Культура
ДОЛГОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ КЭВИНА СПЕЙСИ
11 апреля
После просмотра фильма публика старательно сравнивала его с "Красотой по-американски", за которую Спейси получил своего второго "Оскара" в 2000 году. Первую золотую статуэтку ему вручили как лучшему исполнителю роли второго планав психологической драме Брайана Сингера "Обычные подозреваемые" четырьмя годами раньше. До этого были самые разные роли в картинах самых разных режиссеров. В юности была еще и учеба в известной Джулиардской школе драматического искусства, где Спейси постигал тайны лицедейства на пару с Вэлом Килмером. Первый выход на сцену состоялся сразу же после ее окончания в шекспировском "Ричарде Шестом" c единственной репликой: "Я был очень солидной скалой".
На "Берлинале-2002" Кэвин Спейси приехал еще и как продюсер. Он представлял документальную картину "Дядюшка Франк", посвященную судьбе престарелого рокера. А еще выяснилось, что Спейси успел попробовать себя на ниве кинорежиссуры, дебютировав картиной "Альбино Аллигатор".
- Вы были очень заняты в этом году: продюсировали, снимались сразу в нескольких картинах. Не возникло ли желания отдохнуть, остановиться, оглянуться?
- Действительно, пришлось помимо "Корабельных новостей" сниматься еще в двух картинах: у Яна Софтли в фильме "Планета К-PAX" и у Алана Паркера в картине "Жизнь Дэвида Гейла". Усталость некоторая есть. Поэтому следующие полгода я вряд ли буду сниматься в кино. Может быть, попробую вновь свои силы на сцене в какой-нибудь постановке пьесы Юджина О‘Нила, который всегда приносит мне удачу.
- Ньюфаундленд - не самое приятное место для съемок. Испытывали ли вы трудности?
- Я давно работаю актером, поэтому могу терпеть и неудобства, если того требуют роль и фильм. Ньюфаундленд поразил меня своей необыкновенной суровой и сдержанной красотой. Там и люди такие. Все это вы могли увидеть в "Корабельных новостях", где снималось немало местных жителей. Компания была удивительной, и мы хорошо провели время, особенно когда снимали сцены различных вечеринок. Местные жители не прочь хорошо выпить. И в этом мы с ними очень похожи.
- Ваши занятия продюсированием работ начинающих режиссеров и сценаристов - это бизнес или хобби?
- Мне просто хочется им помочь, пользуясь собственными связями и возможностями, потому что в нынешних экономических условиях молодым постановщикам в Америке крайне трудно получить крупнобюджетный проект. Но если им не помогать, то из них никогда не вырастут большие мастера. Возьмите, например, Брайана Сингера, который начинал с малобюджетных картин, но сумел добиться признания у голливудских продюсеров с "Обычными подозреваемыми". В какой-то степени я забочусь о собственном будущем, помогая молодым. Как это делал в свое время и Джек Леммон.
- Ходят легенды о том, как вы с ним познакомились...
- Эта история обыкновенная по сюжету, но необыкновенная для меня. Мне было 13 лет, когда я стал членом драматической труппы на окраинах Лос-Анджелеса. Однажды нас повезли на своеобразную экскурсию на съемочную площадку, где находились Джек Леммон и Уолтер Мэтью. Мне очень хотелось поговорить с Джеком, и я очень нервничал. В конце концов Леммон дал мне автограф, который хранится у меня и по сей день. Как начинающему актеру, мне очень хотелось услышать совет мэтра. Он говорил со мною несколько минут и посоветовал отправиться в Нью-Йорк в том случае, если я действительно хочу стать профессиональным актером. Я хотел и потому последовал его совету. Одиннадцать лет спустя я оказался на Бродвее играющим вместе с Джеком Леммоном в постановке "Долгое путешествие в ночи" Юджина О‘Нила. Во время одного из спектаклей я напомнил ему о его совете. Джек положил мне руку на плечо и сказал: "Ну, вот видишь! Значит, ты не зря совершил свое путешествие!"
Мы с ним еще трижды встречались в кино. Он пригласил меня в картину Дэвида Мэммета "Гленгерри Глен Росс", где я играл с ним и с Аль Пачино. Помощь Леммона была уникальной. Мне просто повезло, что он так часто встречался на моем актерском пути. С точки зрения профессии отношение его ко мне было невероятным. Я у Леммона многому научился.
- Однако Джек Леммон славился еще и тем, что играл комедийные роли. Вам никогда не хотелось сыграть в комедии?
