Культура
ИТАЛЬЯНКА В ТУНИСЕ
29 мартa
Будь на то моя воля, я бы вручил актрисе награду за женское мужество, каковое ей не раз приходилось проявлять в жизни. Дочь итальянца, эмигрировавшего в Тунис, мечтавшая стать учительницей, и победительница местного конкурса красоты - это Клаудиа в юности. Первая роль в кино в 18 лет и роман, который привел к драме: молодой дебютантке пришлось скрывать рождение собственного сына, выдавая его за младшего брата. Признание и слава пришли чуть позже, но и здесь все было просто: Ален Делон пытался на спор во время съемок "Леопарда" соблазнить ее. Потом звездные роли и приглашение в Голливуд. Там она стала объектом смутных желаний Марлона Брандо.
Многим нашим соотечественникам Кардинале запомнилась прежде всего как актриса, сыгравшая едва ли не единственную женскую роль в картине Михаила Калатозова "Красная палатка", посвященной спасению полярной экспедиции Нобиле.
Нынче актриса живет в Париже, который покидает нечасто. Но для "Берлинале-2002" было сделано исключение. Звезда появилась на фестивале без лишней помпы, разгуливая по Берлину безо всякой охраны. Каждый мог подойти к ней и попросить автограф. Кардинале никому не отказывала. А на вопросы журналистов отвечала охотно и с милой улыбкой. Несколько вопросов удалось задать и автору этих строк....
- Кино сильно изменилось с 60-х годов. Как вы нынче ощущаете себя в отношениях с ним?
- Что толку жалеть о прошедшем! Я была просто счастлива, когда снималась в ту золотую эпоху итальянского кино. Мне повезло работать с теми режиссерами, кто составил его славу. Сегодня у меня нет таких ролей. Но я же не только актриса, я еще и женщина, и нормальный человек. А нормальному человеку надо всегда жить в настоящем, хотя воспоминания о той славе 60-х годов и тогдашней популярности, конечно, греют душу. Но, повторю, я живу сегодня среди людей.
- Нельзя ли узнать о ваших будущих планах в кино?
- Я недавно закончила съемки в новой картине Клода Лелюша. Вместе со мною снимались Джереми Айронс и Патрисия Каас. Съемки проходили в Марокко. Планирую сыграть в новой театральной постановке Паоло Скуитьери, моего давнего друга и партнера по творчеству. Он намерен поставить в Италии одну из пьес Пиранделло с моим участием. Два года назад в Париже я сыграла главную роль в любовной комедии "Венецианка", которую также поставил для меня Скуитьери. Давно, очень давно и Лукино Висконти, и Джорджио Стреллер хотели сделать из меня театральную актрису. Я же только зажимала уши в ответ на их предложения. Однако в итоге театральных подмостков мне избежать не удалось. Хотя для меня гораздо легче сыграть подряд десяток дублей, чем один раз вечером выходить на сцену.
- Вы помните свой первый съемочный день?
- В кино я оказалась практически случайно. К тому же мой итальянский был далек от совершенства. Ведь моя кинокарьера началась на кинофестивале в Венеции в 1957 году, где я оказалась как победительница конкурса красоты из Туниса. Это была картина Марио Моничелли "Опять какие-то неизвестные", в которой снимались Марчелло Мастрояни и Витторио Гассман. В первом же эпизоде мне надо было всего-то пройтись в кадре и открыть дверь. Я сделала это так стремительно, что Гассман, стоявший за дверью, не успел отскочить и получил весьма чувствительный удар. Представляете себе выражение его лица?!
- Насколько ваши героини в первых фильмах были похожи на вас?
- Это были разные роли. В большинстве своем мне приходилось играть этаких роковых соблазнительниц, тогда как в жизни у меня все было наоборот. Я, конечно, старалась какие-то впечатления почерпнуть из жизни. Это для меня источник вдохновения. Я вообще люблю наслаждаться жизнью и тем, что вокруг меня.
- Вы выросли в Северной Африке, в арабской среде. Сегодня многие воспринимают арабов как врагов...
