Культура
МУЗЫКА ДЛЯ СЕРДЦА
06 мартa
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Я хорошо помню появление нового оркестра. У его колыбели стояли выдающиеся дирижеры Николай Рабинович, Карл Элиасберг и Эдуард Грикуров. Долго думали, как назвать новорожденного, и в конце концов нарекли именем, которое сегодня может показаться странноватым: "Оркестр старинной и современной музыки". Дело в том, что в предшествующую пору ходовой репертуар исчерпывался романтической музыкой XIX века; как раз в 60-е годы началось энергичное расширение его хронологических границ. Старинные партитуры, пылившиеся на архивных полках, будучи озвученными, оказались не просто живыми, но художественно актуальными. Что же касается музыки ХХ столетия, то прежде ограниченная лишь разрешенными опусами советских и немногочисленных "прогрессивных" зарубежных композиторов, она в пору "оттепели" тоже обнаружила большие, скрытые от наших слушателей богатства.
Эти сокровища и открывал новый оркестр. По мере же того, как они становились всеобщим достоянием, входили в репертуар и других коллективов, надобность в "специализации" отпала. Табу на известные сочинения XIX века было снято.
Поначалу оркестр был небольшим, сугубо камерным, но все чаще возникала необходимость играть произведения, предназначавшиеся их авторами для большего состава. Стали дополнительно приглашать отдельных музыкантов, что, однако, не способствовало совершенствованию ансамблевых качеств оркестра. И появился план превращения малого оркестра в полноценный симфонический.
НОВЫЙ ЭТАП
Он стал реализовываться, когда оркестр возглавлял видный дирижер, ученик Мравинского, Эдуард Серов. Завершился же процесс при его преемнике, тоже прошедшем школу Мравинского, - Равиле Мартынове. Музыкант, чье дарование помножено на огромную эрудицию, Мартынов принадлежит к кругу наиболее почитаемых сегодня российских дирижеров. Его деятельностью определяются направление и критерии художественного функционирования оркестра.
Направление это прежде всего просветительское. Более десяти лет в Зеркальном зале дворца Белосельских-Белозерских успешно проводятся циклы абонементных концертов, некоторые, с музыковедческим предуведомлением, - специально для юных слушателей. Наряду с хрестоматийными опусами звучат тут произведения, незаслуженно забытые, и очень часто - новинки. Современные авторы смело доверяют Мартынову и его музыкантам премьеры. А недавно, в преддверии юбилея Сергея Слонимского, по инициативе директора и первого скрипача оркестра Андрея Арканова был проведен фестиваль музыки выдающегося композитора. Наряду с многоопытными маэстро, как Лео Корхин, Аркадий Штейнлухт, Александр Алексеев, тут часто выступают молодые дирижеры, для которых работа с оркестром - необходимая школа. Лишь в последние недели с успехом прошли концерты недавно вставших за пульт Александра Викулова, Василия Петренко, Святослава Лютера, Василия Зварийчука. Очень внушителен список выступающих с коллективом солистов - от крупнейших мировых знаменитостей до даровитых учащихся музыкальных школ.
Постоянно следя за развертыванием творческой судьбы оркестра, я по-разному оцениваю его выступления. Порой критикую за погрешности. В других случаях, когда он выступает с Мартыновым или иными дирижерами высокого класса и музыканты воодушевлены и сосредоточенны, я радуюсь отличному результату. Конечно же, оркестранты по-особому подтянуты, выезжая за рубеж. Во время двухмесячных гастролей осенью 1998 года по США, где в разных городах страны было дано полсотни концертов, строгие американские критики захлебывались от комплиментов: "Оркестр, волей свыше объединивший музыкантов значительного таланта и образования, возглавляет руководитель, который знает, как добиться целей своей интерпретации с минимумом затрачиваемых усилий. Яркость и уверенность хора духовых и потрясающее единодушие струнных захватили публику" ("Геральд Трибюн"). "Ни один из оркестровых номеров не вызвал нареканий на технику исполнения. Ансамбль, баланс, соло, интонация - все было первоклассным" ("Вашингтон Пост").
Пожелаю же коллективу-юбиляру, чтобы уровень вершинных выступлений стал постоянным его уровнем.
МИХАИЛ БЯЛИК
Я хорошо помню появление нового оркестра. У его колыбели стояли выдающиеся дирижеры Николай Рабинович, Карл Элиасберг и Эдуард Грикуров. Долго думали, как назвать новорожденного, и в конце концов нарекли именем, которое сегодня может показаться странноватым: "Оркестр старинной и современной музыки". Дело в том, что в предшествующую пору ходовой репертуар исчерпывался романтической музыкой XIX века; как раз в 60-е годы началось энергичное расширение его хронологических границ. Старинные партитуры, пылившиеся на архивных полках, будучи озвученными, оказались не просто живыми, но художественно актуальными. Что же касается музыки ХХ столетия, то прежде ограниченная лишь разрешенными опусами советских и немногочисленных "прогрессивных" зарубежных композиторов, она в пору "оттепели" тоже обнаружила большие, скрытые от наших слушателей богатства.
Эти сокровища и открывал новый оркестр. По мере же того, как они становились всеобщим достоянием, входили в репертуар и других коллективов, надобность в "специализации" отпала. Табу на известные сочинения XIX века было снято.
Поначалу оркестр был небольшим, сугубо камерным, но все чаще возникала необходимость играть произведения, предназначавшиеся их авторами для большего состава. Стали дополнительно приглашать отдельных музыкантов, что, однако, не способствовало совершенствованию ансамблевых качеств оркестра. И появился план превращения малого оркестра в полноценный симфонический.
НОВЫЙ ЭТАП
Он стал реализовываться, когда оркестр возглавлял видный дирижер, ученик Мравинского, Эдуард Серов. Завершился же процесс при его преемнике, тоже прошедшем школу Мравинского, - Равиле Мартынове. Музыкант, чье дарование помножено на огромную эрудицию, Мартынов принадлежит к кругу наиболее почитаемых сегодня российских дирижеров. Его деятельностью определяются направление и критерии художественного функционирования оркестра.
Направление это прежде всего просветительское. Более десяти лет в Зеркальном зале дворца Белосельских-Белозерских успешно проводятся циклы абонементных концертов, некоторые, с музыковедческим предуведомлением, - специально для юных слушателей. Наряду с хрестоматийными опусами звучат тут произведения, незаслуженно забытые, и очень часто - новинки. Современные авторы смело доверяют Мартынову и его музыкантам премьеры. А недавно, в преддверии юбилея Сергея Слонимского, по инициативе директора и первого скрипача оркестра Андрея Арканова был проведен фестиваль музыки выдающегося композитора. Наряду с многоопытными маэстро, как Лео Корхин, Аркадий Штейнлухт, Александр Алексеев, тут часто выступают молодые дирижеры, для которых работа с оркестром - необходимая школа. Лишь в последние недели с успехом прошли концерты недавно вставших за пульт Александра Викулова, Василия Петренко, Святослава Лютера, Василия Зварийчука. Очень внушителен список выступающих с коллективом солистов - от крупнейших мировых знаменитостей до даровитых учащихся музыкальных школ.
Постоянно следя за развертыванием творческой судьбы оркестра, я по-разному оцениваю его выступления. Порой критикую за погрешности. В других случаях, когда он выступает с Мартыновым или иными дирижерами высокого класса и музыканты воодушевлены и сосредоточенны, я радуюсь отличному результату. Конечно же, оркестранты по-особому подтянуты, выезжая за рубеж. Во время двухмесячных гастролей осенью 1998 года по США, где в разных городах страны было дано полсотни концертов, строгие американские критики захлебывались от комплиментов: "Оркестр, волей свыше объединивший музыкантов значительного таланта и образования, возглавляет руководитель, который знает, как добиться целей своей интерпретации с минимумом затрачиваемых усилий. Яркость и уверенность хора духовых и потрясающее единодушие струнных захватили публику" ("Геральд Трибюн"). "Ни один из оркестровых номеров не вызвал нареканий на технику исполнения. Ансамбль, баланс, соло, интонация - все было первоклассным" ("Вашингтон Пост").
Пожелаю же коллективу-юбиляру, чтобы уровень вершинных выступлений стал постоянным его уровнем.
МИХАИЛ БЯЛИК