- А вы считаете, что у меня есть для этого данные?
- Так многие считают. Во всяком случае, в комедии "Рефери" вы были неподражаемы, а Джуди Дэвис жаловалась, что постоянно "раскалывалась" из-за ваших розыгрышей...
- Это было уже восемь лет назад. Да и "Оскаров" мне давали не за комедийные роли. Мне кажется, что найти хороший комедийный сценарий очень трудно. Для этого необходимо уникальное чутье.
- А Гамлета не хотите сыграть?
- Шекспира я люблю как драматурга. У него есть немало привлекающих меня характеров. В принципе я могу сыграть Гамлета, но, мне кажется, я немного для него староват.
- Ваш герой, чтобы изменить жизнь и избежать дальнейших неудач, отправился за тридевять земель. Как переживаете неудачи вы?
- По-разному. Все зависит от того, что это за неудача. Если что-то не ладится в работе, я стараюсь сыграть сцену или эпизод заново. Если же что-то не удается в жизни, то, по-моему, надо просто сделать паузу, сесть, подумать и... выбрать другой путь.
- В "Красоте по-американски" ваш герой был несчастлив в любви. В "Корабельных новостях", наоборот, обретает жажду жизни благодаря любви. Какими будут отношения с женщинами в следующей картине?
- Какой же актер может сказать, когда он в очередной раз будет играть влюбленного героя. Пока подобное занятие в мои планы не входит. Но то, что я сыграл на экране и на сцене - я имею в виду отношения с женщинами, - мне понравилось. Особенно наша любовная сцена с Кэйт Бланшетт, играющей в "Корабельных новостях" мою непутевую жену. Кэйт выглядела просто изумительно, я даже не сразу узнал ее на съемочной площадке. Сейчас (Бланшетт находилась рядом со Спейси. - С. И.) она еще более прекрасна. Так и хочется ее поцеловать!
...Что и было сделано. Прямо в присутствии десятков журналистов. Кэвин чувствовал себя абсолютно свободно и естественно, не изображая из себя звезду. Вечером, когда он появился на гала-премьере "Корабельных новостей", со сцены прозвучала ироничная речь актера, приветствующая публику. "По-немецки я знаю одну-единственную фразу", - признался Кэвин Спейси. Зал замер в ожидании продолжения. "Где здесь ближайшая пивнушка?" - продолжил спич Кейси, сорвав гром аплодисментов.
Автор выражает искреннюю признательность туристической компании "СОЛВЕКС-ТУРНЕ" за предоставленную возможность стать участником и очевидцем "Берлинале-2002".
СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО, Берлин - Санкт-Петербург
На "Берлинале-2002" Кэвин Спейси приехал еще и как продюсер. Он представлял документальную картину "Дядюшка Франк", посвященную судьбе престарелого рокера. А еще выяснилось, что Спейси успел попробовать себя на ниве кинорежиссуры, дебютировав картиной "Альбино Аллигатор".
- Вы были очень заняты в этом году: продюсировали, снимались сразу в нескольких картинах. Не возникло ли желания отдохнуть, остановиться, оглянуться?
- Действительно, пришлось помимо "Корабельных новостей" сниматься еще в двух картинах: у Яна Софтли в фильме "Планета К-PAX" и у Алана Паркера в картине "Жизнь Дэвида Гейла". Усталость некоторая есть. Поэтому следующие полгода я вряд ли буду сниматься в кино. Может быть, попробую вновь свои силы на сцене в какой-нибудь постановке пьесы Юджина О‘Нила, который всегда приносит мне удачу.
- Ньюфаундленд - не самое приятное место для съемок. Испытывали ли вы трудности?
- Я давно работаю актером, поэтому могу терпеть и неудобства, если того требуют роль и фильм. Ньюфаундленд поразил меня своей необыкновенной суровой и сдержанной красотой. Там и люди такие. Все это вы могли увидеть в "Корабельных новостях", где снималось немало местных жителей. Компания была удивительной, и мы хорошо провели время, особенно когда снимали сцены различных вечеринок. Местные жители не прочь хорошо выпить. И в этом мы с ними очень похожи.
- Ваши занятия продюсированием работ начинающих режиссеров и сценаристов - это бизнес или хобби?
- Мне просто хочется им помочь, пользуясь собственными связями и возможностями, потому что в нынешних экономических условиях молодым постановщикам в Америке крайне трудно получить крупнобюджетный проект. Но если им не помогать, то из них никогда не вырастут большие мастера. Возьмите, например, Брайана Сингера, который начинал с малобюджетных картин, но сумел добиться признания у голливудских продюсеров с "Обычными подозреваемыми". В какой-то степени я забочусь о собственном будущем, помогая молодым. Как это делал в свое время и Джек Леммон.
- Ходят легенды о том, как вы с ним познакомились...
- Эта история обыкновенная по сюжету, но необыкновенная для меня. Мне было 13 лет, когда я стал членом драматической труппы на окраинах Лос-Анджелеса. Однажды нас повезли на своеобразную экскурсию на съемочную площадку, где находились Джек Леммон и Уолтер Мэтью. Мне очень хотелось поговорить с Джеком, и я очень нервничал. В конце концов Леммон дал мне автограф, который хранится у меня и по сей день. Как начинающему актеру, мне очень хотелось услышать совет мэтра. Он говорил со мною несколько минут и посоветовал отправиться в Нью-Йорк в том случае, если я действительно хочу стать профессиональным актером. Я хотел и потому последовал его совету. Одиннадцать лет спустя я оказался на Бродвее играющим вместе с Джеком Леммоном в постановке "Долгое путешествие в ночи" Юджина О‘Нила. Во время одного из спектаклей я напомнил ему о его совете. Джек положил мне руку на плечо и сказал: "Ну, вот видишь! Значит, ты не зря совершил свое путешествие!"
Мы с ним еще трижды встречались в кино. Он пригласил меня в картину Дэвида Мэммета "Гленгерри Глен Росс", где я играл с ним и с Аль Пачино. Помощь Леммона была уникальной. Мне просто повезло, что он так часто встречался на моем актерском пути. С точки зрения профессии отношение его ко мне было невероятным. Я у Леммона многому научился.
- Однако Джек Леммон славился еще и тем, что играл комедийные роли. Вам никогда не хотелось сыграть в комедии?
- А вы считаете, что у меня есть для этого данные?
- Так многие считают. Во всяком случае, в комедии "Рефери" вы были неподражаемы, а Джуди Дэвис жаловалась, что постоянно "раскалывалась" из-за ваших розыгрышей...
- Это было уже восемь лет назад. Да и "Оскаров" мне давали не за комедийные роли. Мне кажется, что найти хороший комедийный сценарий очень трудно. Для этого необходимо уникальное чутье.
- А Гамлета не хотите сыграть?
- Шекспира я люблю как драматурга. У него есть немало привлекающих меня характеров. В принципе я могу сыграть Гамлета, но, мне кажется, я немного для него староват.
- Ваш герой, чтобы изменить жизнь и избежать дальнейших неудач, отправился за тридевять земель. Как переживаете неудачи вы?
- По-разному. Все зависит от того, что это за неудача. Если что-то не ладится в работе, я стараюсь сыграть сцену или эпизод заново. Если же что-то не удается в жизни, то, по-моему, надо просто сделать паузу, сесть, подумать и... выбрать другой путь.
- В "Красоте по-американски" ваш герой был несчастлив в любви. В "Корабельных новостях", наоборот, обретает жажду жизни благодаря любви. Какими будут отношения с женщинами в следующей картине?
- Какой же актер может сказать, когда он в очередной раз будет играть влюбленного героя. Пока подобное занятие в мои планы не входит. Но то, что я сыграл на экране и на сцене - я имею в виду отношения с женщинами, - мне понравилось. Особенно наша любовная сцена с Кэйт Бланшетт, играющей в "Корабельных новостях" мою непутевую жену. Кэйт выглядела просто изумительно, я даже не сразу узнал ее на съемочной площадке. Сейчас (Бланшетт находилась рядом со Спейси. - С. И.) она еще более прекрасна. Так и хочется ее поцеловать!
...Что и было сделано. Прямо в присутствии десятков журналистов. Кэвин чувствовал себя абсолютно свободно и естественно, не изображая из себя звезду. Вечером, когда он появился на гала-премьере "Корабельных новостей", со сцены прозвучала ироничная речь актера, приветствующая публику. "По-немецки я знаю одну-единственную фразу", - признался Кэвин Спейси. Зал замер в ожидании продолжения. "Где здесь ближайшая пивнушка?" - продолжил спич Кейси, сорвав гром аплодисментов.
Автор выражает искреннюю признательность туристической компании "СОЛВЕКС-ТУРНЕ" за предоставленную возможность стать участником и очевидцем "Берлинале-2002".
СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО, Берлин - Санкт-Петербург