Общество
СКАНДАЛ ПОД ПАТРОНАЖЕМ ПРЕЗИДЕНТА БЕЛОРУССИИ
16 февраля
...В 1998 году по осени плакали от кризиса не только россияне. На пивоваренном заводе "Крыница" возникли проблемы. Тысячи бутылок с пивом десятидневного разлива, предназначенные для реализации в отдаленных областях братской России, стояли на складах. Кое-что пришлось сплавить за бесценок, кое-что просто вылить... Примерно в то же время, как официальные белорусские СМИ забили тревогу: грядет российская экспансия! В белорусских магазинах появилась "Балтика" по цене "Хольстена", и что любопытно - это не влияло на популярность питерского напитка. Пить его считалось модно и престижно. Белорусское пиво (не только завода "Крыница", но и "Оливарии", и Лидского пивзавода) позиций не теряло за счет цены и устоявшейся привычки, но производства становились убыточными, органолептические качества пива заметно ухудшались, исчезали многие любимые белорусами сорта. Почти 90-процентный износ основных фондов, несоблюдение технологий... С российского рынка белорусская продукция, одно время стоявшая во всех киосках, мало-помалу исчезала. К тому же вечные проблемы с тарой - бутылочной, баночной, кегами для продажи в розлив... Одним словом, году этак к двухтысячному стало ясно: отрасль в кризисе. На эту тему можно найти десятки статей, выступлений на ведомственных совещаниях, в министерствах.
СЛОВО ПРЕЗИДЕНТА НЕ ВОРОБЕЙ
В один прекрасный день президент Александр Лукашенко на очередном витке братской дружбы заявил о привлечении российских инвестиций. Это касалось не только пива. Это касалось вообще инвестиционного климата в Белоруссии, благоприятного для братьев по Союзу. Прозвучало: слово Александра Григорьевича - наилучшая гарантия для инвестиций. Согласно же представлениям, бытовавшим одно время среди российской элиты, политической и деловой, это что-то да значило. Если и есть у "младших братьев" какие-то проблемы с демократией, какие-то внутренние политические распри - то, по крайней мере, там жесткая централизация власти. На худой конец что-то вроде Советского Союза. В свое время западные прагматики ведь имели деловые связи со всякими внешнеторговыми советскими организациями и т. д. К тому же заявления вроде "Если надо, я в Россию на коленях поползу" не оставляли сомнения в искренней любви президента к нашей стране.
В конце концов - пусть всем будет хорошо. Пусть в Белоруссии будут созданы новые рабочие места, заработают современные технологии, а российские предприятия расширят свою сферу действия, выйдут на новые экономические рубежи... Собственно говоря, против союза в таком смысле не выступали даже те, кого порой клеймят званием "белорусских националистов". Интеграция в подлинном понимании этого слова.
В начале прошлого года в белорусской прессе появились кричащие заголовки: "Российские олигархи скупают Белоруссию по частям", "Скандинавские пивовары покупают "Крыницу"... И тут же: "Владимир Бодров, генеральный директор "Крыницы", опровергает слухи о продаже завода "Балтике". А в марте президент "Балтики" Таймураз Боллоев действительно встретился с президентом Лукашенко и разговаривал с ним о "Крынице". Но речь шла не о "скупке" в обычном смысле, а о новом проекте, который тут же окрестили самым крупным инвестиционным международным проектом в Белоруссии. И казалось, восприняли аргументы Боллоева, что модернизация "Крыницы" не задушит всю отрасль в республике, а даст ей новый импульс, подобно тому, как это произошло в России...
ТРЕВОЖНЫЕ ЗВОНКИ
На его фоне совершенно незамеченной прошла другая история. Есть такой Бобруйский шинный комбинат. Им заинтересовался один из российских банков. Далее цитируем не что-нибудь, а выступление Лукашенко перед выборами: "Я попросил Путина и Селезнева: помогите нам финансово. Дайте нам кредит. Нам не хватает. Нам нужен валютный кредит где-то миллионов на 20 по БШК..." И пожаловался - мол, его обвиняют в том, что предприятия он закладывает, дабы финансировать свою избирательную кампанию (напомним, выборы были 9 сентября), всячески опровергая эти "инсинуации". Были переговоры с потенциальным российским инвестором, которому А. Г. сказал: "Имейте в виду, что в цене нашей продукции должны быть заложены детские сады, дом культуры, социальная сфера Бобруйского шинного..." Потом он жаловался, что не дали ни копейки, и тема сошла на нет. Но вернемся к "Балтике".
