Северо-Запад
ЛОДЕЙНОМУ ПОЛЮ - 300 ЛЕТ
20 апреля
Результатом подобного недомыслия и является сегодня жизнь в городе Лодейное Поле, в городе с невероятно романтическим названием, с древней историей и - увы - устойчивой славой дотационного района Ленинградской области.
Ехать сюда, как обычно кажется петербуржцам, далеко. С ума сойти - четыре часа на междугороднем автобусе или электричке. Новгород и того ближе. Пассажирские поезда останавливаются в Лодейном Поле по ночам. А круизные теплоходы Петербург - Валаам - Кижи уже несколько лет не пристают к старинному причалу.
Поэтому тот, кто все-таки решился совершить путешествие в Лодейное Поле, может считать, что ему крупно повезло и есть чем похвастаться: я видел Свирь! Я видел эти ни с чем не сравнимые пейзажи! Я побывал там, где строил корабли Петр Великий, - именно там он был в роли плотника Петра Михайлова.
...Не так давно одна из столичных газет рассказывала о славной истории "Штандарта", ни единым словом не заикнувшись о том, где именно родился этот славный для России корабль. Лодейнопольцы комментируют этот факт спокойно, пожимая плечами, - не впервой такое отношение. Местный театральный коллектив "Антре" побывал на гастролях в Литве, где его приняли очень тепло. Но в афише обозначили как "петербургский театр". Друзьям из Балтии, возможно, простительно такое незнание...
Но когда петербургский коллега, побывав в рамках редакционного задания "с целью изучения жизни региона", заметил только разбитые дороги и мерзкий шалман (как будто в Питере нет ни того ни другого), это уже, мягко говоря, неприятно. Петербург подвластен магии больших чисел: все исчисляется в миллионах, а то и миллиардах. И что такое в этом масштабе стоимость, скажем, двух мешков сахара? А для деревни Тервеничи Лодейнопольского района эти два мешка - знаковое понятие. Местная предпринимательница, владелица пары-тройки магазинов, ежегодно дарит эти два мешка школе. Потому что в этой школе учатся не только тервеничские дети, но и ребята из других деревень (их возит автобус, то есть сбегать пообедать домой не получается). А чашка горячего чая на большой перемене - это очень серьезно.
Так что давайте иметь в виду: суммы местных бюджетов - на ремонт тех же раздолбанных дорог, на школьные и больничные нужды, на программу помощи селу и сельским жителям - это не те баснословные миллионы и миллиарды, про которые мы постоянно читаем и которых на своей шкуре ну никак не ощущаем. Это доходы, получаемые от отраслей, в которых испокон веку трудились местные жители. Короче - сельское хозяйство и лес. И то и другое в последнее время не обделено вниманием властей всех уровней. Но в основном ставятся проблемы, а до нахождения путей их решения пока далеко.
С течением веков все меняется в жизни людей. Корабли сейчас строят не из корабельных сосен. Транспортные пути по рекам не настолько актуальны. Хотя в последнее время с ростом тарифов на железнодорожные перевозки движение по Свири вновь активизировалось. Но вот беда - если раньше речники соблюдали правила движения, то сейчас торопятся (время - деньги), превышают допустимые скорости, и волны, поднимаемые их судами, размывают берега...
Жилье здесь по сравнению с Питером и близкими к нему районами области стоит недорого. Но здешнему населению эти цены представляются неподъемными. И, как считает глава района Олег Уткин, в этом коренится еще одна существенная для района проблема. Во всех отраслях экономики (тенденция всеобщая для страны и Северо-Запада) - это сохранение и привлечение квалифицированных кадров, в первую очередь - молодых. Даже фактор высокой зарплаты порой оказывается не столь существенным, как создание пристойных условий, комфортного жилья, качественной связи.
В 1702 году по велению Петра I на берегу Свири была основана Олонецкая (впоследствии Лодейнопольская) судостроительная верфь. 22 августа 1703 года был торжественно спущен на воду 28-пушечный "Штандарт". Всего за годы существования верфи построено свыше 400 парусных и гребных судов. Указом Екатерины II от 1785 года верфь и прилегающая к ней местность получили статус города. В 1832 году на средства одного купца на берегу Свири на месте дома Петра сооружен памятник (на снимке).
