Город
ГОРОД НАЧИНАЕТСЯ ВО ДВОРЕ
20 апреля
Поэтому поговорим, во-первых, о напасти, вызванной нашей петербургской оттепельной зимой. Речь идет о тысячах (десятках тысяч?) тонн песка, которыми обильно посыпают несчастную культурную столицу который год подряд. Эта проблема вроде бы уже давно осознана специалистами, однако наступает долгожданная весна, и, вместо того чтобы подставлять лицо солнцу, приходится следить за направлением ветра и оценивать возможность возникновения пыльной бури на пути своего следования или во время стояния на остановке. Необходимо, наконец, прекратить использование песка для борьбы с гололедом, найдя альтернативное решение, для чего следует интенсифицировать научные исследования по соответствующей тематике, использовать зарубежный (скандинавский, канадский) опыт.
Вторая проблема возникла давно, но особое звучание получила в последнее десятилетие - это исчезающие газоны. Посмотрите, что делается с ними в районах массовой застройки, куда в последние 40 лет переселилась подавляющая часть петербуржцев; где та зелененькая травка, которая должна радовать нас после длинного грязного осенне-зимнего периода? Отсутствие ее приводит к тому, что подсохшая под апрельским солнцем земля, смешанная с посыпанным зимой песком, под порывами даже несильного ветра взмывает вверх на десятки метров, увлекая за собой полиэтиленовые пакеты и обертки из-под мороженого и чипсов.
Наверное, на макетах архитекторов и специалистов по дворовому дизайну все выглядит красиво - нарядные домики, зеленые прямоугольные газончики, кустарники, деревца, ровные дорожки... Но ведь накопленный десятилетиями опыт показал, что люди ходят не там, где наметили на картах, а там, где удобнее и быстрее. И не надо их в этом винить, напротив - следует предугадывать их будущие тропы еще в процессе планировки того или иного микрорайона. Естественно, это не всегда возможно сделать сразу (например, по вполне объективным причинам - торгового центра, павильона, автостоянки раньше просто не было), значит, надо учесть их появление впоследствии, обеспечив создание новых асфальтированных (мощеных) дорог и подъездных путей, причем за счет хозяина нового объекта, оговорив обустройство прилегающей территории условием начала его работы - вот и источник денег.
Другая причина заключается в том, что наши газоны почти никак не огорожены. Отсюда и непреодолимое у многих людей желание чуть-чуть сократить маршрут, пройдя по газону, - сто раз прошли, а его уже и нет, остался вытоптанный грунт. Поэтому, помимо необходимости, как уже отмечалось выше, рационального конструирования пешеходных дорожек, их надо обязательно огораживать. Надобность в этом имеет и еще одно объяснение - зимой газоны засыпаны снегом и не видны. Тут уж все идут (и едут) куда и как угодно, не задумываясь о том, что находится под снегом. Вспомним наш прошлый опыт - раньше газоны огораживались (в некоторых дворах можно увидеть остатки железобетонных заборчиков). Такой подход надо возрождать. Инициативу должны проявить местные муниципальные органы, для дополнительного финансирования надо искать спонсоров - в первую очередь находящиеся в микрорайонах фирмы. Думаю, что вполне возможна и разовая помощь самих горожан. Этому будет способствовать и быстрое выполнение самих работ, ведь они совсем не сложные и не такие уж дорогостоящие.
Решение этого вопроса имеет прямую связь с целой вереницей проблем, вызванных небывалыми темпами роста числа личных автомобилей в городе. Это ужасное состояние внутридомовых дорог, их разбитость, как следствие - огромные лужи, узость самих дорог и нехватка мест для вечерней парковки машин, зачастую решаемая за счет того же многострадального газона. Решать эти проблемы можно только комплексно - постепенно, шаг за шагом (квартал за кварталом), реконструируя внутридомовые территории.
Нужно в конце концов учитывать и интересы автовладельцев, которым надо где-то держать свои машины. Строительство многоэтажных паркингов проблему не решит: во всех кварталах их не построишь, да и дорого. Значит, остаются охраняемые автостоянки, а также стихийные парковки у домов (там, где есть место). Отсюда и мое предложение - кое-где на 1-2 метра сократить размер газона, сквера, одновременно огородив (защитив) его, оставшуюся часть присоединить к дороге, заасфальтировав ее.
