вологодской области Вячеслав ПОЗГАЛЕВ жаловался на рост тарифов на энергоресурсы, говорил о том, что большинство котельных в результате приватизации оказалось в собственности промышленных предприятий (многие из которых таким положением злоупотребляют), приводил в пример положительный опыт Череповца. А президент Чувашской Республики Николай ФЕДОРОВ - наоборот, заявил о том, что реформа ЖКХ должна начинаться с умения граждан экономить воду, газ и свет. "Люди должны понять, что платят именно за ту воду, которую тратят, и за тот свет, который сжигают, а не в целом за некие "услуги". Когда произойдет реформа в сознании людей, гораздо быстрее пойдет реформа и в самой системе ЖКХ", - заявил он в интервью агентству "Росбалт".
ПЕТЕРБУРГ ОТСТАЕТ ОТ ПОВОЛЖЬЯ
Вообще, во всяком случае, по заявлению Сергея Кириенко, Приволжский округ сегодня лидирует в деле реформирования ЖКХ. Так, в той же Чувашии с 1996 года выделяются адресные субсидии на оплату коммунальных услуг в зависимости от дохода граждан, внутри системы ЖКХ существует четкое разделение на подрядчиков и заказчиков. Зато население там оплачивает уже до 80 процентов стоимости услуг ЖКХ из своего кармана. При этом власти жестко ставят вопрос об установке в подъездах и домах приборов учета воды, тепла и электроэнергии: сколько использовал - столько и заплатил.
Да, к большому нашему сожалению, Петербург утратил шанс стать лидером реформы системы ЖКХ. Мы это видим на каждом шагу, а теперь жалобы страждущих жильцов петербургских домов, похоже, дошли до самых "верхов". Может быть, потому, что многие из них сами уроженцы нашего города, им и аналитиков не нужно - старые друзья и родственники обо всем доложат. Тем не менее Герман Греф отметил, что и в Петербурге есть что показать с точки зрения технической реализации реформы ЖКХ - в частности, он упомянул опыт тех, кто занимался реформой ЖКХ в конце 90-х годов. Возможно, он имел в виду и те времена, когда сам возглавлял городской КУГИ, кто знает...
...И О САМОЙ РЕФОРМЕ
Так в чем же суть новой реформы? Та, которая идет (или не идет) сейчас, как мы все уже убедились (да и правительство с нами заодно убедилось), сведена к повышению тарифов. Возможно, что новая реформа будет идти несколько иначе.
Суть предлагаемой Минэкономразвития реформы жилищно-коммунального сектора состоит в том, что плата за коммунальные услуги будет поделена между государством и жильцами. Первая часть будет финансироваться за счет средств федерального бюджета - на личные счета граждан будет зачисляться специальная субсидия. При этом количество счетов будет равно числу квартиросъемщиков.
Предполагается, что население, получая средства с этих счетов, будет не пропивать их, а расходовать на оплату коммунальных услуг и самостоятельно выбирать подрядчиков. Деньги с личных счетов должны быть израсходованы в течение одного-двух месяцев (в зависимости от решения муниципалитета). Если этого не происходит, то гражданин лишается права на субсидию и оплачивает услуги ЖКХ самостоятельно. По мнению правительства, такая мера дисциплинирует население. Жилищно-коммунальные субсидии для населения будут адресными и целевыми, то есть у них будет четкая зависимость от дохода каждого конкретного индивидуума. Вторую часть суммы, как все уже догадались, гражданин будет оплачивать из собственного кармана при любом раскладе.
Все это должно привести к повышению конкуренции в ЖКХ и инвестиционной привлекательности всей отрасли. Однако для этих целей необходимо создание товариществ собственников жилья (кондоминиумов). Сегодня их формирование идет низкими темпами - у кондоминиумов отсутствует экономическая основа, а подчас готовые товарищества - ЖСК- поставлены в худшие условия по сравнению с муниципальными домами.