- Я действительно знаю людей арабского мира гораздо лучше, чем многие европейцы или американцы. И мне кажется, что миф об их жестокости и коварстве кем-то сочинен во вполне определенных интересах. Ведь плохие люди есть не только в арабской среде, но и в европейской. Вы уж мне поверьте: в своей жизни от представителей Европы и Америки я натерпелась немало. Особенно тогда, когда только начинала артистическую карьеру. У меня уникальный жизненный опыт. Я итальянка по рождению, туниска, потому что я там родилась, и француженка по образованию. Все это так перемешалось во мне, что я не могу отделить одно от другого. Очень хорошо чувствую и понимаю арабов. В Африке пересекаются судьбы людей разных национальностей. Этот континент навсегда остался для меня местом величайшей терпимости. Где бы я ни жила, всегда стараюсь сохранить кусочек своей Африки, своего Туниса, моей родины.
- Чем занят ваш досуг?
- Я не люблю сидеть без работы, все время стараюсь чем-то занять себя. Много лет тружусь в качестве посла доброй воли ЮНЕСКО. Я объединила усилия многих, чтобы создать Ассоциацию помощи больным СПИДом. Что же касается ролей в кино, то их мне всегда хватало. Особых усилий для их поиска, как вы понимаете, я никогда не предпринимала.
- Вы работали с режиссерами, которые слыли диктаторами, но при этом оставались еще и интересными мужчинами...
- Могу успокоить всех, что никогда в жизни не смешивала профессиональные отношения и личную жизнь. Конечно, Федерико Феллини любил со мною поболтать. Очень часто, когда мы снимали "Восемь с половиной", он увозил меня куда-то за город в своем авто и говорил, говорил, говорил...
- Вы создали целую галерею женских образов, но рядом с женщиной всегда есть мужчина. Кто же был самым лучшим мужчиной в вашей жизни?
- Вокруг меня всегда были красавцы: Ален Делон, Марчелло Мастрояни, Берт Ланкастер, Питер Селлерс, Генри Фонда, Омар Шариф, но не один из них не стал самым лучшим мужчиной моей жизни.
- А как же Клаус Кински, с которым вы снимались в фильме Вернера Херцога "Фитцкарральдо"?
- Это было фантастическое приключение в дебрях Южной Америки. Такое не забыть. Клаус всем доставлял немало хлопот во время съемок из-за своего бешеного темперамента. Его взяли на роль вместо Мика Джеггера, которому не понравились условия нашей работы. Кински был гениальным артистом, но, как и все гении, немного сумасшедшим. Мало кто мог выдержать те условия, в которых мы снимали этот фильм. Джейсона Робардса, например, просто отправили обратно в Америку с психическим расстройством.
- У вас были и более серьезные испытания в творческой карьере, когда вы снимались одновременно и у Висконти, и у Феллини...
- Сейчас даже трудно представить себе, какие напряженные были у них отношения в начале 60-х годов, а я работала и у того и у другого. Федерико хотел, чтобы я была блондинкой, снимая меня в картине "Восемь с половиной". Висконти хотел, чтобы в его "Леопарде" я предстала брюнеткой. Оба режиссера отвергали парики. Вот и приходилось мне одну неделю сниматься на Сицилии у Лукино брюнеткой, затем перекрашиваться в блондинку и отправляться в Рим к Федерико.
- Что поддерживает вас в жизни: работа, любовь, семья?
- Все, что названо, составляет содержание жизни любой женщины. И если все это есть в ее жизни, то у нее есть все шансы ощутить человеческое счастье. У меня, как и у любой женщины, были такие моменты тогда, когда я уже повзрослела и многое увидела и познала. Когда же наступает момент депрессии, то я берусь за перо и выплескиваю собственные размышления и чувства на бумагу. Минута отчаяния, таким образом, проходит, а написанное на бумаге отправляется в корзину.
- Один из критиков назвал вас лучшим, что придумали итальянцы после спагетти. А вы знаете свои недостатки?
- Какая же женщина признается в этом? Хотя один недостаток для всех вас очевиден: я много курю (действительно, на пресс-конференции госпожа Кардинале израсходовала почти целую пачку сигарет. - С. И.). В свое время Лукино Висконти захотел, чтобы я курила сигарету за сигаретой. С тех пор проклинаю себя за то, что согласилась. А в остальном...