Это для туристов в первую очередь Санкт-Петербург начинается в историческом центре. Для горожан же город начинается во дворе. И выходя утром на пыльный загаженный двор с разбитыми дорогами, изъезженными колесами автомашин газонами, лающими грязными собаками, мы попадаем в неблагоприятную для здоровья и настроения среду. Но я надеюсь, мы в состоянии раз и навсегда решить проблему благоустройства наших дворов.
ОЛЕГ МОТОВИЛОВ, профессор, читатель "НВ" с десятилетним стажем
Вторая проблема возникла давно, но особое звучание получила в последнее десятилетие - это исчезающие газоны. Посмотрите, что делается с ними в районах массовой застройки, куда в последние 40 лет переселилась подавляющая часть петербуржцев; где та зелененькая травка, которая должна радовать нас после длинного грязного осенне-зимнего периода? Отсутствие ее приводит к тому, что подсохшая под апрельским солнцем земля, смешанная с посыпанным зимой песком, под порывами даже несильного ветра взмывает вверх на десятки метров, увлекая за собой полиэтиленовые пакеты и обертки из-под мороженого и чипсов.
Наверное, на макетах архитекторов и специалистов по дворовому дизайну все выглядит красиво - нарядные домики, зеленые прямоугольные газончики, кустарники, деревца, ровные дорожки... Но ведь накопленный десятилетиями опыт показал, что люди ходят не там, где наметили на картах, а там, где удобнее и быстрее. И не надо их в этом винить, напротив - следует предугадывать их будущие тропы еще в процессе планировки того или иного микрорайона. Естественно, это не всегда возможно сделать сразу (например, по вполне объективным причинам - торгового центра, павильона, автостоянки раньше просто не было), значит, надо учесть их появление впоследствии, обеспечив создание новых асфальтированных (мощеных) дорог и подъездных путей, причем за счет хозяина нового объекта, оговорив обустройство прилегающей территории условием начала его работы - вот и источник денег.
Другая причина заключается в том, что наши газоны почти никак не огорожены. Отсюда и непреодолимое у многих людей желание чуть-чуть сократить маршрут, пройдя по газону, - сто раз прошли, а его уже и нет, остался вытоптанный грунт. Поэтому, помимо необходимости, как уже отмечалось выше, рационального конструирования пешеходных дорожек, их надо обязательно огораживать. Надобность в этом имеет и еще одно объяснение - зимой газоны засыпаны снегом и не видны. Тут уж все идут (и едут) куда и как угодно, не задумываясь о том, что находится под снегом. Вспомним наш прошлый опыт - раньше газоны огораживались (в некоторых дворах можно увидеть остатки железобетонных заборчиков). Такой подход надо возрождать. Инициативу должны проявить местные муниципальные органы, для дополнительного финансирования надо искать спонсоров - в первую очередь находящиеся в микрорайонах фирмы. Думаю, что вполне возможна и разовая помощь самих горожан. Этому будет способствовать и быстрое выполнение самих работ, ведь они совсем не сложные и не такие уж дорогостоящие.
Решение этого вопроса имеет прямую связь с целой вереницей проблем, вызванных небывалыми темпами роста числа личных автомобилей в городе. Это ужасное состояние внутридомовых дорог, их разбитость, как следствие - огромные лужи, узость самих дорог и нехватка мест для вечерней парковки машин, зачастую решаемая за счет того же многострадального газона. Решать эти проблемы можно только комплексно - постепенно, шаг за шагом (квартал за кварталом), реконструируя внутридомовые территории.
Нужно в конце концов учитывать и интересы автовладельцев, которым надо где-то держать свои машины. Строительство многоэтажных паркингов проблему не решит: во всех кварталах их не построишь, да и дорого. Значит, остаются охраняемые автостоянки, а также стихийные парковки у домов (там, где есть место). Отсюда и мое предложение - кое-где на 1-2 метра сократить размер газона, сквера, одновременно огородив (защитив) его, оставшуюся часть присоединить к дороге, заасфальтировав ее.
Это для туристов в первую очередь Санкт-Петербург начинается в историческом центре. Для горожан же город начинается во дворе. И выходя утром на пыльный загаженный двор с разбитыми дорогами, изъезженными колесами автомашин газонами, лающими грязными собаками, мы попадаем в неблагоприятную для здоровья и настроения среду. Но я надеюсь, мы в состоянии раз и навсегда решить проблему благоустройства наших дворов.
ОЛЕГ МОТОВИЛОВ, профессор, читатель "НВ" с десятилетним стажем