Культура
ПОД ЗНАКОМ АНДЖЕЯ ВАЙДЫ
05 апреля
В Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского открыта выставка "Достоевский. Театр совести" - "Бесы", "Идиот", "Преступление и наказание" в театральных, кинематографических, телевизионных постановках Анджея Вайды и сценографии Кристины Захватович" из личного архива режиссера. Все материалы выставки переданы нашему городу. Музей - инициатор приезда, сюда и первый визит, и еще один подарок - написанный самим режиссером портрет Достоевского.
Вклад А. Вайды в искусство и культуру ХХ столетия трудно переоценить. 45 фильмов, 50 спектаклей, открытие таких актерских имен, как Збигнев Цибульский, Даниэль Ольбрыхский, Кристина Янда... Явление миру уникального японского актера Тамасабуро Бандо в ролях Настасьи Филипповны и Мышкина в фильме "Настасья" по роману "Идиот". Последняя роль представителя знаменитой актерской династии Англии Джона Гилгуда в фильме "Дирижер". Грандиозная духовная и просветительская работа - создание в Польше Музея искусства и ремесел Японии, проект и строительство Панорамы варшавского восстания как реквием поколению, многие из которого, "если бы остались живы, могли бы сейчас сидеть здесь на моем месте"; как о незатихающей боли скажет Анджей Вайда о событии почти 60-летней давности.
За несколько дней в Петербурге: встречи в Театральной академии, в театре "Балтийский дом", в Доме актера, пресс-конференции, индивидуальные интервью, просмотры спектаклей. В числе счастливых участников мастер-классов актриса Марина Солопченко: "У него невероятно сильная энергетика, он очень-очень молод". Чтобы представить книгу Анджея Вайды все с тем же названием "Достоевский. Театр совести", прервав съемки, в Дом актера приехал Алексей Герман: "Вайда - один из немногих, кто имеет право говорить и о Достоевском, и о совести, потому что сам прожил жизнь не просто как талантливый человек, но именно по совести, - это художник нашего времени, к которому необходимо прислушиваться". Из Москвы приехала известный российский киновед Ирина Рубанова. Они знакомы с 1965 года, но, говоря о Вайде сегодня, она по-прежнему волнуется: "Это художник-классик, это человек-титан. Во времена, когда из нашего лексикона напрочь вычеркнуты слова "совесть" и "стыд", перед нами человек, который каким-то чудом не расставался с этими понятиями никогда".
...Все случилось так, как пишет Вайда в своей книге - "...в эти дни сцена и жизнь опасно приблизились друг к другу", а на встрече иронично заметит: "Я был бы человеком без совести, если бы принимал эти панегирики только на свой счет".
НЕЛЛИ БРОДСКАЯ, фото ИРИНЫ ТЕРЕШЕНКОВОЙ
Вклад А. Вайды в искусство и культуру ХХ столетия трудно переоценить. 45 фильмов, 50 спектаклей, открытие таких актерских имен, как Збигнев Цибульский, Даниэль Ольбрыхский, Кристина Янда... Явление миру уникального японского актера Тамасабуро Бандо в ролях Настасьи Филипповны и Мышкина в фильме "Настасья" по роману "Идиот". Последняя роль представителя знаменитой актерской династии Англии Джона Гилгуда в фильме "Дирижер". Грандиозная духовная и просветительская работа - создание в Польше Музея искусства и ремесел Японии, проект и строительство Панорамы варшавского восстания как реквием поколению, многие из которого, "если бы остались живы, могли бы сейчас сидеть здесь на моем месте"; как о незатихающей боли скажет Анджей Вайда о событии почти 60-летней давности.
За несколько дней в Петербурге: встречи в Театральной академии, в театре "Балтийский дом", в Доме актера, пресс-конференции, индивидуальные интервью, просмотры спектаклей. В числе счастливых участников мастер-классов актриса Марина Солопченко: "У него невероятно сильная энергетика, он очень-очень молод". Чтобы представить книгу Анджея Вайды все с тем же названием "Достоевский. Театр совести", прервав съемки, в Дом актера приехал Алексей Герман: "Вайда - один из немногих, кто имеет право говорить и о Достоевском, и о совести, потому что сам прожил жизнь не просто как талантливый человек, но именно по совести, - это художник нашего времени, к которому необходимо прислушиваться". Из Москвы приехала известный российский киновед Ирина Рубанова. Они знакомы с 1965 года, но, говоря о Вайде сегодня, она по-прежнему волнуется: "Это художник-классик, это человек-титан. Во времена, когда из нашего лексикона напрочь вычеркнуты слова "совесть" и "стыд", перед нами человек, который каким-то чудом не расставался с этими понятиями никогда".
...Все случилось так, как пишет Вайда в своей книге - "...в эти дни сцена и жизнь опасно приблизились друг к другу", а на встрече иронично заметит: "Я был бы человеком без совести, если бы принимал эти панегирики только на свой счет".
НЕЛЛИ БРОДСКАЯ, фото ИРИНЫ ТЕРЕШЕНКОВОЙ