И тогда последовала знаменитая улыбка Клаудии Кардинале, за которую ее недаром называли богиней любви и невестой Италии. А "Золотого медведя" ей под гром оваций вручили перед тем, как на фестивале показали знаменитую ленту Феллини "Восемь с половиной", в которой она сыграла одну из главных ролей в своей жизни.
СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО, Берлин - Санкт-Петербург
Многим нашим соотечественникам Кардинале запомнилась прежде всего как актриса, сыгравшая едва ли не единственную женскую роль в картине Михаила Калатозова "Красная палатка", посвященной спасению полярной экспедиции Нобиле.
Нынче актриса живет в Париже, который покидает нечасто. Но для "Берлинале-2002" было сделано исключение. Звезда появилась на фестивале без лишней помпы, разгуливая по Берлину безо всякой охраны. Каждый мог подойти к ней и попросить автограф. Кардинале никому не отказывала. А на вопросы журналистов отвечала охотно и с милой улыбкой. Несколько вопросов удалось задать и автору этих строк....
- Кино сильно изменилось с 60-х годов. Как вы нынче ощущаете себя в отношениях с ним?
- Что толку жалеть о прошедшем! Я была просто счастлива, когда снималась в ту золотую эпоху итальянского кино. Мне повезло работать с теми режиссерами, кто составил его славу. Сегодня у меня нет таких ролей. Но я же не только актриса, я еще и женщина, и нормальный человек. А нормальному человеку надо всегда жить в настоящем, хотя воспоминания о той славе 60-х годов и тогдашней популярности, конечно, греют душу. Но, повторю, я живу сегодня среди людей.
- Нельзя ли узнать о ваших будущих планах в кино?
- Я недавно закончила съемки в новой картине Клода Лелюша. Вместе со мною снимались Джереми Айронс и Патрисия Каас. Съемки проходили в Марокко. Планирую сыграть в новой театральной постановке Паоло Скуитьери, моего давнего друга и партнера по творчеству. Он намерен поставить в Италии одну из пьес Пиранделло с моим участием. Два года назад в Париже я сыграла главную роль в любовной комедии "Венецианка", которую также поставил для меня Скуитьери. Давно, очень давно и Лукино Висконти, и Джорджио Стреллер хотели сделать из меня театральную актрису. Я же только зажимала уши в ответ на их предложения. Однако в итоге театральных подмостков мне избежать не удалось. Хотя для меня гораздо легче сыграть подряд десяток дублей, чем один раз вечером выходить на сцену.
- Вы помните свой первый съемочный день?
- В кино я оказалась практически случайно. К тому же мой итальянский был далек от совершенства. Ведь моя кинокарьера началась на кинофестивале в Венеции в 1957 году, где я оказалась как победительница конкурса красоты из Туниса. Это была картина Марио Моничелли "Опять какие-то неизвестные", в которой снимались Марчелло Мастрояни и Витторио Гассман. В первом же эпизоде мне надо было всего-то пройтись в кадре и открыть дверь. Я сделала это так стремительно, что Гассман, стоявший за дверью, не успел отскочить и получил весьма чувствительный удар. Представляете себе выражение его лица?!
- Насколько ваши героини в первых фильмах были похожи на вас?
- Это были разные роли. В большинстве своем мне приходилось играть этаких роковых соблазнительниц, тогда как в жизни у меня все было наоборот. Я, конечно, старалась какие-то впечатления почерпнуть из жизни. Это для меня источник вдохновения. Я вообще люблю наслаждаться жизнью и тем, что вокруг меня.
- Вы выросли в Северной Африке, в арабской среде. Сегодня многие воспринимают арабов как врагов...
- Я действительно знаю людей арабского мира гораздо лучше, чем многие европейцы или американцы. И мне кажется, что миф об их жестокости и коварстве кем-то сочинен во вполне определенных интересах. Ведь плохие люди есть не только в арабской среде, но и в европейской. Вы уж мне поверьте: в своей жизни от представителей Европы и Америки я натерпелась немало. Особенно тогда, когда только начинала артистическую карьеру. У меня уникальный жизненный опыт. Я итальянка по рождению, туниска, потому что я там родилась, и француженка по образованию. Все это так перемешалось во мне, что я не могу отделить одно от другого. Очень хорошо чувствую и понимаю арабов. В Африке пересекаются судьбы людей разных национальностей. Этот континент навсегда остался для меня местом величайшей терпимости. Где бы я ни жила, всегда стараюсь сохранить кусочек своей Африки, своего Туниса, моей родины.
