Культура

РОБЕРТ ОЛТМАН, РЕЖИССЕР-ОДИНОЧКА

19 мартa
Однако мэтр, ежегодно радующий поклонников выпуском новой ленты, критически относится как к привычным американским ценностям, так и к нравам Голливуда. О чем он рассказал в ленте "Игрок" (1993). Олтман в принципе не чужд сатиры на экране. Он может издеваться над миром высокой моды ("Готовое платье", 1994), и над идиотизмом захолустной провинциальной жизни ("Судьба Куки", 1999), и над идеями феминизма ("Доктор Т и его женщины", 2000).
Роберт Олтман появился на 52-м международном кинофестивале в Берлине по весьма приятному поводу: перед гала-премьерой его новой картины "Госфорд Парк" ему был вручен почетный "Золотой медведь" "За жизненный вклад в развитие киноискусства". Статус режиссера-звезды был также потвержден во время фестиваля известием о том, что "Госфорд Парк" выдвинут Американской киноакадемией на соискание "Оскара" в 7 номинациях, в том числе и самых престижных - "Лучший фильм" и "Лучший режиссер". И это стало одной из главных тем общения Олтмана с журналистами...
- Господин Олтман, как вы оцениваете шансы вашей картины в борьбе за "Оскара"?
- Меня выдвинули в номинации "Лучший режиссер" уже в пятый раз. Хотелось бы надеяться, что мне повезет, но конкуренты очень сильные. Хотя не скрою - награды приятно получать всегда. Даже не для себя лично. Например, не однажды получали "Оскара" те, с кем мы делали разные фильмы.
- Не считаете ли вы, что Американская киноакадемия игнорировала лично вас ввиду того, что режиссер Олтман слишком негативно относился к голливудской системе кинопроизводства?
- Так я и сейчас также отношусь. Иначе зачем мне было уезжать из Америки в Европу?
- Вы чувствуете себя комфортно в Старом Свете?
- Вполне. Париж меня устраивает как место жительства и место для творчества.
- Вы смотрите французские фильмы?
- C удовольствием предпочитаю их американским. Мне кажется, что французские фильмы сегодня служат своеобразными "пилотами" для американских. К сожалению, так как они не на английском, их мало покупают. Американцы не выносят субтитров, потому что не умеют читать.
- Похоже, что вы принимаете своих соотечественников за слабоумных...
- Они такие и есть. И всеобщая глупость проникает туда, куда она не должна проникать, - в искусство. Американцы потеряли воображение. Им нужно смотреть фильмы адаптированные. Для этого вовсю и покупаются французские картины, чтобы потом делать из них римейки. Я уверен, что если писатель принесет голливудским продюсерам оригинальный сценарий, то они ему откажут...
- Мне кажется, что вы уже достаточно едко показали этот процесс в фильме "Игрок"...
- Самое парадоксальное, что в Голливуде картину приняли на "ура". Им нравится, что фильм - про них. Их излюбленная тема - они сами. При этом каждый из них убежден, что фильм имел в виду не его, а кого-то другого. Этакий нарциссизм: мы из Голливуда.
Там во главу угла ставят при этом экономические показатели, а не творчество. Это - гнилая система, где говорят только о выгоде и никогда - о творчестве. Все формы индивидуальности уничтожаются при рождении. Делать деньги стало важнее, чем делать фильмы. Я же счастлив, если делаю фильм, который мне нравится, даже если он не приносит ничего. В Голливуде прославляют фильм, если он идет под номером один по кассовым сборам. Отчасти подобный подход характерен и для Американской киноакадемии.
- Поэтому свой новый фильм вы снимали в Англии?
- Я всегда тяготел к британской культуре. Но никогда еще не снимал фильм про мистическую историю убийства. Мне всегда был необходим четкий жанр будущей картины. В "Госфорд Парке" мне захотелось отказаться от четкого жанра, сделав фильм именно так, как мне нравится. Поэтому даже история с убийством в картине так и не досказана.
- Что служило для вас источником вдохновения?
- Я никогда не вдохновляюсь конкретными фильмами, которые я где-то когда-то видел, при съемках своей собственной картины. Если бы я так работал, то мне всегда было бы страшно, что кто-то сможет повторить меня. В таком случае надо бросать занятия режиссурой.
- Однако некоторые критики сочли "Госфорд Парк" фильмом, близким по духу романам Агаты Кристи...
- Может быть, с точки зрения интриги такое и происходит в фильме. Однако у Агаты Кристи убийцу все же всегда находят, а в моем фильме все так и остается загадкой для зрителей.
- Но это же совсем не по канонам голливудского кино!
- А я сознательно отказался, и давно, от опоры на принятые Голливудом способы организации интриги на экране, когда любой сюжет можно вычислить. Я режиссер-одиночка, игнорирующий правила, что дает мне больше возможностей для фантазии и творчества. Когда же все играют в одну игру, то кино становится поточной продукцией.
- Вас не раздражает, что критики любят ваши картины, а в прокате многие из них публика игнорирует?
- Конечно, каждый режиссер желает своим творениям большего успеха у публики. Но я довольно долго тружусь на этом поприще, чтобы знать, что сборов "Титаника" "Госфорд Парку" никогда не видать. Конечно, можно было бы более лихо закрутить интригу, добавить какую-нибудь любовную историю, усилить мелодраматические мотивы отцовства, но если бы я попытался такое совершить, то предал бы свои режиссерские принципы.
- Ваш фильм о том обществе, которого уже нет и никогда не будет. Это ностальгия?
- Я уже выразил подобные чувства о своем родном городе в картине "Канзас-Сити". В "Госфорд Парке" я попытался рассказать о времени, когда над миром еще не витал призрак новой мировой войны. Поэтому и время действия перенесли на два года раньше. Мне не хотелось, чтобы мои персонажи наблюдали Гитлера, находящегося у власти.
- Формулировка почетной награды "Берлинале" - "За выдающийся жизненный вклад в развитие мирового киноискусства" - не кажется ли слишком пессимистичной: мол, вклад уже сделан, и ждать больше от мастера нечего?
- Я воспринимаю вручение "Золотого медведя" как возможность бесплатной рекламы и еще одной встречи с публикой лицом к лицу. Будем надеяться, что зрители не разбегутся с просмотра "Госфорд Парка"...
Зрители не разбежались, а, наоборот, встречали вышедшего на сцену "Берлинале Паласта" Роберта Олтмана овацией. А сам он явно был доволен, что в руках у него оказался такой важный и уважаемый приз, еще раз подтвердивший его репутацию живого классика. По слухам, Олтман уже задумал новый фильм.
СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО, Берлин - Санкт-Петербург
Курс ЦБ
Курс Доллара США
100.68
0.461 (0.46%)
Курс Евро
106.08
0.267 (0.25%)
Погода
Сегодня,
22 ноября
пятница
0
23 ноября
суббота
-1
24 ноября
воскресенье
+1
Облачно