Город
КАК БЫ НЕ НАВРЕДИТЬ
16 февраля
Надо сказать, что оптимизм организаторов выглядит несколько преувеличенным. Ибо многие варианты огорчают своей стандартностью, повествовательностью и несвойственным нашему времени пафосом. Часть авторов, увлекшись идеей, не приняла во внимание особенности среды, в которую предстоит вписать памятник. Часть не рискнула дать волю своему воображению и ограничилась привычными петербургскими мотивами - ангелами, колоннами, колоннадами, бюстами и фигурами Петра Великого.
Сразу привлекает внимание одинокий сфинкс: его шея туго обмотана цепями, а за спиной трепещут крылья, что, несомненно, ново для сфинксов. Впрочем, крылья эти выглядят чрезвычайно сомнительно и скорее декоративны, чем функциональны.
В основе следующей композиции - изящно удлиненное "окно в Европу". Его венчает либо двуглавый орел, либо апостол Петр (на выбор общественности и жюри), а внизу располагается, соответственно, либо трудовой люд, либо карта Северной Пальмиры. В другом проекте три стеклянные пирамиды, по замыслу создателей, символизируют три века жизни Петербурга. Они, как и положено, опираются на спины атлантов и несут на себе ангела с крестом. Неожиданны по сюжету (но, к сожалению, не по исполнению - более чем традиционному) "Союз Земли и Воды" и юноша, летящий по волнам в лодочке-лепестке (этот вариант мог бы стать симпатичной парковой скульптурой или фонтаном).
Большинство вариантов предполагают огромные основания, широкие (высокие) ступени, всевозможные круги (разбегающиеся по площади, как по воде), мощные стилобаты и прочие архитектурные излишества. Вероятно, вся эта каменная лавина должна еще раз подчеркнуть величие идеи и масштаб события.
Впрочем, наиболее элегантные проекты как раз отличает скромность. Например, не претендующая на оригинальность классическая ротонда с золотым куполом могла бы стать достойным знаком - напоминанием о празднике, петербургских традициях и строгом вкусе.
Один из вариантов привлекает взгляд не только своей соразмерностью окружающей среде, но и смелостью идеи. Это легкая, светлая, гибкая пирамида. С первого взгляда видно, что она рождена нашим временем. И тем не менее сомнений в ее петербургской "прописке" тоже не возникает. Потому что в ней воплотилась сама суть капризного, ветреного, гордого, бесстрашного нрава нашего города. Да и ассоциации, которые вызывает этот памятник, вполне уместны на юбилее. В ней нет ничего тенденциозного, ничего назидательного - чисто европейская безупречность и чисто русский романтизм.
Войдет ли пирамида в число победителей первого тура, станет известно уже до 10 марта. Жюри под руководством главного архитектора города Олега Харченко сделает свой выбор, и три лучших коллектива авторов получат по пять тысяч рублей и два месяца на доработку. В мае должен состояться второй тур, проект-победитель которого, вероятно, будет реализован. Надо сказать, что состав жюри вызывает искреннее почтение (в него вошли директора крупнейших музеев города, специалисты архитекторы, историки и искусствоведы). И хочется верить, что все эти профессионалы вовремя вспомнят главную заповедь врачей и градостроителей - не навреди. Наш город и так достаточно красив. Лишний монумент не является для него необходимостью, и его появление должно быть следствием творческой удачи художника, а не распоряжения высокопоставленного лица. ЕКАТЕРИНА СОЛОВЬЕВА
Сразу привлекает внимание одинокий сфинкс: его шея туго обмотана цепями, а за спиной трепещут крылья, что, несомненно, ново для сфинксов. Впрочем, крылья эти выглядят чрезвычайно сомнительно и скорее декоративны, чем функциональны.
В основе следующей композиции - изящно удлиненное "окно в Европу". Его венчает либо двуглавый орел, либо апостол Петр (на выбор общественности и жюри), а внизу располагается, соответственно, либо трудовой люд, либо карта Северной Пальмиры. В другом проекте три стеклянные пирамиды, по замыслу создателей, символизируют три века жизни Петербурга. Они, как и положено, опираются на спины атлантов и несут на себе ангела с крестом. Неожиданны по сюжету (но, к сожалению, не по исполнению - более чем традиционному) "Союз Земли и Воды" и юноша, летящий по волнам в лодочке-лепестке (этот вариант мог бы стать симпатичной парковой скульптурой или фонтаном).
Большинство вариантов предполагают огромные основания, широкие (высокие) ступени, всевозможные круги (разбегающиеся по площади, как по воде), мощные стилобаты и прочие архитектурные излишества. Вероятно, вся эта каменная лавина должна еще раз подчеркнуть величие идеи и масштаб события.
Впрочем, наиболее элегантные проекты как раз отличает скромность. Например, не претендующая на оригинальность классическая ротонда с золотым куполом могла бы стать достойным знаком - напоминанием о празднике, петербургских традициях и строгом вкусе.
Один из вариантов привлекает взгляд не только своей соразмерностью окружающей среде, но и смелостью идеи. Это легкая, светлая, гибкая пирамида. С первого взгляда видно, что она рождена нашим временем. И тем не менее сомнений в ее петербургской "прописке" тоже не возникает. Потому что в ней воплотилась сама суть капризного, ветреного, гордого, бесстрашного нрава нашего города. Да и ассоциации, которые вызывает этот памятник, вполне уместны на юбилее. В ней нет ничего тенденциозного, ничего назидательного - чисто европейская безупречность и чисто русский романтизм.
Войдет ли пирамида в число победителей первого тура, станет известно уже до 10 марта. Жюри под руководством главного архитектора города Олега Харченко сделает свой выбор, и три лучших коллектива авторов получат по пять тысяч рублей и два месяца на доработку. В мае должен состояться второй тур, проект-победитель которого, вероятно, будет реализован. Надо сказать, что состав жюри вызывает искреннее почтение (в него вошли директора крупнейших музеев города, специалисты архитекторы, историки и искусствоведы). И хочется верить, что все эти профессионалы вовремя вспомнят главную заповедь врачей и градостроителей - не навреди. Наш город и так достаточно красив. Лишний монумент не является для него необходимостью, и его появление должно быть следствием творческой удачи художника, а не распоряжения высокопоставленного лица. ЕКАТЕРИНА СОЛОВЬЕВА