- Чем занят ваш досуг?
- Я не люблю сидеть без работы, все время стараюсь чем-то занять себя. Много лет тружусь в качестве посла доброй воли ЮНЕСКО. Я объединила усилия многих, чтобы создать Ассоциацию помощи больным СПИДом. Что же касается ролей в кино, то их мне всегда хватало. Особых усилий для их поиска, как вы понимаете, я никогда не предпринимала.
- Вы работали с режиссерами, которые слыли диктаторами, но при этом оставались еще и интересными мужчинами...
- Могу успокоить всех, что никогда в жизни не смешивала профессиональные отношения и личную жизнь. Конечно, Федерико Феллини любил со мною поболтать. Очень часто, когда мы снимали "Восемь с половиной", он увозил меня куда-то за город в своем авто и говорил, говорил, говорил...
- Вы создали целую галерею женских образов, но рядом с женщиной всегда есть мужчина. Кто же был самым лучшим мужчиной в вашей жизни?
- Вокруг меня всегда были красавцы: Ален Делон, Марчелло Мастрояни, Берт Ланкастер, Питер Селлерс, Генри Фонда, Омар Шариф, но не один из них не стал самым лучшим мужчиной моей жизни.
- А как же Клаус Кински, с которым вы снимались в фильме Вернера Херцога "Фитцкарральдо"?
- Это было фантастическое приключение в дебрях Южной Америки. Такое не забыть. Клаус всем доставлял немало хлопот во время съемок из-за своего бешеного темперамента. Его взяли на роль вместо Мика Джеггера, которому не понравились условия нашей работы. Кински был гениальным артистом, но, как и все гении, немного сумасшедшим. Мало кто мог выдержать те условия, в которых мы снимали этот фильм. Джейсона Робардса, например, просто отправили обратно в Америку с психическим расстройством.
- У вас были и более серьезные испытания в творческой карьере, когда вы снимались одновременно и у Висконти, и у Феллини...
- Сейчас даже трудно представить себе, какие напряженные были у них отношения в начале 60-х годов, а я работала и у того и у другого. Федерико хотел, чтобы я была блондинкой, снимая меня в картине "Восемь с половиной". Висконти хотел, чтобы в его "Леопарде" я предстала брюнеткой. Оба режиссера отвергали парики. Вот и приходилось мне одну неделю сниматься на Сицилии у Лукино брюнеткой, затем перекрашиваться в блондинку и отправляться в Рим к Федерико.
- Что поддерживает вас в жизни: работа, любовь, семья?
- Все, что названо, составляет содержание жизни любой женщины. И если все это есть в ее жизни, то у нее есть все шансы ощутить человеческое счастье. У меня, как и у любой женщины, были такие моменты тогда, когда я уже повзрослела и многое увидела и познала. Когда же наступает момент депрессии, то я берусь за перо и выплескиваю собственные размышления и чувства на бумагу. Минута отчаяния, таким образом, проходит, а написанное на бумаге отправляется в корзину.
- Один из критиков назвал вас лучшим, что придумали итальянцы после спагетти. А вы знаете свои недостатки?
- Какая же женщина признается в этом? Хотя один недостаток для всех вас очевиден: я много курю (действительно, на пресс-конференции госпожа Кардинале израсходовала почти целую пачку сигарет. - С. И.). В свое время Лукино Висконти захотел, чтобы я курила сигарету за сигаретой. С тех пор проклинаю себя за то, что согласилась. А в остальном...
И тогда последовала знаменитая улыбка Клаудии Кардинале, за которую ее недаром называли богиней любви и невестой Италии. А "Золотого медведя" ей под гром оваций вручили перед тем, как на фестивале показали знаменитую ленту Феллини "Восемь с половиной", в которой она сыграла одну из главных ролей в своей жизни.
СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО, Берлин - Санкт-Петербург