Планета

МЕЧТА ЗВАЛАСЬ "ТИТАНИК"

09 апреля
Масштабы трагедии были ужасны: из 2207 зарегистрированных пассажиров лайнера спаслись лишь 703 человека. Это был мрачноватый пролог наступавшего века науки и техники. Многое в этой трагедии кажется мистически зловещим и полным драматических совпадений.
В 1898 году в Англии выходит в свет роман "Тщета: крушение "Титана", cочиненный экс-морским офицером Морганом Робертсоном. В нем описывалась история создания мощного пассажирского судна, построенного в Великобритании и названного "Титаном". Несмотря на опытную команду и все достижения науки и техники, согласно сюжету романа, пароход апрельской (! - С. И.) ночью врезался в айсберг во время своего первого рейса через океан и затонул, унося на дно жизни около двух тысяч человек. Робертсон ошибся только в одном: в числе будущих жертв "Титаника". Все остальное в романе совпадало - вплоть до деталей описания судна. В конце ХIХ века многие посчитали это не более чем фантастическим вымыслом. Однако предсказание сбылось уже через 14 лет.
Цепь странностей сопровождала появление "Титаника" на свет и его первый старт в трансатлантическое плавание. Так, 31 мая 1911 года, в день его спуска на воду, в Белфасте судно просто-напросто забыли освятить по христианскому обычаю. Уже при переходе из Белфаста в порт приписки Саутгемптон на борту "Титаника" загорелся уголь, но пожар удалось потушить. Утром 10 апреля 1912 года перед самым стартом в первое плавание при выполнении маневра лайнер едва не врезался в борт стоящего у причальной стенки парохода "Нью-Йорк". На "Титанике" уже во время плавания обнаружилось отсутствие морских биноклей и вышла из строя рация, которая заработала лишь за несколько часов до столкновения. И наконец, в спасательные шлюпки самого крупного в мире пассажирского судна могло поместиться при необходимости только 1200 человек, тогда как в плавание из Саутгемптона отправилось на его борту как минимум в два раза больше людей.
В ночь с 14 на 15 апреля море было совершенно спокойным, ночь стояла ясная и безлунная, но впередсмотрящий Фредерик Флит почему-то заметил стремительно приближающийся айсберг слишком поздно. Ледяная глыба прошла впритык к борту, прошив насквозь его подводную часть на протяжении почти ста метров.
Гибель "Титаника" потрясла человечество настолько, что оно попыталось почти сразу же осмыслить произошедшее с помощью искусства. Первая киноверсия трагедии появилась спустя месяц после катастрофы. Это была десятиминутная лента Этьена Арно "Спасенные с "Титаника". Автором сценария и исполнительницей главной роли выступила актриса Дороти Гибсон, которая чудом спаслась с потонувшего лайнера. Спустя три месяца появляется игровой получасовой немецкий фильм "В ночи и во льдах". Последующее плавание "Титаника" из картины в картину, по страницам литературных произведений продолжается до сих пор. Гибель "Титаника" становится прологом сюжета в романе Даниэль Стил "Сильнее любви не бывает". На борту лайнера происходит и действие фантастического романа Джека Финни "Время от времени". Фильмы ставились в Дании, Англии, США, Испании, Германии, Италии. На Бродвее в начале 90-х годов появляется мюзикл драматурга Питера Стоуна и композитора Маури Йестона "Титаник", впоследствии признанный лучшей музыкальной постановкой года и получивший сразу пять высших театральных премий "Тони". И наконец, финал ХХ столетия принес человечеству самую знаменитую киноверсию гибели "Титаника" в виде трехчасового полотна Джеймса Камерона, удостоенного 11 "Оскаров".
В начале прошлого века человек почувствовал себя хозяином на планете, самонадеянно уповав на мощь техники и эффектную изобретательность инженерной мысли. В ажиотаже самоуверенности homo sapiens замахнулся на морскую стихию, и она нанесла ему ответный удар, послав навстречу самому большому судну черный айсберг. Как не вспомнить античный рок, предсказавший судьбу лайнера уже в его имени. Ведь именно титаны, дети богини Геи, олицетворяли слепые, агрессивные силы природы. Их попытка подчинить себе мир закончилась изгнанием с Олимпа в глубинные недра Земли.
В Атлантическом океане на глубине 3800 метров покоятся останки самой амбициозной мечты человечества со времен строительства Вавилонской башни. После той трагической апрельской ночи 1912 года не однажды человечество становилось свидетелем еще более ужасных катастроф, уносивших тысячи и тысячи человеческих жизней. Таковой оказалась плата за технический и научный прогресс. "Титаник" в сем печальном ряду оказался первым и открыл список самых грандиозных потерь века. Этот список, а вместе с ним и ХХ век был завершен утром 11 сентября 2001 года в тот момент, когда чудо инженерной мысли и высоких технологий - авиалайнер "Боинг", ведомый человеческой рукой, врезался в башню Всемирного торгового центра. Увы! За те 90 лет, что минули со дня гибели самого комфортного корабля, человечество мало чему научилось и также беспечно ведет себя в отношении возможных угроз, фобий, опасностей. Конечно, можно крикнуть на весь белый свет: "Я - король мира!", как сделал герой Леонардо ди Каприо в "Титанике" Джеймса Камерона. Только надо обязательно знать, что где-то за поворотом может оказаться тот самый айсберг, от которого уже не спасешься.
СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.78
0.234 (-0.25%)
Курс Евро
98.03
0.692 (-0.71%)
Погода
Сегодня,
30 апреля
вторник
+12
Слабый дождь
01 май
среда
+11
Ясно
02 май
четверг
+10
Облачно