Город
МЫ СОЗДАЛИ ОСОБЕННЫЙ ВУЗ...
07 мартa
- В начале 90-х свой бизнес начинали многие. Но как вы - преподаватели, люди с наиболее стабильным гражданским сознанием - рискнули уйти с работы в государственном вузе и буквально начать жизнь заново?
- Если бы была эта стабильность! Когда в Лаосе стало известно о развале Советского Союза, это повергло всех в шок: нам, русским, будучи за тридевять земель, трудно было даже представить такое. А вернувшись в Петербург, я поняла: то, что происходит, уже не позволит жить, как раньше, и надо что-то делать, менять в привычном укладе своей жизни. На каждом шагу тогда новоявленные бизнесмены, не имея даже высшего образования, создавали фирмы-однодневки по обучению иностранцев русскому языку. Делали деньги - цинично, дискредитируя наше образование, сам русский язык. Наверное, в нашем решении сыграло роль уязвленное самолюбие: мы - преподаватели с немалым опытом, разработчики методик, ученые - сидим и смотрим на этот кошмар! Кроме того, государство прекращало финансирование исследований, закрывались проекты, а ведь каждая из нас тогда работала над какой-то научной темой. Если такое настроение не переходит в депрессию, оно может стать отличным толчком к действию. И мы начали действовать.
- Состав команды определился сразу же?
- Практически да. Мы все пятеро когда-то работали на одной кафедре в Институте им. Герцена, на факультете повышения квалификации для преподавателей русского языка. В 91-м две из нас работали в университетах США и, приехав в Петербург, решили, как и я, что так дело не пойдет. Конечно, боялись, и психологическая ломка была.
Но мы всю жизнь работали с иностранцами, видели другую жизнь, общались с людьми из другого мира. Так что информация газеты "Правда" не была для нас истиной в первой инстанции. Но в то же время не могли позволить себе сказать что-то плохое о собственной стране и учились таким образом дипломатии, необходимой в деловом мире. Мои финские студенты, например, были в восторге, когда на их вопрос: "Почему в России так много ателье?" - я ответила: "Потому что русские женщины хотят во всем быть неповторимыми, даже в одежде". Этот разговор случился в 80-е, в годы жуткого дефицита.
- В чем разница между женским и мужским бизнесом?
- Мужчины пренебрежительно относятся к малому бизнесу, предпочитая "творить великие дела". А женщины ведут хозяйство, и какого оно размера - не столь важно, важен порядок и чистота. Мужчина покупает дорогую ручку, часы, телефон, шикарный офис. А мы до сих пор вспоминаем, как в самом начале скинулись на ксерокс, купили его и радовались как дети. И первое наше помещение обставили сами, притащив из дома мебель, цветы, занавески...
Мы стремились создать особую атмосферу для обучения, не казенную. Хотели создать особенное учебное заведение.
В 1996 году Межвузовское подготовительное отделение сделало нам предложение открыть гуманитарный факультет для детей из северных регионов России. В то время получить техническое образование было гораздо легче, чем гуманитарное: иностранные языки всегда считались престижной специальностью, и конкурсы были (да и остаются) такими, что поступить было очень сложно, тем более - детям из отдаленных от столицы регионов. Среднее образование там, прямо скажем, слабое. И мы решились. Набрали 30 студентов на специальности "Связи с общественностью" и "Лингвистика и межкультурная коммуникация". Большой набор делать не хотели, решив, что лучше хорошо обучить тридцать человек, чем тысячу, но "как-нибудь". А вскоре открыли экономический факультет и, получив благодаря "Лентрансгазу" здание в Петроградском районе, обрели не просто крышу над головой, но и настоящий дом.
- Экономический факультет в гуманитарном вузе?
- Экономика - это тоже культура. Чтобы научиться сводить дебет с кредитом и разбираться в цифрах, достаточно закончить бухгалтерские курсы, например. Но экономические отношения - это часть общественных отношений, следовательно, это часть культуры. Прогнозируя экономическую ситуацию в стране или объем продаж продукции фирмы в регионе, нужно учитывать не только экспорт, импорт, количество контрактов и налоговую политику. Нужно обратить внимание на менталитет населения, понять его ценности, знать традиции и негласные законы, которым он неосознанно подчиняется, принимая решения.
- Специфика первого набора как-то повлияла на программы, по которым обучаются студенты?
- Конечно. Когда я на Севере встречалась с родителями, поняла, что мы несем ответственность не только за знания, которые их дети получат у нас. Представьте себе тревогу матери, чей ребенок, еще толком не повзрослев, отправляется в большой, незнакомый город. Поэтому первые наборы полностью курировали психологи. А поскольку сейчас у нас все больше и больше питерских студентов, то иногородним еще легче адаптироваться.
Наши программы соответствуют государственным стандартам, но мы можем позволить себе расширить эти рамки, сочетая лучшее, что создала русская высшая школа, с тем лучшим, что было создано школой зарубежной. У нас преподают ведущие преподаватели СПбГУ, Финэка, РГПУ им. Герцена; мы приглашаем профессионалов-практиков в области PR, лингвистики, экономики. Занятия по иностранным языкам часто проводят носители этих языков. Особенно популярным стало обучение у нас после того, как наши программы получили аккредитацию в США
Мы придумали вуз, главная идея которого: наши выпускники должны отличаться от своих коллег. Ведь сегодня, чтобы быть востребованными на рынке труда, нужно знать и уметь чуть больше, чем все.
ОЛЬГА ГАТАУЛЛИНА
- Если бы была эта стабильность! Когда в Лаосе стало известно о развале Советского Союза, это повергло всех в шок: нам, русским, будучи за тридевять земель, трудно было даже представить такое. А вернувшись в Петербург, я поняла: то, что происходит, уже не позволит жить, как раньше, и надо что-то делать, менять в привычном укладе своей жизни. На каждом шагу тогда новоявленные бизнесмены, не имея даже высшего образования, создавали фирмы-однодневки по обучению иностранцев русскому языку. Делали деньги - цинично, дискредитируя наше образование, сам русский язык. Наверное, в нашем решении сыграло роль уязвленное самолюбие: мы - преподаватели с немалым опытом, разработчики методик, ученые - сидим и смотрим на этот кошмар! Кроме того, государство прекращало финансирование исследований, закрывались проекты, а ведь каждая из нас тогда работала над какой-то научной темой. Если такое настроение не переходит в депрессию, оно может стать отличным толчком к действию. И мы начали действовать.
- Состав команды определился сразу же?
- Практически да. Мы все пятеро когда-то работали на одной кафедре в Институте им. Герцена, на факультете повышения квалификации для преподавателей русского языка. В 91-м две из нас работали в университетах США и, приехав в Петербург, решили, как и я, что так дело не пойдет. Конечно, боялись, и психологическая ломка была.
Но мы всю жизнь работали с иностранцами, видели другую жизнь, общались с людьми из другого мира. Так что информация газеты "Правда" не была для нас истиной в первой инстанции. Но в то же время не могли позволить себе сказать что-то плохое о собственной стране и учились таким образом дипломатии, необходимой в деловом мире. Мои финские студенты, например, были в восторге, когда на их вопрос: "Почему в России так много ателье?" - я ответила: "Потому что русские женщины хотят во всем быть неповторимыми, даже в одежде". Этот разговор случился в 80-е, в годы жуткого дефицита.
- В чем разница между женским и мужским бизнесом?
- Мужчины пренебрежительно относятся к малому бизнесу, предпочитая "творить великие дела". А женщины ведут хозяйство, и какого оно размера - не столь важно, важен порядок и чистота. Мужчина покупает дорогую ручку, часы, телефон, шикарный офис. А мы до сих пор вспоминаем, как в самом начале скинулись на ксерокс, купили его и радовались как дети. И первое наше помещение обставили сами, притащив из дома мебель, цветы, занавески...
Мы стремились создать особую атмосферу для обучения, не казенную. Хотели создать особенное учебное заведение.
В 1996 году Межвузовское подготовительное отделение сделало нам предложение открыть гуманитарный факультет для детей из северных регионов России. В то время получить техническое образование было гораздо легче, чем гуманитарное: иностранные языки всегда считались престижной специальностью, и конкурсы были (да и остаются) такими, что поступить было очень сложно, тем более - детям из отдаленных от столицы регионов. Среднее образование там, прямо скажем, слабое. И мы решились. Набрали 30 студентов на специальности "Связи с общественностью" и "Лингвистика и межкультурная коммуникация". Большой набор делать не хотели, решив, что лучше хорошо обучить тридцать человек, чем тысячу, но "как-нибудь". А вскоре открыли экономический факультет и, получив благодаря "Лентрансгазу" здание в Петроградском районе, обрели не просто крышу над головой, но и настоящий дом.
- Экономический факультет в гуманитарном вузе?
- Экономика - это тоже культура. Чтобы научиться сводить дебет с кредитом и разбираться в цифрах, достаточно закончить бухгалтерские курсы, например. Но экономические отношения - это часть общественных отношений, следовательно, это часть культуры. Прогнозируя экономическую ситуацию в стране или объем продаж продукции фирмы в регионе, нужно учитывать не только экспорт, импорт, количество контрактов и налоговую политику. Нужно обратить внимание на менталитет населения, понять его ценности, знать традиции и негласные законы, которым он неосознанно подчиняется, принимая решения.
- Специфика первого набора как-то повлияла на программы, по которым обучаются студенты?
- Конечно. Когда я на Севере встречалась с родителями, поняла, что мы несем ответственность не только за знания, которые их дети получат у нас. Представьте себе тревогу матери, чей ребенок, еще толком не повзрослев, отправляется в большой, незнакомый город. Поэтому первые наборы полностью курировали психологи. А поскольку сейчас у нас все больше и больше питерских студентов, то иногородним еще легче адаптироваться.
Наши программы соответствуют государственным стандартам, но мы можем позволить себе расширить эти рамки, сочетая лучшее, что создала русская высшая школа, с тем лучшим, что было создано школой зарубежной. У нас преподают ведущие преподаватели СПбГУ, Финэка, РГПУ им. Герцена; мы приглашаем профессионалов-практиков в области PR, лингвистики, экономики. Занятия по иностранным языкам часто проводят носители этих языков. Особенно популярным стало обучение у нас после того, как наши программы получили аккредитацию в США
Мы придумали вуз, главная идея которого: наши выпускники должны отличаться от своих коллег. Ведь сегодня, чтобы быть востребованными на рынке труда, нужно знать и уметь чуть больше, чем все.
ОЛЬГА ГАТАУЛЛИНА