Общество

МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ

29 мартa
Оказалось, таков был результат выяснения отношений Иры и ее бывшего друга. Они расстались довольно давно, около года тому назад, но на выходных он совершенно неожиданно позвонил и предложил снова увидеться: "Надо поговорить". Ира никак не ожидала, что и без того не слишком приятное для нее свидание завершится побоями:

- Стоило переступить порог квартиры, как он буквально накинулся на меня с оскорблениями. Прямо-таки кипел от злости, кричал, ругался. В конце концов я не выдержала и дала ему пощечину. И тут он начал меня избивать, - рассказала Ира. - Еле добралась потом домой. На следующий день все тело так разламывало, что я не могла встать с постели. Было больно и жутко обидно: ну как он, "единственный и любимый", осмелился поднять на меня руку?

На мой совет обратиться за помощью в соответствующие инстанции или хотя бы пойти на прием к психологу Ира непонимающе пожала плечами: "Зачем? Что в этом толку? Наверное, такое с каждой второй парой происходит..."



БЬЕТ - ЗНАЧИТ ЛЮБИТ?



Подобного мнения, как это ни печально, придерживаются очень многие женщины, пострадавшие от насилия. Особенно если дело касается взаимоотношений в семье. В то время как на "прогрессивном" Западе женщины не боятся бороться за свои права, россиянки до сих пор уверены: "Все, что происходит у нас дома, - это исключительно наше дело, семейное. Никого больше оно не касается". Очевидно, в головах еще живет убеждение: "Бьет - значит любит". Такая вот странная психология: если на вас нападут на улице, вы почти наверняка обратитесь в милицию. Если же в вашей семье завелся домашний тиран - скорее всего, раз десять подумаете, прежде чем что-либо предпринимать. Ну как же: что будет с детьми и что люди вокруг подумают? Рассказать кому-нибудь стыдно, а вдруг не поверят? Наверное, сама виновата. Наверное, так и должно быть. И вообще, если это делает мой муж, разве это преступление?

"Насилие, где и как бы оно ни происходило, - это преступление. И человек, ставший жертвой преступника-насильника, не должен ни в чем себя винить", - первое, что объясняют сотрудники службы "Александра" женщинам, обратившимся к ним за помощью.

Социально-юридическая служба помощи пострадавшим от насилия "Александра" действует в Петербурге вот уже 4 года. Это некоммерческая общественная организация, помогающая людям, попавшим в сложные жизненные обстоятельства. Здесь работают высококвалифицированные психологи и юристы, которые проводят консультации для горожан, способствуют устройству пострадавших от насилия женщин в городское убежище, сопровождают их, если требуется, в суде и во время судебно-медицинской экспертизы, следят за соблюдением их прав. Все услуги службы бесплатные.

"В своих действиях мы всегда исходим из того, какой выбор делает клиент. Если он принимает решение не подавать на насильника в суд, забрать заявление из милиции - что ж, это его право, которое мы обязаны уважать, - объясняет заместитель директора службы Елена Забадыкина. - И наоборот, если пострадавшая от рук собственного мужа женщина больше не хочет сохранять брак, мы точно так же должны ей помочь. Иногда нас обвиняют в том, что мы разрушаем семьи, но часто люди приходят сюда лишь тогда, когда спасти семью уже невозможно".



"ЕСЛИ БЫ Я МОГЛА ВСЕ ЭТО ЗАБЫТЬ..."



Самое страшное - случаи, когда жертвами насилия становятся дети. Весь ужас такой ситуации не передать словами: чтобы это почувствовать, нужно посмотреть в глаза восемнадцатилетней Кате, одной из клиенток "Александры". После того что с ней произошло, она перестала улыбаться, часто плачет, неохотно разговаривает. Катя как будто отделилась от окружающего мира стеной молчания, чтобы забыть и не думать о том, о чем не в силах больше вспоминать. Она еще не скоро придет в себя, если вообще когда-нибудь сможет это сделать.

