Город

ЮБИЛЕЙ В ПЕРШПЕКТИВЕ, ИЛИ НАЗАД В БУДУЩЕЕ ПО НЕВСКОМУ ПРОСПЕКТУ

10 апреля
По обе стороны от упавшего времени - прошлое и будущее "Большой першпективы". Позади 22 тысячи метров вымощенной поверхности - узор из серого и красного гранита, растянувшийся на 1,5 километра. А за ней - угрюмая асфальтовая протяженность, испещренная трещинами, ямами и выбоинами. Между ними перекинут мост. Кажется, что не Фонтанка под ним, а Рубикон - тот, который нам никак не перейти. Или тот, что уже упирается глухой стеной в спину?
"Накануне трехсотлетия северной столицы многие памятники архитектуры оделись в леса. Но уже совсем скоро помолодевшими предстанут они перед горожанами и гостями нашего города" - цитата в одной из многочисленных "предпраздничных" брошюр.
Слышали когда-нибудь о завершенном будущем времени? Бьюсь об заклад, что в школе такого не проходили. А меж тем вот оно, завершенное будущее. "Накануне... оделись... предстанут..." - трехчленная формула, которую как заклинание повторяют в Комитете-300. Завтра уже сегодня - уверенность хлещет через край. Это и радует, и пугает.
Радует потому, что налицо перемены - мы явно куда-то движемся, и уже от этого появляется надежда. Но стоит поднять глаза... взглянуть вперед... и от былой торжественности юбилейного марша не остается и следа. Разом сбивается дыхание, переходишь на шаг, а потом и вовсе останавливаешься. Замираешь: спешить, оказывается, некуда.
"Как так? - спросите: - Трехсотлетие на пороге, дорог каждый день, а то и каждая минута - необходимо выжать весь "праздничный" ресурс, благоустроить все, что только можно, освоить деньги и реализовать планы - в общем, использовать благоприятную ситуацию на всю катушку..."
"Что ж, - зевну в ответ. - Наверное, это действительно необходимо. Вот только вам-то от этого лучше не станет..."
Сомневаетесь?
Ой, и правда, чего это мы такую печаль развели? К чему хандра, когда весна на дворе, а на небе - солнышко? Светит, милое, город отогревает. Вот хорошо с утра - глянешь в окошко, а там лучики на черных от вековой грязи стенах: красиво до жути, никакой такой реставрации и не надо. То же самое - в сотнях других дворов исторического центра. Весна - она для всех одна, ласковая, светлая и ветреная - для разбитых улиц и улочек Петроградской стороны, дырявых крыш Адмиралтейского района, засыпанных мусором "колодцев" Центрального, осыпающихся фасадов Василеостровского и всего прочего - настоящего - города. Встает солнышко над Петербургом - и внутри от того хорошеет.
И к чему грустим? Снег сам собой растает, слякоть и грязь испарятся, мусор как-нибудь выпреет, распадется на крохи, ну а крохи дождутся дворников. Маляры на стены, конечно, не заберутся, канализацию по-прежнему будет рвать, а топить интенсивно начнут в конце мая - но это ничего, так давно повелось и вроде как положено. Зато весна, тепло и Юбилей на носу.
Ю-БИ-ЛЕЙ! Даже птицы нынче раньше прилетели - чувствуют, верно, что Праздник грядет. Всем праздникам праздник - чуют пернатые и весело над оживающей землей порхают. Над благоустроенной Малой Садовой, над новыми окрестными памятниками (садиться, правда, боятся - уж больно страшные), от Гостиного к Апрашке (тут вовсе не сесть - сплошная автомобильная пробка), над развороченными просторами Сенной, над сведенными, как скулы от боли, ремонтирующимися мостами.
Порхают взад-вперед пичуги, несут на крылышках добрые вести. То голодному бомжу, что под вокзальной стеной живет, на ушко о Юбилее прошепчут (выгонят вас, чумазые, за город, чтобы правильных людей не пугали), то к беспризорнику немытому на чердак залетят погостить (а тебя, ребятеночек безродный, в дом счастливого детства отправят). Есть и те, что на карнизы у окон начальственных кабинетов приземляются - головкой прижмутся к стеклышку и о новых праздничных планах подслушивают. Чтоб потом нам, всем остальным, доложить.
Хотя, наверное, и подслушивать нечего. Достаточно выучить одно словцо и чирикать его с небесной высоты - как можно громче, раскатистей, в унисон с радио, газетой и телевизором.
"БУДЕТ! БУДЕТ! БУДЕТ!"
Что будет? Все! Ну, то есть, метро отремонтируют, пару помятых площадей реставрацией отутюжат, десяток улиц выбелят и вылижут до неузнаваемости. Домов сотенку выкрасят, может, и в подъезды тамошние заглянут - вычистят так, что даже вонять не будет. Потом на всю эту красоту президентов всех стран позовут посмотреть. И нас с вами не забудут: проведут гурьбою по парадным проспектам на грандиозный пир - по усам потечет, в рот попадет... И пойдем хороводами вокруг столба с Ангелом: славься, хранитель, ровно три века город берег.
А после... А после этого вновь забулькаем обиженно со дна невских болот - по ЖЭКам да РЖА побежим с жалобами на нерадивых дворников, холодные трубы и сточные воды в подвале - в общем, вспомним о настоящем городе...
До новой весны...
Кажется, что само время не выдержало темпов юбилейной гонки - рвануло от Зимнего, пронеслось вихрем по половине проспекта, споткнулось и растянулось на Аничковом мосту. По обе стороны от него - Невский.
Вот одно из немногих мест, где Юбилей можно увидеть и даже потрогать. Пройтись по нему - порадоваться не парадной, срочно наведенной "по случаю", - а реальной красоте. Но только - до Фонтанки. А дальше...
Впрочем, мало кто сомневается, что будет дальше. Гранитная волна рано или поздно омоет весь Невский. Хотелось бы побыстрее. Потому как сегодня главная улица города напоминает героя, гордо носящего звучное имя и тушующегося при упоминании простецкого, деревенского отчества. Стоит наш Арнольд Поликарпович в гранитном пиджаке и асфальтовых лаптях - то ли денег на новую обувку не хватило, то ли смекалки...
АНДРЕЙ МИЛКИН, фото ВИТАЛИЯ СУТУЛОВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь