Общество
ВОРОНЕЖСКИЙ ПРОТЕСТ
19 апреля
Воронежский протест примечателен сразу несколькими особенностями. Прежде всего это жесткие требования митингующих - отставка губернатора и мэра, резкая критика в адрес правительства и президента. Разумеется, местные власти устроили "перепасовку", сваливая вину за рост тарифов на федеральный центр. Симптоматична массовость акции - по самым скромным подсчетам в ней приняло участие не менее 7 тыс. человек, а по максимальным - около 20 тыс. Даже для Москвы такая цифра по нынешним временам была бы весьма солидной, не говоря уже о Воронеже.
Воронежский протест показал, что повышение тарифов (а именно с ним в основном связывает население реформу ЖКХ) не просто болезненно воспринимается населением, а способно подвигнуть его на радикальные действия, пока что обращенные против местной власти. И дело не только в цифрах роста платы за квартиру и коммунальные услуги. Разрушается одно из самых важных и привычных наследий социализма - высокие жилищные дотации, которые позволяют удерживать платы за жилье на относительно низком уровне. И если квартира никогда не была для советского человека "крепостью" в британском стиле, то он хотя бы мог рассчитывать на то, что его из нее не выселят. Сейчас эта надежда для достаточно широких слоев населения становится эфемерной. Более того, именно квартира считалась заработанной по праву многолетними трудами ключевой частью системы социальных благ, за которую немыслимо еще и много платить каждый месяц (отсюда и символический характер квартплаты в советское время).
При этом под удар подпадают как пенсионеры, оставшиеся жить в квартирах большой площади, так и более или менее адаптировавшиеся к рыночным условиям люди, чьи доходы немного превышают уровень, начиная с которого граждане должны платить "по полной программе".
Неудивительно, что Борис Ельцин так и не решился "прикоснуться" к сфере ЖКХ. Точно так же, как и ко многим другим "болевым точкам", которые достались в наследство Владимиру Путину. Сейчас популярный президент решился затронуть некоторые из них, ликвидируя ставшие привычными льготы, не только "смягчавшие" вхождение в рынок для значительной части населения, но и олицетворявшие собой "базовые" принципы советского патернализма. Отменена жилищная льгота для военнослужащих и военных пенсионеров - в армии начался ропот. Введен НДС на лекарства - проблему пришлось "гасить" внеочередным повышением пенсий. НДС на книги существенно увеличил их стоимость, что немаловажно для "самой читающей" страны. Однако все эти проблемы несопоставимы по своей социальной цене с реформой ЖКХ. Не случайно федеральный центр устами Германа Грефа отказался от публичного "подстегивания" реформы, что, впрочем, не уменьшило темпов роста тарифов в регионах.
В то же время у власти есть свои аргументы в пользу реформы ЖКХ - главный из них заключается в опасности в обозримом будущем техногенной катастрофы из-за отсутствия инвестиций в отрасль. Системы жизнеобеспечения не обновлялись 10 - 15 лет, что может привести к драматическим последствиям. "Мы идем по горящему мосту, и назад дороги нет", - сказал недавно о реформе ЖКХ один из региональных руководителей отрасли. Кроме того, местные власти не в состоянии дотировать даже на нынешнем уровне систему ЖКХ - им бы разобраться с проблемой выплат повышенных зарплат бюджетникам.
Поэтому без реформы не обойтись, равно как и общественного недовольства не избежать. Разница только в политическом решении о времени ее проведения - пока ее "растягивают" до 2008 года, однако пресловутое отсутствие денег может ускорить темпы роста тарифов (что и произошло в Воронеже). Но если непопулярные меры неизбежны, то как от федеральных, так и от местных властей зависит, чтобы второе издание "шокотерапии" было проведено с как можно большим количеством амортизаторов. А это зависит как от центра, так и от регионов.
Вице-премьер Валентина Матвиенко по горячим следам воронежских событий заявила, что местные власти вовремя не отработали систему выдачи жилищных субсидий и не уделили должного внимания информированию населения. Видимо, определенный резон в этом есть. Имеется же пример Нижегородской области, в которой реформу ЖКХ начали с большей осторожностью, причем не ограничиваясь одиозным повышением тарифов ради "затыкания дыр". Начали реформу с пилотного проекта. Завершается создание областной информационной системы, которая сделает прозрачными финансовые потоки отрасли, в которую начинают приходить инвесторы. В областных СМИ проблема ЖКХ является одной из основных, местные чиновники активно разъясняют гражданам их права.
Разумеется, нижегородцы не в восторге от реформы - особенно те группы населения, которые, как говорилось выше, имеют доход чуть выше среднего. Но разумное поведение власти проводит к тому, что люди не выходят на улицы с радикальными призывами, не ощущают себя в отличие от воронежцев брошенными на произвол судьбы. Выбор модели проведения реформы зависит от разумности поведения региональных начальников, а также от того, насколько федеральная власть окажется способна регулировать этот взрывоопасный процесс.
ИГОРЬ БУНИН, генеральный директор Центра политических технологий
Воронежский протест показал, что повышение тарифов (а именно с ним в основном связывает население реформу ЖКХ) не просто болезненно воспринимается населением, а способно подвигнуть его на радикальные действия, пока что обращенные против местной власти. И дело не только в цифрах роста платы за квартиру и коммунальные услуги. Разрушается одно из самых важных и привычных наследий социализма - высокие жилищные дотации, которые позволяют удерживать платы за жилье на относительно низком уровне. И если квартира никогда не была для советского человека "крепостью" в британском стиле, то он хотя бы мог рассчитывать на то, что его из нее не выселят. Сейчас эта надежда для достаточно широких слоев населения становится эфемерной. Более того, именно квартира считалась заработанной по праву многолетними трудами ключевой частью системы социальных благ, за которую немыслимо еще и много платить каждый месяц (отсюда и символический характер квартплаты в советское время).
При этом под удар подпадают как пенсионеры, оставшиеся жить в квартирах большой площади, так и более или менее адаптировавшиеся к рыночным условиям люди, чьи доходы немного превышают уровень, начиная с которого граждане должны платить "по полной программе".
Неудивительно, что Борис Ельцин так и не решился "прикоснуться" к сфере ЖКХ. Точно так же, как и ко многим другим "болевым точкам", которые достались в наследство Владимиру Путину. Сейчас популярный президент решился затронуть некоторые из них, ликвидируя ставшие привычными льготы, не только "смягчавшие" вхождение в рынок для значительной части населения, но и олицетворявшие собой "базовые" принципы советского патернализма. Отменена жилищная льгота для военнослужащих и военных пенсионеров - в армии начался ропот. Введен НДС на лекарства - проблему пришлось "гасить" внеочередным повышением пенсий. НДС на книги существенно увеличил их стоимость, что немаловажно для "самой читающей" страны. Однако все эти проблемы несопоставимы по своей социальной цене с реформой ЖКХ. Не случайно федеральный центр устами Германа Грефа отказался от публичного "подстегивания" реформы, что, впрочем, не уменьшило темпов роста тарифов в регионах.
В то же время у власти есть свои аргументы в пользу реформы ЖКХ - главный из них заключается в опасности в обозримом будущем техногенной катастрофы из-за отсутствия инвестиций в отрасль. Системы жизнеобеспечения не обновлялись 10 - 15 лет, что может привести к драматическим последствиям. "Мы идем по горящему мосту, и назад дороги нет", - сказал недавно о реформе ЖКХ один из региональных руководителей отрасли. Кроме того, местные власти не в состоянии дотировать даже на нынешнем уровне систему ЖКХ - им бы разобраться с проблемой выплат повышенных зарплат бюджетникам.
Поэтому без реформы не обойтись, равно как и общественного недовольства не избежать. Разница только в политическом решении о времени ее проведения - пока ее "растягивают" до 2008 года, однако пресловутое отсутствие денег может ускорить темпы роста тарифов (что и произошло в Воронеже). Но если непопулярные меры неизбежны, то как от федеральных, так и от местных властей зависит, чтобы второе издание "шокотерапии" было проведено с как можно большим количеством амортизаторов. А это зависит как от центра, так и от регионов.
Вице-премьер Валентина Матвиенко по горячим следам воронежских событий заявила, что местные власти вовремя не отработали систему выдачи жилищных субсидий и не уделили должного внимания информированию населения. Видимо, определенный резон в этом есть. Имеется же пример Нижегородской области, в которой реформу ЖКХ начали с большей осторожностью, причем не ограничиваясь одиозным повышением тарифов ради "затыкания дыр". Начали реформу с пилотного проекта. Завершается создание областной информационной системы, которая сделает прозрачными финансовые потоки отрасли, в которую начинают приходить инвесторы. В областных СМИ проблема ЖКХ является одной из основных, местные чиновники активно разъясняют гражданам их права.
Разумеется, нижегородцы не в восторге от реформы - особенно те группы населения, которые, как говорилось выше, имеют доход чуть выше среднего. Но разумное поведение власти проводит к тому, что люди не выходят на улицы с радикальными призывами, не ощущают себя в отличие от воронежцев брошенными на произвол судьбы. Выбор модели проведения реформы зависит от разумности поведения региональных начальников, а также от того, насколько федеральная власть окажется способна регулировать этот взрывоопасный процесс.
ИГОРЬ БУНИН, генеральный директор Центра политических технологий