Общество

ОХОТА НА ШАКАЛА

22 февраля
Неизвестно, насколько верным было это подозрение. Неизвестно также, понесет ли наказание "самостийный таксист" - оперативники 26-го территориального отделения милиции выясняют степень вины стрелявшего. Примечательно, что за незаконную предпринимательскую деятельность (коей является частный извоз) водителя не накажут - правоохранители отмечают, что при существующей нормативно-правовой базе доказать факт незаконной сделки практически невозможно.
А вот если бы этот случай приключился будущим летом...
Не первый год в Петербурге вызревают слухи о грядущей расправе: любители "подкалымить" пугают друг друга рассказами о суровых законах, которые "вот-вот" подпишет губернатор города. Глава питерского правительства неоднократно подогревал панические настроения, заявляя о необходимости наведения строгого порядка в сфере предоставления таксомоторных услуг. Однако вплоть до последнего времени никаких реальных мер в этом направлении не предпринималось.
Успокаиваться частникам тем не менее не стоит - в ближайшее время градоначальник рассмотрит программу возвращения таксомоторного рынка в лоно закона. Разумеется, частные извозчики в это лоно не попадут - к ним закон повернется совсем другой стороной...
Противостояние "законных" и "незаконных" таксистов старо, как мир. Многие водители отечественных такси всегда держали под рукой удобную и тяжелую монтировку, предназначенную в том числе и для разборок с наглыми частниками. Война за пассажира: в пути и на "приколе" - крики, ругань, рукоприкладство. Война по всем правилам - с победами и поражениями, нередко с кровью. Перемирие не только невозможно, но и немыслимо: как мириться, когда речь идет о хлебе насущном?
Питерские таксисты потеряли этот хлеб в начале 90-х - потеряли на долгие 10 лет, столкнувшись с целой армадой новоиспеченных извозчиков. Число автомобилей в городе увеличивалось с каждым годом - в геометрической прогрессии росло количество профессиональных "шакалов", зарабатывающих на жизнь предоставлением "незаконных транспортных услуг". Никакой лицензии, никаких налогов - колесишь по дорогам "в свободном полете", подбираешь голосующих, подсчитываешь прибыль. Пусть немного - зато с государством не делишься, не залазит в карман вездесущая фискальная рука. Можно зашибать и по случаю: выезжать по большим праздникам или по особой нужде. Или просто подхватить пассажира по дороге домой - "потрамваить", как говорят таксисты. Последние конкуренцию частникам составить по понятным причинам не могли - "свободные художники" безбожно сбивали цены, не действовали на нервы клиента мерным тиканьем счетчика. Договорились за сто? Поедем за сто хоть на край света - никакие пробки и прочие "друзья таксиста" не страшны.
К концу девяностых от разветвленной системы лениградских таксопарков остались только рожки до ножки. И если еще три года назад в городе функционировало 47 "цивилизованных" таксомоторных предприятий, то сегодня работает только три. Вместе с тем ежедневно на дорогах города заключается порядка 100 тысяч незаконных сделок. По подсчетам председателя правления Ассоциации таксомоторного транспорта Петербурга Михаила Богдановского, минимальная сумма одной такой сделки колеблется в пределах 1 доллара США. "Представляете, какой громадный ущерб наносится городской казне? - возмущается он. - Сколько неучтенных долларов, сколько неуплаченных налогов... Все вместе - прямое воровство из нашего с вами кармана".
Примечательно, что о том же вот уже несколько лет подряд говорят первые лица северной столицы: о необходимости "раз и навсегда разобраться с частниками" неоднократно заявляли губернатор и главы ответственных ведомств. И вот прошлым летом на одном из заседаний транспортного штаба было решено приступить к разработке общегородской программы "Возрождение такси Санкт-Петербурга". Одним из важнейших направлений этого "Возрождения" и должна была стать борьба с незаконным извозом. В специально созданную рабочую группу вошли представители комитета по транспорту, Российской транспортной инспеции, Ассоциации питерских таксистов.
К ноябрю программа была готова - в ней предусматриваются мероприятия по трем основным направлениям. Первое - создание нормативно-правовой базы в сфере предоставления таксомоторных услуг. Второе - разработка форм и методов контроля за транспортным и налоговым законодательством. Последнее - модернизация и увеличение подвижного состава городских таксопарков (число "законных" такси в Петербурге составляет в настоящее время всего 1000 единиц).
Первые два направления ориентированы на противодействие нелицензированному извозу. Программа декларирует необходимость срочной разработки и принятия закона о таксомоторных услугах в Петербурге. Примечательно, что полноценных законодательных актов о такси ни в городе, ни в стране до сих пор не существует, да и сами понятия "такси" и "таксист" не имеют четкого юридического определения. А без этого не ясны ни меры ответственности нарушителей, ни способы воздействия на них.
Эти самые способы будет вырабатывать специальная межведомственная комиссия, в которую войдут представители транспортной инспекции, ГИБДД, МВД и налоговой полиции. Комиссия претворит теорию борьбы с частниками в жизнь, в то время как программа очерчивает лишь контуры будущего сражения. Но очерчивает довольно четко: разработчики уверены, что в случае успешной реализации "Возрождения" подавляющая часть незаконопослушных автомобилистов навсегда забудет о частном извозе. В этом им поможет и федеральная межведомственная комиссия, решение о создании которой было принято на декабрьском совещании в Минтрансе. Соответствующие обращения уже направлены в МВД, Министерство по налогам и сборам и Генеральную прокуратуру.
Двухуровневая схема контроля (центр - субъект РФ) формируется не случайно: "Возрождение такси Санкт-Петербурга" является по существу пилотным проектом, предназначенным к последующей реализации во всех российских городах.
Есть надежда, что "Возрождение" будет способствовать как выводу бизнеса из теневых секторов экономики (не секрет, что значительную часть городского таксомоторного рынка опекают криминальные структуры), так и снижению правонарушений среди легальных таксистов. К примеру, программа предусматривает унификацию контрольно-кассовых систем. Проще говоря - знаменитых таксометров, которые подчас вертятся быстрее, чем положено... Вместо существующего реестра из 10 моделей счетчиков будет составлен перечень из двух-трех надежных с точки зрения контроля модификаций. "Шестерню" на такой не поставишь (нехитрая операция, после которой километры "наворачиваются" с утроенной скоростью), а постоянный госконтроль обеспечит точную работу измерительной аппаратуры.
27 февраля программа будет рассмотрена на коллегии Минтранса, после чего попадет на стол питерского губернатора. Градоначальник, скорее всего, утвердит планы транспортников - Яковлев занимает позицию, которая полностью отражена в "Возрождении такси".
В то же время остается неясным, в какой мере программа отражает интересы горожан. С одной стороны, упорядочение ситуации на рынке транспортных услуг принесет несомненный доход петербургской казне. В то же время любая монополия подразумевает диктат. А диктат подчас оборачивается террором. Примеров ценового террора у нас сколько угодно - не добавится ли к ним еще один? Ведь чего греха таить - все мы частенько пользуемся услугами частников, пренебрегая дорогими "официальными" такси. Пользуемся не без выгоды для себя.
Хотя полной монополии на извоз, скорее всего, не получится. Племя частников выживало во все, даже самые черные времена. Помните знаменитых "крушников" - подсадных советского образца, которые ловили извозчиков "на лоха"? Даже с этими "мечеными" дядьками умудрялись разбираться: определяли надежность клиента на глазок, проплачивали недобросовестным законникам, играли в дурачка и в итоге умудрялись избежать наказания.
АНДРЕЙ МИЛКИН, фото ВИТАЛИЯ СУТУЛОВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-1
Ясно
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь