Культура
ПОКА В КОНЦЕРТНОМ ИСПОЛНЕНИИ
03 апреля
Хронологически оперы разделены огромным расстоянием - в два с четвертью века: первая появилась в 1680 году, премьера второй состоялась в 1912-м. Соседство же их в рамках одного вечера неожиданно оказалось на редкость естественным. Как справедливо пишет в аннотации к программе вечера И. Райскин, обе центральные героини античных мифов - максималистки: в их глазах нет альтернативы любви и верности. Царица Карфагена Дидона, долго не встречавшая того, кто был бы достоин ее любви, наконец отдала свое сердце спасшемуся из Трои герою Энею. Но колдуньи, которым влюбленные ничего дурного не сделали, просто так, из-за злобы, решают разрушить их счастье. Они вынуждают юношу якобы по призыву Юпитера отплыть в Италию. Бескомпромиссная же Дидона, считая поступок Энея проявлением слабости, избирает для себя смерть.
Схожим образом складывается поначалу судьба Ариадны. Покинутая Тезеем, она покорно ждет вестника смерти Гермеса. Однако, обманувшись, она принимает за него юного Вакха, который поцелуем возвращает ее к жизни. Трагедийный сюжет из "Энеиды" Вергилия здесь словно бы пародирован, чему служит введение в круг действующих лиц лукавой Сербинетты в окружении персонажей commedia dell‘arte.
Музыка оперы Перселла полна изумительных красот и драматизма, простирающегося до трагедийных глубин. Величавый музыкальный образ Дидоны оттенен живой звуковой характеристикой ее преданной, но легкомысленной подруги Белинды. Музыка же Штрауса в драматических эпизодах тоже исполнена значительности, которая, однако, постоянно разбавлена мотивами шутливыми и ироничными, отчего пародийное начало, таящееся в либретто Гуго фон Гофмансталя, многократно усилено. Каждый из стилей - строгий классицистский в одном случае и изысканный модернистский в другом - заключает в себе специфические интерпретационные трудности, которые в обоих случаях удалось преодолеть. Заслуга тут прежде всего дирижера Леонида Корчмара, чьи широкий культурный кругозор и эрудиция в соединении с живым эмоциональным переживанием музыки обеспечили достойное прочтение им сложных оперных партитур. Избрав на этот раз партнеров по преимуществу молодых - солистов Академии Мариинского театра, его Молодежный филармонический оркестр и артистов хора, недавно сюда пришедших, маэстро работал с ними непривычно для графика Мариинки долго, - ежедневно в течение нескольких месяцев добиваясь от них совершенного и свободного овладения контрастными композиторскими манерами.
Из исполнителей оперы Перселла выделю Ирму Гиголашвили, с достоинством и одновременно трогательностью проведшую партию Дидоны, а также обладателей отличных голосов и незаурядно музыкальных Оксану Шилову и Владислава Сулимского в партиях Белинды и Энея. В опере Штрауса, где достигнут ансамбль многочисленных и в высшей степени достойных исполнителей, особо упомяну хотя бы двоих. Партия Ариадны - несомненное достижение опытной Валентины Цыдыповой, которая, как всегда, подкупает редкостной прочувствованностью пения. Сложнейшая же по своей виртуозной изощренности вокальная строка Сербинетты нашла воистину блистательную исполнительницу в лице юной Ларисы Юдиной. Будет досадно, если выполненная работа и достигнутый художественный эффект не будут продлены: обе оперы следует представить в сценическом действии.
МИХАИЛ БЯЛИК
Схожим образом складывается поначалу судьба Ариадны. Покинутая Тезеем, она покорно ждет вестника смерти Гермеса. Однако, обманувшись, она принимает за него юного Вакха, который поцелуем возвращает ее к жизни. Трагедийный сюжет из "Энеиды" Вергилия здесь словно бы пародирован, чему служит введение в круг действующих лиц лукавой Сербинетты в окружении персонажей commedia dell‘arte.
Музыка оперы Перселла полна изумительных красот и драматизма, простирающегося до трагедийных глубин. Величавый музыкальный образ Дидоны оттенен живой звуковой характеристикой ее преданной, но легкомысленной подруги Белинды. Музыка же Штрауса в драматических эпизодах тоже исполнена значительности, которая, однако, постоянно разбавлена мотивами шутливыми и ироничными, отчего пародийное начало, таящееся в либретто Гуго фон Гофмансталя, многократно усилено. Каждый из стилей - строгий классицистский в одном случае и изысканный модернистский в другом - заключает в себе специфические интерпретационные трудности, которые в обоих случаях удалось преодолеть. Заслуга тут прежде всего дирижера Леонида Корчмара, чьи широкий культурный кругозор и эрудиция в соединении с живым эмоциональным переживанием музыки обеспечили достойное прочтение им сложных оперных партитур. Избрав на этот раз партнеров по преимуществу молодых - солистов Академии Мариинского театра, его Молодежный филармонический оркестр и артистов хора, недавно сюда пришедших, маэстро работал с ними непривычно для графика Мариинки долго, - ежедневно в течение нескольких месяцев добиваясь от них совершенного и свободного овладения контрастными композиторскими манерами.
Из исполнителей оперы Перселла выделю Ирму Гиголашвили, с достоинством и одновременно трогательностью проведшую партию Дидоны, а также обладателей отличных голосов и незаурядно музыкальных Оксану Шилову и Владислава Сулимского в партиях Белинды и Энея. В опере Штрауса, где достигнут ансамбль многочисленных и в высшей степени достойных исполнителей, особо упомяну хотя бы двоих. Партия Ариадны - несомненное достижение опытной Валентины Цыдыповой, которая, как всегда, подкупает редкостной прочувствованностью пения. Сложнейшая же по своей виртуозной изощренности вокальная строка Сербинетты нашла воистину блистательную исполнительницу в лице юной Ларисы Юдиной. Будет досадно, если выполненная работа и достигнутый художественный эффект не будут продлены: обе оперы следует представить в сценическом действии.
МИХАИЛ БЯЛИК