Катин отчим, которого она до последнего времени считала родным отцом, третировал ее с раннего детства. Впервые он попытался использовать приемную дочь для удовлетворения своих сексуальных потребностей, когда Кате было 5 лет. "Только ничего не говори матери", - запугивал он Катю. А мать в это время лежала в больнице, не подозревая, чем в ее отсутствие занимается супруг. С тех пор жизнь девочки превратилась в сплошной кошмар. Страшно разозлить отца, страшно рассказать обо всем матери, страшно жить дальше...

Однако маме она все-таки сказала. Узнав об этом, отчим возмутился: "Как ты можешь верить малолетнему ребенку?" И приставания, сопровождавшиеся развратными действиями, продолжились. Отчим частенько злоупотреблял алкоголем и силой заставлял дочку пить вместе с ним - чтобы она не могла ему сопротивляться. Все переживания Катя держала в себе, пока не почувствовала, что терпеть постоянные домогательства, страх и унижение больше не в силах.

"Я снова решила попросить помощи у мамы. Но она просто поругалась с отцом и больше пальцем не пошевелила. Мать за него держалась, потому что боялась потерять квартиру, она ведь еще и не работала, - Катя говорит сдержанно, но за этим слышится боль, почти отчаяние. - Я убегала из дома - вернули. А год назад он меня в первый раз изнасиловал. И потом делал это по четыре-пять раз в день. К моей младшей сестренке тоже начал приставать. Потом я все объяснила родственникам, обратилась в милицию, и его наконец-то забрали. Кстати, мать сама наняла ему адвоката... Естественно, я его ненавижу! Что еще, по-вашему, можно чувствовать к такому подлецу? И почему мама не сказала мне раньше, что он не мой родной отец? Все было бы по-другому".

Сейчас Катя живет в Городском центре помощи женщинам. "Там очень хорошо: у каждой свои проблемы, и никто не лезет к тебе в душу, - объясняет Катя. - И никто ни в чем не упрекает. Но жить тут я могу только месяц. Что потом делать - не знаю". Она подрабатывает и учится на маркетолога. Кроме того, закончила курсы парикмахеров. Грандиозных планов на будущее не строит, есть пока только мечта - открыть свой салон красоты. "Вообще-то мне замуж предлагают выйти. Кто? Да так, один хороший человек. Но я пока не решаюсь. Я сейчас стараюсь с мужчинами не общаться. Хочу все забыть, хотя понимаю, что это невозможно. Конечно, такое остается с тобой до конца жизни..."

Катя могла бы быть веселой и жизнерадостной, как большинство девушек ее возраста. Переживать и плакать только по пустякам. Встречаться с молодыми людьми и мечтать о замужестве. Могла бы... Впрочем, бессмысленно рассуждать об этом сейчас, когда "слезинка ребенка" настолько обесценилась, что насильника уже ничто не останавливает перед совершением постыдного и безнравственного поступка.



ИНЦЕСТ - ТРАВМА НА ВСЮ ЖИЗНЬ



Не подумайте, что Катина история - нечто из ряда вон выходящее. Вовсе нет - типичный случай. И от этого становится еще страшнее. "Послушаешь, что нам рассказывают клиенты, и волосы встают дыбом, - говорит Юлия Суворцева, психолог службы "Александра". - Чаще всего насильник, совершающий сексуальные действия по отношению к детям, - это отчим или друг матери. Инцест - тяжелая психологическая травма, шок как для ребенка, так и для его матери: человек, которого они любили, вдруг оказывается чудовищем. Конечно, маленький ребенок может не понимать, что происходит, но он чувствует: что-то не так. А папа-насильник нередко отвечает: "Это потому, что я тебя очень сильно люблю". Если ребенок перестает слушаться, преступник начинает применять шантаж: "Буду обижать твою маму, не куплю тебе игрушку". Такие истории могут длиться десятилетиями".

Первый признак инцеста: у ребенка пропадает интерес к тому, что ему нравилось делать раньше, он отказывается говорить о том, чем занимается в отсутствие матери, у него меняется поведение, нарушается сон, исчезает аппетит. Последствия инцеста могут быть разными: если девочки склонны замыкаться в себе, переживать случившееся на эмоциональном уровне, то мальчики обычно начинают воспроизводить поведение насильника или жертвы.

Согласно статистике, в России каждый час одна женщина подвергается сексуальному насилию, ежегодно жертвами насильников становятся 30% старшеклассниц. В реальности пострадавших еще больше, так как в милицию обращаются единицы - 6-10%. Однако это не значит, что в последнее время таких случаев стало больше: просто долгое время на эту тему было наложено жесткое табу. Возникло множество мифов, которые придумывало общество, чтобы оградить себя от необходимости говорить вслух о том, о чем легче молчать.

Вот несколько подобных мифов и разоблачающих их фактов, приведенных в брошюре "Женщины против насилия".

• Насилуют либо маньяки, либо незнакомцы в подворотне.

• В США 10-14% замужних женщин терпят сексуальное насилие со стороны своих мужей. По данным московского центра помощи жертвам насилия "Сестры", около половины всех женщин были изнасилованы знакомыми людьми, которым они доверяли.

• Женщина сама провоцирует обидчика.

• Женщина может быть одета хоть в паранджу, ходить по улице только в светлое время суток и все равно быть изнасилованной. Дело не в этом.

• Насильники безумны и сверхсексуальны.

• Главный мотив насилия не получение сексуального удовольствия, а демонстрация власти. Что же касается психического здоровья насильника, то в других областях жизни он может вести себя так, как "нормальные" люди: иметь жену, детей, слыть уважаемым человеком.

Насильником может быть любой: незнакомец в подъезде и старый приятель, друг, родственник, коллега по работе. Как-либо "вычислить" потенциального преступника по внешности или поведению невозможно. Сексуальное насилие совершается в разных формах и не обязательно сопровождается физическим контактом: это может быть эксгибиционизм (демонстрация половых органов), вуайеризм (подглядывание), детская порнография, словесные оскорбления, "грязные" письма, телефонные звонки и т. д.



РАЗОРВАТЬ КРУГ НАСИЛИЯ



Кроме желания сохранить семью любым путем, следующее, что удерживает женщину от обращения в милицию, - боязнь того, что ей не поверят. Страх и стыд перед длительными допросами, когда люди в форме будут равнодушно и бесцеремонно вытягивать из нее все подробности "этого". До последнего времени нередко так оно и было. Но выход нашелся: служба "Александра" и сотрудники правоохранительных органов объединили усилия.

В рамках начатого 10 лет назад российско-британского проекта "Полицейская деятельность в демократическом государстве" разработана специальная программа, которая предполагает перенесение зарубежного опыта по борьбе с бытовыми преступлениями на российскую почву. В качестве экспериментальной площадки выбран Кировский район, где сейчас располагается офис "Александры" (телефон доверия 320-67-24).

Работать вместе сначала было нелегко: "Целый год мы учились понимать друг друга, иногда казалось, что мы разговариваем на разных языках", - вспоминает Елена Забадыкина. Во всех отделениях Кировского РУВД психологи и юристы "Александры" провели встречи, на которых рассказывали милиционерам о насилии в семье, о том, как можно предупредить эти случаи, как общаться с пострадавшими. Результаты не заставили долго ждать: от приходящих в "Александру" женщин можно теперь услышать непривычное: "Представляете, я все рассказала участковому, и он мне поверил!" По сравнению с тем, что было год-два назад, это огромное достижение.

Также впервые начат сбор статистики, касающейся преступлений, связанных с совершением насилия в семье. Скоро на базе Кировского РУВД будет создано специальное подразделение, которое будет заниматься исключительно теми происшествиями, которые связаны с домашним насилием, и оказывать помощь пострадавшим, - первое на территории бывшего СССР. Кроме того, сотрудниками Университета МВД совместно с "Александрой" разработан уникальный курс подготовки слушателей, посвященный борьбе с домашним насилием. После утверждения курс будет введен в учебный план вуза.

Таким образом, сделан первый шаг на пути к борьбе с домашним насилием. К сожалению, в нашей стране до сих пор не принят закон о насилии в семье. Два года назад проект этого закона рассматривался в Государственной думе РФ, но дальше обсуждения дело не пошло.

МАРИЯ НАСОНКИНА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь