Общество

АПТЕКИ ХОТЯТ СОХРАНИТЬ ЛИЦО. ЮРИДИЧЕСКОЕ

13 мартa
Последняя новая государственная аптека в Петербурге была сдана в эксплуатацию в 1991 году. С тех пор практически каждый год объявляется банкротом или тихо закрывается десятая часть тех аптек, которые существовали десятилетиями и в которых горожане привыкли покупать необходимые лекарства. Например, если в 2000 году было 205 государственных аптек, то в этом их осталось 185. Причин много. Одна из них - коммерческие аптеки (пункты или киоски), которые вырастают рядом с привычной для многих аптекой, чтобы старые покупатели попросту "не доходили" до них. Да и вообще конкурировать с частными государственным аптекам сложно. Они вынуждены содержать производственную базу для изготовления лекарств - только 13 коммерческих аптек из 284 взялись за это неприбыльное дело (всего 134 аптеки в городе сами изготавливают лекарственные средства). И если сравнить, например, стоимость антигриппина, сделанного в аптеке, с заводским, то разница составляет 30-40 рублей. И такие дешевые лекарства спасают сегодня многих. Кроме того, зачастую детские лекарства и микстуры для пожилых людей можно только сделать - готовых форм просто не существует.
Частные аптеки не хотят связываться с реализацией наркотических и психотропных средств - их не устраивают проверки представителей ГУВД дважды в году, требования, предъявляемые к охране и хранению этих лекарственных средств, - затрат много, а прибыль невелика. Работа с медикаментами, предназначенными для льготных категорий горожан, - тоже большая "головная боль" для любого аптечного предприятия. Но кто-то же ведь должен заниматься всем этим! И пока наш фармацевтический рынок называют хаосом, без государственных аптек не обойтись, с этим согласны все. Как же остановить их уничтожение, которое происходит как бы само собой - по велению рыночных отношений?
В комитете по здравоохранению придумали новую схему существования государственных аптек, по которой сильное предприятие сможет поддерживать слабое, но необходимое городу (к примеру, производящее лекарственные препараты для лечебно-профилактических учреждений, не вовремя расплачивающихся за продукцию, а значит, снижающих товарооборот, или аптека, расположенная в малонаселенном районе). Как сообщает начальник управления фармации комитета Татьяна Богданова, вместо аптечной сети, состоящей сегодня из 185 юридических лиц, должно появиться четыре. Это межрайонные сети, государственные унитарные предприятия, в которые войдут 140 аптек (остальные, нерентабельные, будут закрыты). Объем товарооборота в каждой такой сети должен будет составлять не меньше 300 млн рублей. По подсчетам специалистов комитета, такое объединение снизит издержки за счет экономии на хозяйственных расходах и на содержании административно-управленческого аппарата, даст возможность на более выгодных условиях заключать договоры с оптовыми поставщиками, а также работать напрямую с производителями (ведь обычно из-за маленького объема заказов заводы-изготовители не работают с продавцами). А это, в свою очередь, позволит не только снизить стоимость лекарственных препаратов, но и выровнять цены в пределах всей сети. Работа с крупными поставщиками и с производителями выгодна еще и тем, что снижается риск приобрести для реализации фальсифицированные медикаменты.
Обязательное условие - торговля лекарственными препаратами из "Списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств", а также контроль за деятельностью предприятия со стороны комитета по здравоохранению. Все функции государственных аптек, которые они выполняли прежде, сохраняются. Предполагается, что оптовое обеспечение сети государственных аптек возьмет на себя еще одно новое госпредприятие - "Медицинский склад". Оно будет обеспечивать учреждения здравоохранения и сети препаратами из "Списка...", а также выполнять городской социальный заказ по льготному лекарственному обеспечению петербуржцев.
Нельзя сказать, что руководители городских аптек восприняли эту концепцию с энтузиазмом. По мнению Татьяны Зайченко, председателя правления Фармацевтической ассоциации Петербурга и Северо-Западного региона, нельзя лишать аптеки статуса юридических лиц и создавать вышеупомянутые сети. Во-первых, потому, что уже сегодня на уровне правительства РФ говорят о том, что государственные унитарные предприятия (ГУПы) себя не оправдывают и будут ликвидироваться, а это значит, что "лакомый кусок" в виде хорошо работающей сети, состоящей из нескольких аптек, привлечет желающих ее приватизировать. Во-вторых, по ее мнению, не следует "вытягивать" нерентабельные предприятия, а надо оставить только сильные, пусть даже их число сократится до 60-80, чтобы они и были подспорьем для города в случае дефолта или эпидемии. И надо дать им возможность работать нормально до тех пор, пока на петербургском фармацевтическом рынке не установятся наконец цивилизованные отношения. А чтобы это произошло как можно быстрее, стране или хотя бы нашему городу необходим закон, регламентирующий фармацевтическую деятельность, по которому следует, например, запретить торговать лекарствами на каждом углу - в киосках и аптечных пунктах. Во всем мире они продаются только в аптеках. Кроме того, по мнению Татьяны Зайченко, надо изменить правила лицензирования аптек. А потом, может быть, государственные аптеки со своим сохраненным юридическим лицом сами захотят объединиться в концерн...
Однако, скорее всего, мнение представителя ассоциации не повлияет на принципы, заложенные в концепции. Предполагается, что правительство Петербурга рассмотрит этот документ в апреле, но примет ли - еще неизвестно.
ИРИНА БАГЛИКОВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
-1
Ясно
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+1
Слабый дождь