Считается, что реформа не будет тормозиться на уровне регионов, поскольку предложенная федеральным правительством модель реформы ЖКХ политически выгодна губернаторам. Кроме того, реформа не должна ударить по людям, так как она не предусматривает увеличения оплаты для основной части населения (за исключением людей с высокими доходами). Правда, все еще зависит от того, какие доходы покажутся властям высокими. ВИКТОР НИКОЛАЕВ
Отрадно, что правительственные аналитики наконец-то вычислили то, что известно любой пенсионерке: рост тарифов на услуги ЖКХ не приводит к улучшению качества оказываемых услуг. Именно поэтому на самом высоком уровне было принято решение сместить акценты в реформе ЖКХ "в экономическую плоскость". Герман Греф пообещал, что уровень оплаты населением услуг ЖКХ будет не больше 80 процентов - даже предложение о повышении этого уровня до 90 процентов правительством было отвергнуто.
В своем докладе Герман Греф признал и то, что ключевая проблема отечественного ЖКХ состоит в "искусственном монополизме" внутри самой системы и нерациональном использовании ресурсов. Вспомнив известный анекдот про сантехника, эту мысль можно высказать и иначе: "Тут, хозяин, всю систему надо менять". Что ж, правительство как раз и придерживается необходимости срочного реформирования отрасли. Тем более что необходимые ресурсы, о которых постоянно плачутся коммунальщики, сегодня есть. И даже с избытком. Так, по данным Минэкономразвития, суммарная стоимость услуг, оказанных в сфере ЖКХ в 2001 году в России, составила 360 млрд рублей. Из них население выплатило 47 процентов (170 млрд), бюджеты всех уровней - 35 процентов (129 млрд). Казалось бы, дефицит средств в отрасли огромен - 16,4 процента, или 60 млрд рублей. Однако фактическая стоимость услуг ЖКХ в 2001 году составила 17 рублей на 1 кв. метр при федеральном нормативе 14 рублей 20 копеек...
ПОЛПРЕДЫ И ГУБЕРНАТОРЫ -ЗА РЕФОРМУ
Программный доклад Грефа задал тон другим выступавшим. Так, полпред президента в СЗФО Виктор Черкесов подчеркнул необходимость реального реформирования на местах. Для чего, по его мнению, нужно не так уж много: "У руководителей должно быть четкое видение программы реформирования и просто желание работать". По мнению Виктора Черкесова, сферу ЖКХ можно перестроить и повернуть к потребителю лицом за 1,5 - 2 года, во всяком случае, не меньше.
О необходимости реформ говорил и другой полпред, присутствовавший на совещании, - Сергей Кириенко (Приволжский округ). По его словам, реформа ЖКХ необходима потому, что, "если не принять меры, системные аварии скоро будут происходить не раз в месяц, а каждый день". По словам Кириенко, уровень изношенности в инфраструктуре жилищно-коммунального хозяйства огромен, так как ремонт не проводился годами. Кириенко подчеркнул, что предприятие, обеспечивающее услуги ЖКХ - тепло, электроэнергию, воду, работу лифта, уборку подъезда, - должно нести за неисполнение своих обязательств прямую ответственность, "вплоть до уголовной".
Присутствовавшие на совещании руководители регионов тоже выступали за реформу, но их отношение к сфере ЖКХ было в отличие от федералов достаточно различным - возможно, в силу разнообразия проблем "на местах".
Так, губернатор Вологодской области Вячеслав ПОЗГАЛЕВ жаловался на рост тарифов на энергоресурсы, говорил о том, что большинство котельных в результате приватизации оказалось в собственности промышленных предприятий (многие из которых таким положением злоупотребляют), приводил в пример положительный опыт Череповца. А президент Чувашской Республики Николай ФЕДОРОВ - наоборот, заявил о том, что реформа ЖКХ должна начинаться с умения граждан экономить воду, газ и свет. "Люди должны понять, что платят именно за ту воду, которую тратят, и за тот свет, который сжигают, а не в целом за некие "услуги". Когда произойдет реформа в сознании людей, гораздо быстрее пойдет реформа и в самой системе ЖКХ", - заявил он в интервью агентству "Росбалт".
ПЕТЕРБУРГ ОТСТАЕТ ОТ ПОВОЛЖЬЯ
Вообще, во всяком случае, по заявлению Сергея Кириенко, Приволжский округ сегодня лидирует в деле реформирования ЖКХ. Так, в той же Чувашии с 1996 года выделяются адресные субсидии на оплату коммунальных услуг в зависимости от дохода граждан, внутри системы ЖКХ существует четкое разделение на подрядчиков и заказчиков. Зато население там оплачивает уже до 80 процентов стоимости услуг ЖКХ из своего кармана. При этом власти жестко ставят вопрос об установке в подъездах и домах приборов учета воды, тепла и электроэнергии: сколько использовал - столько и заплатил.
Да, к большому нашему сожалению, Петербург утратил шанс стать лидером реформы системы ЖКХ. Мы это видим на каждом шагу, а теперь жалобы страждущих жильцов петербургских домов, похоже, дошли до самых "верхов". Может быть, потому, что многие из них сами уроженцы нашего города, им и аналитиков не нужно - старые друзья и родственники обо всем доложат. Тем не менее Герман Греф отметил, что и в Петербурге есть что показать с точки зрения технической реализации реформы ЖКХ - в частности, он упомянул опыт тех, кто занимался реформой ЖКХ в конце 90-х годов. Возможно, он имел в виду и те времена, когда сам возглавлял городской КУГИ, кто знает...
...И О САМОЙ РЕФОРМЕ
Так в чем же суть новой реформы? Та, которая идет (или не идет) сейчас, как мы все уже убедились (да и правительство с нами заодно убедилось), сведена к повышению тарифов. Возможно, что новая реформа будет идти несколько иначе.
Суть предлагаемой Минэкономразвития реформы жилищно-коммунального сектора состоит в том, что плата за коммунальные услуги будет поделена между государством и жильцами. Первая часть будет финансироваться за счет средств федерального бюджета - на личные счета граждан будет зачисляться специальная субсидия. При этом количество счетов будет равно числу квартиросъемщиков.
Предполагается, что население, получая средства с этих счетов, будет не пропивать их, а расходовать на оплату коммунальных услуг и самостоятельно выбирать подрядчиков. Деньги с личных счетов должны быть израсходованы в течение одного-двух месяцев (в зависимости от решения муниципалитета). Если этого не происходит, то гражданин лишается права на субсидию и оплачивает услуги ЖКХ самостоятельно. По мнению правительства, такая мера дисциплинирует население. Жилищно-коммунальные субсидии для населения будут адресными и целевыми, то есть у них будет четкая зависимость от дохода каждого конкретного индивидуума. Вторую часть суммы, как все уже догадались, гражданин будет оплачивать из собственного кармана при любом раскладе.
Все это должно привести к повышению конкуренции в ЖКХ и инвестиционной привлекательности всей отрасли. Однако для этих целей необходимо создание товариществ собственников жилья (кондоминиумов). Сегодня их формирование идет низкими темпами - у кондоминиумов отсутствует экономическая основа, а подчас готовые товарищества - ЖСК- поставлены в худшие условия по сравнению с муниципальными домами.
Считается, что реформа не будет тормозиться на уровне регионов, поскольку предложенная федеральным правительством модель реформы ЖКХ политически выгодна губернаторам. Кроме того, реформа не должна ударить по людям, так как она не предусматривает увеличения оплаты для основной части населения (за исключением людей с высокими доходами). Правда, все еще зависит от того, какие доходы покажутся властям высокими. ВИКТОР НИКОЛАЕВ