Спорт

САМОЕ СЛАБОЕ ЗВЕНО

14 мартa
В хоккее же все сокрыто от наблюдателя: то ли неразрешимыми проблемами вроде отсутствия финансирования, то ли предположениями и сомнениями вроде прикидки - кто кому что обещал. Доходит до того, что "Советский спорт", прогнозируя результаты очередного тура, предсказывает победу ЦСКА в Магнитогорске, для чего никаких оснований не существует, кроме, разумеется, тех, что известны лишь авторам этого прогноза, кстати сказать, вовсе не сбывшегося.
Но есть команда, у которой в итоге все или почти все сходится, - наш СКА, причем уже второй сезон кряду. Хотя в действительности - "народ против". Не ходит, хоть ты лопни. Ни в самый старый дворец, ни в самый новый и современный, ни на рядовые матчи, ни на важнейшие, в которых решается, сохранит ли наш город прописку в хоккейной Суперлиге. В этом плане армейцам и в самом деле удобней играть, наверное, на выезде. Ну кто же предположит, что соперник, скажем, в Новокузнецке играл против СКА так, как "Крылья Советов" в Петербурге? Победа над ними могла гарантировать питерцам пребывание в элитном турнире еще на год, так и произошло.
А публика, не побоюсь это сказать, была уверена в исходе предстоящего поединка даже больше, чем рисковые прогнозисты из "Советского спорта". Во всяком случае, питерские болельщики не выделили решающий матч из череды предыдущих, и трибуны "Юбилейного" - самого любимого у нас хоккейного зала, где СКА не играл уже давненько, - собрали народу еще меньше, чем минувшая победная встреча со "Спартаком" в новом Ледовом дворце. СКА и "Крылья Советов" недвусмысленно играли в тот вечер в "Слабое звено", и большим откровением прозвучало после игры заявление наставника гостей Сергея Котова о том, что его команда таким удивительным способом (попросту говоря, стоянием на льду и прямо-таки каким-то толстовским непротивлением) готовит себя к решающим поединкам плей-офф.
Смотреть такое действо и утомительно, и унизительно одновременно. Даже мне, отдавшему этой игре всего-то без малого четыре десятка журналистских лет. Что уж тут говорить ветеранам хоккея, пожертвовавшим СКА свое здоровье и молодость? Заслуженный тренер СССР Пучков выдержал только один период. Президиум городской федерации хоккея назначил его главным тренером сборной города для участия в традиционном международном турнире "Большой приз Санкт-Петербурга", и Николай Георгиевич собирался оценить состояние молодых армейцев. Момент, однако, оказался не совсем подходящим для серьезной оценки. Честно признаться, я тоже не дождался конца этого спектакля и уехал во втором перерыве.

ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

И вот, сравнивая охоту армейцев за очками, подчас "подводную", невидимую на площадке, с регламентом новой телеигры, замечу, что уж если по окончании очередного раунда участникам армейского хоккейного шоу действительно предстоит определить слабое звено в битве за выживание, то кандидат, на мой взгляд, очевиден. Это, вне всякого сомнения, рулевой армейцев Ишматов. И я вовсе не имею при этом в виду, что Рафаил Газизович - самый слабый игрок на нынешней армейской хоккейной сцене.
Думаю даже, что он до поры более или менее удачно "отвечал на вопросы", скрытые от нас, как я уже говорил, глобальностью хоккейных проблем.
Но теперь-то меняются правила "игры". Недавно президентский совет ПХЛ принял решение о сокращении Суперлиги по окончании следующего сезона на два клуба. Это означает, что весной 2003 года класс сильнейших покинут сразу четыре команды, которых сменят две лучших из высшей лиги.
Вы понимаете, что выходит? Ведь все произойдет-то буквально накануне 300-летия нашего города, к которому руководители СКА во главе с господином Винокуровым грозились преподнести нам медали чемпионата России. Ну медали - не медали - это другой вопрос. Но вот нынешнего "чертополоха" тут уж никак допустить нельзя. Словом, через год нам наверняка надо Команду иметь, а не ишматовскую изворотливость на почве открывшегося финансирования.

ЕСТЬ ЛИ КОМАНДА?

