Северо-Запад

КИЧ В ПОМОЩЬ СТАРИНЕ

04 апреля
Были претензии у православной епархии - язычник-де дедуля. А тут еще в Тотьме (в Вологодской области, к которой относится и Великий Устюг) Баба-яга выпендрилась и решила устроить музей собственного имени. Кошмар, ересь. Баба-яга еще ладно, мелочь. Но Дед Мороз, раскрученный с помощью Лужкова, - серьезный инвестиционный проект... С Лужковым дело было так. Совпали три 850-летия - Вологды, Великого Устюга и Москвы. И Юрий Михайлович придумал эстафету (до которой по сей день не могут додуматься всевозможные гуманитарные умы, входящие в состав оргкомитетов по питерскому 300-летию, которое планируется на уровне дипломных работ Института им. Крупской) - сначала Вологда, затем Устюг и уж потом Москва.
По сей день устюжанам, конечно, аукается московская инициатива. Кто платит, тот заказывает музыку. Посему на плакате с проектами дальнейшего развития резиденции Деда Мороза красуется рисунок, который приезжающие из всех городов и весей России дети окрестили как "домик для телепузиков", - ну никак не вяжется этот проект со здешними соснами, с рекой Сухоной, с самим городом, белокаменным, максимум двухэтажным, тихим и прекрасным, скрывающим в своей тишине мощный энергетический потенциал. Российские землепроходцы - Дежнев, Хабаров, рожденные здесь в этой тишине, прорывались в опасные необозримые просторы, и местное кладбище хранит на здешних могильных плитах фамилии людей, принадлежащих к неистребленным устюжским династиям... Святой Прокопий, варяг по происхождению, стал заступником этого города от всех напастей (вот только жаль, что священник, который о нем рассказывал нашей делегации, посетившей прекрасный старинный храм, излишне увлекся модной темой нелюбви к католикам). Так вот, проблемы с РПЦ все же были разрешены. С помощью переговорного процесса удалось установить, что Дед Мороз отнюдь не язычник, а креатура от святого Николая. Что автоматически свело на нет ура-патриотическое противостояние Санта-Клаусу (в переводе тот же святой Николай).
В конце концов, нет худа без добра. Не будь массовиков-затейников в резном тереме, кто бы приехал в этот город, где бабы, как встарь, полощут белье в прорубях Сухоны, где центральная улица города низкоэтажна и тиха, где серебряных дел мастера (на снимке) измысливают невероятной красоты сосуды и украшения...
Но... губернатор Вологодчины Вячеслав Позгалев жалуется: "Идет мальчик, разговаривает по мобильному: "Мама, такой ужас, я хочу в туалет, а пойти некуда..." Ему говорят - да вот кустики, сходи. А он тут же по тому же телефону маме: "Ужас, я же так не могу". Ведь это же кошмар!"
И тем не менее. Сейчас малые города России находят для себя позиционирование. Череповец (язык, честно говоря, уже не повернется назвать его "малым городом") - "порт пяти морей", в пику зажравшейся столице. Каргополь - "город мастеров". А Великий Устюг - "родина Деда Мороза". И, между прочим, по данным Центра стратегических разработок "Северо-Запад", именно в малых городах прекратилась убыль населения - не потому, что рождаемость хорошая, она такая, как везде. А просто подавшиеся в свое время за лучшей долей люди возвращаются домой: от добра добра не ищут, а дома и стены помогают. К слову, недостаток гостиниц в Великом Устюге дал возможность местным жителям заработать - берут задорого на постой. В сезон - декабрь-январь - цена койкоместа в частном доме доходит до полутора тысяч рублей в сутки.
СВЕТЛАНА ГАВРИЛИНА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+4
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+5
Умеренный дождь