Город
БЕЗРАБОТНЫЙ ЮРИСТ ХУЖЕ СУМАСШЕДШЕГО
23 мартa
О том, какую роль играют вузы в жизни Петербурга, можно судить по цифрам. В 49 государственных, 15 военных и 60 негосударственных высших учебных заведениях учатся больше 350 тысяч студентов и работает более 22 тысяч преподавателей. В прошлом году город выделил два с половиной миллиарда рублей на финансирование учебной деятельности и 850 миллионов - на научные исследования. Причем многие научные исследования направлены на решение городских проблем.
Однако у администрации города есть и свои претензии к высшим учебным заведениям: "Вузы готовят специалистов, не согласуя свои планы с потребностями города, - заявил губернатор на заседании правительства. - А потом возникают недоразумения: выпускники не могут найти работу". Особые претензии вызывают учебные заведения, где готовят юристов. Ректоры не соглашаются с замечанием в свой адрес, так как считают, что у каждого человека есть право личностного роста в той или иной сфере. "Однако пособие по безработице потом платит государство, - возражает министр образования Владимир Филиппов. - Поэтому необходимо определиться с кадровой политикой и решить, какие специалисты нужны стране и региону". В противном случае через пять-десять лет нам грозят огромные проблемы с безработицей. Министр даже вспомнил плакат, который видел в Бельгии на всех автобусных остановках: обезумевшее лицо и подпись: "Он не сумасшедший, он - безработный".
В Программе развития высшей школы предусмотрено более активное участие региона в решении принципиальных вопросов. Так, предусмотрена передача комитету по науке и высшей школе ряда федеральных полномочий по лицензированию и аттестации образовательных учреждений. В министерстве считают, что на месте легче выявить халтурщиков и аферистов. Речь идет прежде всего о вузах, где открыты непрофильные специальности, о филиалах иногородних вузов и частных неаккредитованных учебных заведениях. Как правило, обучение в филиалах и новых вузах, открытых чуть ли не на частной квартире, стоит 200-300 долларов в год, и качество вполне соответствует цене. "У нас уже в каждом райцентре есть филиал Современного гуманитарного университета", - пожаловался коллегам министр образования.
Авторы программы надеются, что мнение региона будет учтено и при формировании государственного заказа на подготовку специалистов, а также при составлении списка ведущих вузов. Особые надежды возлагаются на развитие партнерских отношений и объединение ресурсов вузов и предприятий. Пока ситуация складывается довольно парадоксальная. Предприятия бесплатно получают работников с высшим образованием, но в то же время требуют с учебных заведений оплату за прохождение студентами производственной практики - мол, почему мы должны их учить бесплатно? Следовательно, нужно продумать четкий механизм привлечения средств работодателей (во многих регионах России обязательства предприятий закреплены законодательно).
Комитет по науке и высшей школе признает, что сегодня неэффективно используется экспорт образовательных услуг: в Петербурге учится мало иностранных студентов. В программу включены мероприятия по развитию международного сотрудничества: создание городского совета по работе с иностранными учащимися, ежегодные выставки за рубежом, которые пропагандировали бы возможности и достижения высшей школы Петербурга.
Правда, для привлечения иностранцев неплохо было бы привести в порядок общежития. Сегодня с отсутствием нормальных условий для проживания сталкиваются 40 процентов иногородних студентов. В то же время губернатор убежден, что проблема легко бы решилась в пользу ребят, если бы регионы вкладывали средства в общежития, где живут их дети, а не открывали у себя в городах университеты. В программу включена реконструкция межвузовского студенческого городка, пообещал помочь с ремонтом и министр образования: "Мы должны помочь каждому учебному заведению подготовиться к 300-летию Санкт-Петербурга, - считает Владимир Филиппов. - Причем средств на реконструкцию фасадов и помещений вузов Петербургу мы выделяем больше, чем в других регионах страны".
ШЕКИЯ АБДУЛЛАЕВА
Однако у администрации города есть и свои претензии к высшим учебным заведениям: "Вузы готовят специалистов, не согласуя свои планы с потребностями города, - заявил губернатор на заседании правительства. - А потом возникают недоразумения: выпускники не могут найти работу". Особые претензии вызывают учебные заведения, где готовят юристов. Ректоры не соглашаются с замечанием в свой адрес, так как считают, что у каждого человека есть право личностного роста в той или иной сфере. "Однако пособие по безработице потом платит государство, - возражает министр образования Владимир Филиппов. - Поэтому необходимо определиться с кадровой политикой и решить, какие специалисты нужны стране и региону". В противном случае через пять-десять лет нам грозят огромные проблемы с безработицей. Министр даже вспомнил плакат, который видел в Бельгии на всех автобусных остановках: обезумевшее лицо и подпись: "Он не сумасшедший, он - безработный".
В Программе развития высшей школы предусмотрено более активное участие региона в решении принципиальных вопросов. Так, предусмотрена передача комитету по науке и высшей школе ряда федеральных полномочий по лицензированию и аттестации образовательных учреждений. В министерстве считают, что на месте легче выявить халтурщиков и аферистов. Речь идет прежде всего о вузах, где открыты непрофильные специальности, о филиалах иногородних вузов и частных неаккредитованных учебных заведениях. Как правило, обучение в филиалах и новых вузах, открытых чуть ли не на частной квартире, стоит 200-300 долларов в год, и качество вполне соответствует цене. "У нас уже в каждом райцентре есть филиал Современного гуманитарного университета", - пожаловался коллегам министр образования.
Авторы программы надеются, что мнение региона будет учтено и при формировании государственного заказа на подготовку специалистов, а также при составлении списка ведущих вузов. Особые надежды возлагаются на развитие партнерских отношений и объединение ресурсов вузов и предприятий. Пока ситуация складывается довольно парадоксальная. Предприятия бесплатно получают работников с высшим образованием, но в то же время требуют с учебных заведений оплату за прохождение студентами производственной практики - мол, почему мы должны их учить бесплатно? Следовательно, нужно продумать четкий механизм привлечения средств работодателей (во многих регионах России обязательства предприятий закреплены законодательно).
Комитет по науке и высшей школе признает, что сегодня неэффективно используется экспорт образовательных услуг: в Петербурге учится мало иностранных студентов. В программу включены мероприятия по развитию международного сотрудничества: создание городского совета по работе с иностранными учащимися, ежегодные выставки за рубежом, которые пропагандировали бы возможности и достижения высшей школы Петербурга.
Правда, для привлечения иностранцев неплохо было бы привести в порядок общежития. Сегодня с отсутствием нормальных условий для проживания сталкиваются 40 процентов иногородних студентов. В то же время губернатор убежден, что проблема легко бы решилась в пользу ребят, если бы регионы вкладывали средства в общежития, где живут их дети, а не открывали у себя в городах университеты. В программу включена реконструкция межвузовского студенческого городка, пообещал помочь с ремонтом и министр образования: "Мы должны помочь каждому учебному заведению подготовиться к 300-летию Санкт-Петербурга, - считает Владимир Филиппов. - Причем средств на реконструкцию фасадов и помещений вузов Петербургу мы выделяем больше, чем в других регионах страны".
ШЕКИЯ АБДУЛЛАЕВА