Народу Лукашенко говорил следующее (сохранена стилистика оригинала): "Приезжает человек и говорит: я хочу у вас делать пиво. Я ему сразу условие ставлю: социальная база, выпускаете наше пиво "Крыница", "Жигулевское". 50 процентов пива надо, чтобы реализовывалось на внешних рынках. Имейте в виду, у нас есть обязательства "Крыницы" по спортивным, должны комплекс там построить... И имейте в виду: директора вы не назначите. У нас право "золотой" акции. У нас особая кадровая политика. Принесите мне согласованный с руководством, с трудовым коллективом, с правительством, ведомствами проект бизнес-плана - я его буду рассматривать". Странновато для нашего слуха все это звучит - но опять же ладно, кто против социальной сферы? И если учесть, что акции предприятия в основной массе (больше чем 80 процентов) принадлежат государству, то и такие условия вполне могут быть предметом переговоров. И переговоры шли по плану, а в прессе писали: "Владимир Бодров, генеральный директор "Крыницы", в восторге от совместного проекта с "Балтикой"..." Еще бы не в восторге - обещанная модернизация завода шла по графику. Открыта кредитная линия. Завезено оборудование. Единственно юристы отмечали небольшие неувязки со всякими бюрократическими процедурами - в каждом государстве свое законодательство...
В принципе все согласовательные процедуры - и с Минэкономики РБ, и Минпредпринимательства РБ, и Белгоспищепромом - прошли успешно. Было дано добро на сделку, подписаны необходимые договоры займа и залога. Трудность была с передачей акций - речь шла о пакете в 50 процентов плюс одна акция, для этого планировалась дополнительная эмиссия, увеличение уставного капитала. Не стоит углубляться в детали - достаточно отметить, что осенью большого скандала еще ничего не предвещало...
...Автор этих строк в первый раз заметил нечто неладное в сентябре, когда приезжал в Минск освещать выборы президента республики. Но так, по мелочи - из каких-то неведомых, но высокопоставленных источников постоянно просачивались темные слухи, что и с акциями что-то не так, и что пиво хотят варить невкусное... Нечто мелькуло в газетах и информагентствах. Но президента выбрали, тот вроде подтвердил чистоту намерений, гадостей в газетах никто не писал, а "сарафанное" радио - стоит ли придавать ему значение?
АППЕТИТ ПРИХОДИТ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ
Дальнейшее известно и просто, как три рубля. Если коротко - на 10 миллионов долларов оборудования, поставленного "Балтикой", "Крыница" отдавать не хочет, равно как и деньги возвращать. А эмиссия так и не проведена. Впереди, очевидно, международный арбитражный. Тем временем происходит нечто вовсе несуразное - "Крыница" собирается переименовываться. Что это значит - ежу понятно. "Я не я, и лошадь не моя", - может заявить окрещенная заново фирма своим кредиторам (которые еще недавно были "желанными инвесторами"). Приемчик, характерный для недобросовестных ларечников. Виноваты же в ситуации, как всегда... российские журналисты. Лукашенко так и заявил на заседании Совмина: "Если еще раз по НТВ или другим жульническим СМИ увижу заказные материалы (о сложившейся коллизии рассказали российские телеканалы), то "Балтики" здесь не будет, равно как и любых других российских фирм. Если российские бизнесмены хотят участвовать в либерализации и приватизации предприятий, то пускай это делают по-белорусски".
Бодров высказывается более обтекаемо: "Задержка в реализации совместного проекта объясняется согласованием документов, которые означают долгосрочную стратегию сторон. В Белоруссии не отработаны механизмы реализации настолько крупных инвестиционных проектов..." А тут выясняются новые и весьма противоречивые детали белорусской версии: оказывается, как заявил на пресс-конференции представитель тамошнего Национального собрания, "Балтика"-де и целый Ледовый дворец должна соорудить, и засеять элитным ячменным зерном поля Белоруссии. И еще: за 10 миллионов Лукашенко готов отдать лишь 10 процентов акций, но, прежде чем их получить, "Балтика" должна обеспечить рост экспорта пива с "Крыницы" в 10 раз и в 2 раза - увеличение поступлений в бюджет: "Просто так мы никому ничего не отдадим". (А. Г.) И вообще, незачем отдавать питерцам высокорентабельную отрасль (которая, к слову, даже по официальным сводкам, является сейчас убыточной в РБ).
Занимаясь этим материалом, журналист "НВ" на досуге перечитал переводившийся у нас еще в советское время роман Грэма Грина "Комедианты", где действие происходило на острове Гаити в годы правления Дювалье. Американцам, которым режим обещал гарантии под их проекты, предлагали странную схему: "бесплатно" предоставить площади с тем, чтобы те, во-первых, обеспечили строительство и оборудование объекта, во-вторых, социальную сферу, а в-третьих, вносили залог на сумму стоимости "бесплатных" площадей, который вернут когда-нибудь потом. Когда я в советские годы читала этот роман, эта сюжетная линия была непонятна... Теперь - вполне.
Данная же ситуация с "белорусским бизнесом", повторяю, не единственная. Фактически разорен совместный торговый дом в Москве - за пару лет так и не внесена белорусская доля уставного капитала, имело место классическое "кидалово" со стороны концерна "Белресурсы". Пострадали на 40 миллионов долларов перуанцы, покупавшие у РБ истребители, - проплатили деньги за 6 МИГов, а получили всего 3...
...На днях распространилась информация: корпорация Micro-soft заявила о намерении заключить сделку о поставке в Белоруссию на огромную сумму лицензионного программного обеспечения для правительственных нужд. Остается искренне надеяться, что Билл Гейтс, прежде чем рискнуть, хорошо изучил специфику "белорусского бизнеса"...
СВЕТЛАНА ГАВРИЛИНА
СЛОВО ПРЕЗИДЕНТА НЕ ВОРОБЕЙ
В один прекрасный день президент Александр Лукашенко на очередном витке братской дружбы заявил о привлечении российских инвестиций. Это касалось не только пива. Это касалось вообще инвестиционного климата в Белоруссии, благоприятного для братьев по Союзу. Прозвучало: слово Александра Григорьевича - наилучшая гарантия для инвестиций. Согласно же представлениям, бытовавшим одно время среди российской элиты, политической и деловой, это что-то да значило. Если и есть у "младших братьев" какие-то проблемы с демократией, какие-то внутренние политические распри - то, по крайней мере, там жесткая централизация власти. На худой конец что-то вроде Советского Союза. В свое время западные прагматики ведь имели деловые связи со всякими внешнеторговыми советскими организациями и т. д. К тому же заявления вроде "Если надо, я в Россию на коленях поползу" не оставляли сомнения в искренней любви президента к нашей стране.
В конце концов - пусть всем будет хорошо. Пусть в Белоруссии будут созданы новые рабочие места, заработают современные технологии, а российские предприятия расширят свою сферу действия, выйдут на новые экономические рубежи... Собственно говоря, против союза в таком смысле не выступали даже те, кого порой клеймят званием "белорусских националистов". Интеграция в подлинном понимании этого слова.
В начале прошлого года в белорусской прессе появились кричащие заголовки: "Российские олигархи скупают Белоруссию по частям", "Скандинавские пивовары покупают "Крыницу"... И тут же: "Владимир Бодров, генеральный директор "Крыницы", опровергает слухи о продаже завода "Балтике". А в марте президент "Балтики" Таймураз Боллоев действительно встретился с президентом Лукашенко и разговаривал с ним о "Крынице". Но речь шла не о "скупке" в обычном смысле, а о новом проекте, который тут же окрестили самым крупным инвестиционным международным проектом в Белоруссии. И казалось, восприняли аргументы Боллоева, что модернизация "Крыницы" не задушит всю отрасль в республике, а даст ей новый импульс, подобно тому, как это произошло в России...
ТРЕВОЖНЫЕ ЗВОНКИ
На его фоне совершенно незамеченной прошла другая история. Есть такой Бобруйский шинный комбинат. Им заинтересовался один из российских банков. Далее цитируем не что-нибудь, а выступление Лукашенко перед выборами: "Я попросил Путина и Селезнева: помогите нам финансово. Дайте нам кредит. Нам не хватает. Нам нужен валютный кредит где-то миллионов на 20 по БШК..." И пожаловался - мол, его обвиняют в том, что предприятия он закладывает, дабы финансировать свою избирательную кампанию (напомним, выборы были 9 сентября), всячески опровергая эти "инсинуации". Были переговоры с потенциальным российским инвестором, которому А. Г. сказал: "Имейте в виду, что в цене нашей продукции должны быть заложены детские сады, дом культуры, социальная сфера Бобруйского шинного..." Потом он жаловался, что не дали ни копейки, и тема сошла на нет. Но вернемся к "Балтике".
Народу Лукашенко говорил следующее (сохранена стилистика оригинала): "Приезжает человек и говорит: я хочу у вас делать пиво. Я ему сразу условие ставлю: социальная база, выпускаете наше пиво "Крыница", "Жигулевское". 50 процентов пива надо, чтобы реализовывалось на внешних рынках. Имейте в виду, у нас есть обязательства "Крыницы" по спортивным, должны комплекс там построить... И имейте в виду: директора вы не назначите. У нас право "золотой" акции. У нас особая кадровая политика. Принесите мне согласованный с руководством, с трудовым коллективом, с правительством, ведомствами проект бизнес-плана - я его буду рассматривать". Странновато для нашего слуха все это звучит - но опять же ладно, кто против социальной сферы? И если учесть, что акции предприятия в основной массе (больше чем 80 процентов) принадлежат государству, то и такие условия вполне могут быть предметом переговоров. И переговоры шли по плану, а в прессе писали: "Владимир Бодров, генеральный директор "Крыницы", в восторге от совместного проекта с "Балтикой"..." Еще бы не в восторге - обещанная модернизация завода шла по графику. Открыта кредитная линия. Завезено оборудование. Единственно юристы отмечали небольшие неувязки со всякими бюрократическими процедурами - в каждом государстве свое законодательство...
В принципе все согласовательные процедуры - и с Минэкономики РБ, и Минпредпринимательства РБ, и Белгоспищепромом - прошли успешно. Было дано добро на сделку, подписаны необходимые договоры займа и залога. Трудность была с передачей акций - речь шла о пакете в 50 процентов плюс одна акция, для этого планировалась дополнительная эмиссия, увеличение уставного капитала. Не стоит углубляться в детали - достаточно отметить, что осенью большого скандала еще ничего не предвещало...
...Автор этих строк в первый раз заметил нечто неладное в сентябре, когда приезжал в Минск освещать выборы президента республики. Но так, по мелочи - из каких-то неведомых, но высокопоставленных источников постоянно просачивались темные слухи, что и с акциями что-то не так, и что пиво хотят варить невкусное... Нечто мелькуло в газетах и информагентствах. Но президента выбрали, тот вроде подтвердил чистоту намерений, гадостей в газетах никто не писал, а "сарафанное" радио - стоит ли придавать ему значение?
АППЕТИТ ПРИХОДИТ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ
Дальнейшее известно и просто, как три рубля. Если коротко - на 10 миллионов долларов оборудования, поставленного "Балтикой", "Крыница" отдавать не хочет, равно как и деньги возвращать. А эмиссия так и не проведена. Впереди, очевидно, международный арбитражный. Тем временем происходит нечто вовсе несуразное - "Крыница" собирается переименовываться. Что это значит - ежу понятно. "Я не я, и лошадь не моя", - может заявить окрещенная заново фирма своим кредиторам (которые еще недавно были "желанными инвесторами"). Приемчик, характерный для недобросовестных ларечников. Виноваты же в ситуации, как всегда... российские журналисты. Лукашенко так и заявил на заседании Совмина: "Если еще раз по НТВ или другим жульническим СМИ увижу заказные материалы (о сложившейся коллизии рассказали российские телеканалы), то "Балтики" здесь не будет, равно как и любых других российских фирм. Если российские бизнесмены хотят участвовать в либерализации и приватизации предприятий, то пускай это делают по-белорусски".
Бодров высказывается более обтекаемо: "Задержка в реализации совместного проекта объясняется согласованием документов, которые означают долгосрочную стратегию сторон. В Белоруссии не отработаны механизмы реализации настолько крупных инвестиционных проектов..." А тут выясняются новые и весьма противоречивые детали белорусской версии: оказывается, как заявил на пресс-конференции представитель тамошнего Национального собрания, "Балтика"-де и целый Ледовый дворец должна соорудить, и засеять элитным ячменным зерном поля Белоруссии. И еще: за 10 миллионов Лукашенко готов отдать лишь 10 процентов акций, но, прежде чем их получить, "Балтика" должна обеспечить рост экспорта пива с "Крыницы" в 10 раз и в 2 раза - увеличение поступлений в бюджет: "Просто так мы никому ничего не отдадим". (А. Г.) И вообще, незачем отдавать питерцам высокорентабельную отрасль (которая, к слову, даже по официальным сводкам, является сейчас убыточной в РБ).
Занимаясь этим материалом, журналист "НВ" на досуге перечитал переводившийся у нас еще в советское время роман Грэма Грина "Комедианты", где действие происходило на острове Гаити в годы правления Дювалье. Американцам, которым режим обещал гарантии под их проекты, предлагали странную схему: "бесплатно" предоставить площади с тем, чтобы те, во-первых, обеспечили строительство и оборудование объекта, во-вторых, социальную сферу, а в-третьих, вносили залог на сумму стоимости "бесплатных" площадей, который вернут когда-нибудь потом. Когда я в советские годы читала этот роман, эта сюжетная линия была непонятна... Теперь - вполне.
Данная же ситуация с "белорусским бизнесом", повторяю, не единственная. Фактически разорен совместный торговый дом в Москве - за пару лет так и не внесена белорусская доля уставного капитала, имело место классическое "кидалово" со стороны концерна "Белресурсы". Пострадали на 40 миллионов долларов перуанцы, покупавшие у РБ истребители, - проплатили деньги за 6 МИГов, а получили всего 3...
...На днях распространилась информация: корпорация Micro-soft заявила о намерении заключить сделку о поставке в Белоруссию на огромную сумму лицензионного программного обеспечения для правительственных нужд. Остается искренне надеяться, что Билл Гейтс, прежде чем рискнуть, хорошо изучил специфику "белорусского бизнеса"...
СВЕТЛАНА ГАВРИЛИНА