СВЕТЛАНА ГАВРИЛИНА
Ехать сюда, как обычно кажется петербуржцам, далеко. С ума сойти - четыре часа на междугороднем автобусе или электричке. Новгород и того ближе. Пассажирские поезда останавливаются в Лодейном Поле по ночам. А круизные теплоходы Петербург - Валаам - Кижи уже несколько лет не пристают к старинному причалу.
Поэтому тот, кто все-таки решился совершить путешествие в Лодейное Поле, может считать, что ему крупно повезло и есть чем похвастаться: я видел Свирь! Я видел эти ни с чем не сравнимые пейзажи! Я побывал там, где строил корабли Петр Великий, - именно там он был в роли плотника Петра Михайлова.
...Не так давно одна из столичных газет рассказывала о славной истории "Штандарта", ни единым словом не заикнувшись о том, где именно родился этот славный для России корабль. Лодейнопольцы комментируют этот факт спокойно, пожимая плечами, - не впервой такое отношение. Местный театральный коллектив "Антре" побывал на гастролях в Литве, где его приняли очень тепло. Но в афише обозначили как "петербургский театр". Друзьям из Балтии, возможно, простительно такое незнание...
Но когда петербургский коллега, побывав в рамках редакционного задания "с целью изучения жизни региона", заметил только разбитые дороги и мерзкий шалман (как будто в Питере нет ни того ни другого), это уже, мягко говоря, неприятно. Петербург подвластен магии больших чисел: все исчисляется в миллионах, а то и миллиардах. И что такое в этом масштабе стоимость, скажем, двух мешков сахара? А для деревни Тервеничи Лодейнопольского района эти два мешка - знаковое понятие. Местная предпринимательница, владелица пары-тройки магазинов, ежегодно дарит эти два мешка школе. Потому что в этой школе учатся не только тервеничские дети, но и ребята из других деревень (их возит автобус, то есть сбегать пообедать домой не получается). А чашка горячего чая на большой перемене - это очень серьезно.
Так что давайте иметь в виду: суммы местных бюджетов - на ремонт тех же раздолбанных дорог, на школьные и больничные нужды, на программу помощи селу и сельским жителям - это не те баснословные миллионы и миллиарды, про которые мы постоянно читаем и которых на своей шкуре ну никак не ощущаем. Это доходы, получаемые от отраслей, в которых испокон веку трудились местные жители. Короче - сельское хозяйство и лес. И то и другое в последнее время не обделено вниманием властей всех уровней. Но в основном ставятся проблемы, а до нахождения путей их решения пока далеко.
С течением веков все меняется в жизни людей. Корабли сейчас строят не из корабельных сосен. Транспортные пути по рекам не настолько актуальны. Хотя в последнее время с ростом тарифов на железнодорожные перевозки движение по Свири вновь активизировалось. Но вот беда - если раньше речники соблюдали правила движения, то сейчас торопятся (время - деньги), превышают допустимые скорости, и волны, поднимаемые их судами, размывают берега...
Жилье здесь по сравнению с Питером и близкими к нему районами области стоит недорого. Но здешнему населению эти цены представляются неподъемными. И, как считает глава района Олег Уткин, в этом коренится еще одна существенная для района проблема. Во всех отраслях экономики (тенденция всеобщая для страны и Северо-Запада) - это сохранение и привлечение квалифицированных кадров, в первую очередь - молодых. Даже фактор высокой зарплаты порой оказывается не столь существенным, как создание пристойных условий, комфортного жилья, качественной связи.
В 1702 году по велению Петра I на берегу Свири была основана Олонецкая (впоследствии Лодейнопольская) судостроительная верфь. 22 августа 1703 года был торжественно спущен на воду 28-пушечный "Штандарт". Всего за годы существования верфи построено свыше 400 парусных и гребных судов. Указом Екатерины II от 1785 года верфь и прилегающая к ней местность получили статус города. В 1832 году на средства одного купца на берегу Свири на месте дома Петра сооружен памятник (на снимке).
СВЕТЛАНА ГАВРИЛИНА