Тут возникает пикантный, если хотите, вопрос: как же оценить тот состав, которым обладает СКА сейчас, на финише сезона? Пусть даже по большей части состоящий из арендованных игроков. Я думаю, и эти ребята вполне пригодны для борьбы вне опасной зоны "вылета", и они это доказали, обыграв и "Ладу", и дважды - "Мечел", и "Спартак", и дважды - московское "Динамо". Все видели, как они бегали? В сегодняшнем хоккее это не так уж мало - желание бегать, работать на поле.
Сдается мне, именно этого желания не хватило сборной России в Солт-Лейк-Сити. Почему в матче с Финляндией россияне "встали" после первого периода, а в решающем полуфинале с США, наоборот, "побежали" только в третьем? На эти вопросы не смогли дать вразумительный ответ ни Фетисов, ни Ларионов. А армейцы бегут...
Ничему вразумительному в тактическом отношении Ишматов своих подопечных обучить, естественно, не мог, но это не сыграло существенной роли. Ведь сейчас вся Суперлига в подавляющем большинстве случаев исповедует "откат". Пассивную оборону по системе "один - четыре", даже если не все вовремя вернулись "назад", пробить все равно не так уж легко. А средним по мастерству игрокам, наводнившим Суперлигу, и тем более.
Так что сейчас бы закрепить за СКА хотя бы хоккеистов, выступавших в его составе на финише сезона, выкупить их контракты, стать полноценными хозяевами тех, кто так много сделал в этом архисложном чемпионате, собрать и присоединить к ним молодежь из СКА-2. Трехлетний опыт наших несчастий со всей ясностью покажет любому специалисту, пожелавшему разобраться в ситуации, что с Ишматовым такой ход событий невозможен.
Сейчас надо немедленно прекратить в СКА всякие разглагольствования о деньгах, как несбыточных, так и реальных. Хоккеисты, выступающие в нашем клубе, должны понять, что достойная оплата их нелегкого труда есть мерило результативной работы, а не просто согласия помочь "утопающей" питерской команде. Нашим ленинградским мальчишкам это объяснять не надо.
В период, когда судьба СКА висела на волоске, армейцы играли в Нижнекамске, и эта игра, насколько мне известно, расценивалась президентом ХК СКА господином Винокуровым как последняя надежда.
- Если вы проиграете, - сказал перед матчем Ишматов, - денег больше не будет, а я ухожу в отставку.
И они проиграли...
- Никогда я не убегу с тонущего корабля, не дождетесь, - ответствовал тренер и повторил это на пресс-конференции уже в Питере, после того как болельщики потребовали его отставки, выставив на трибуне огромный плакат.
И если армейцы в критический момент уступили своим главным конкурентам - нижегородцам (дважды) и ЦСКА, то причина тут только одна, а кроется она в том, что главный тренер потерял управление командой, не знал, что делать, по его собственным словам, молился перед и даже во время матча, заменяя работу бесконечными жалобами на отсутствие финансирования.
И слушать его было горько и интересно одновременно. Оставалось непонятным только одно: почему мы, питерские журналисты, так легко позволяли этому человеку морочить нам голову?
Осенью, открывая рубрику "Красная линия", я обещал читателям вернуться к "фольклору" Ишматова, дабы удовлетворить вкусы филологов, увлекающихся хоккеем.
- Мы попали в сложное положение: готовились одной командой, а играем другой, - не моргнув, заявил он после стартового поражения от ярославского "Локомотива", будто у него силком отобрали прекрасно подготовленный ансамбль, а подсунули против его воли вообще неизвестно что. А потом вдруг сделал вывод, с которым, действительно, трудно было не согласиться: как готовились, так и играем.
Отвечая на попытку журналистов выяснить, что же стряслось в СКА за три дня, отделившие, прямо скажу, неожиданный, но, безусловно, радующий успех в Тольятти от громоподобного низвержения в домашнем матче с "Нефтехимиком", заявил, что вопросов не было: "Провели собрание. Опять по зарплате и становлению коллектива". И тут же философски подытожил: "Коллектива - нет!"
После 0:11 от Нижнекамска - опять собрание, "рад, что пошло на пользу" (цитата). Да и пойди эту пользу опровергни, коль после 0:11 всего-то 1:3 с самим "Ак Барсом". А рекордный домашний заезд - два поражения с общим счетом 1:14 - экая мелочь, право: больное питерское самолюбие, для удовлетворения которого денег нет.
Вот мы и слышали все время: того нет, сего нет. "Команда не играет" - это цитата. "Первого звена нет" (а в роли первого звена кто только не побывал!). Ни борьбы, ни катания тоже нет.
"Бросать должны уметь и опытные, и молодые, а у нас с этим проблемы, как и со стабильностью состава". Здесь, уверяю вас, важно для меня даже не убожество формы, а глубина содержания. Это для критика слова, а вовсе не для творца, коим обязан быть тренер, и даже "нетренер", если припомнить введенную в прежних публикациях терминологию.
"Трудно даются голы". "защитники забывают о своих обязанностях"... Мне кажется, хватит цитат. Бесконечные обвинения в адрес вверенной тебе команды - разве это не приговор самому себе? А приговор пора приводить в исполнение: удалить слабое звено, чтоб окончательно не развалилась цепь.
СЕМЕН ВАЙХАНСКИЙ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+2