Северо-Запад
МЕЖДУ НЕБОМ И ТЕРВЕНИЧАМИ
20 апреля
...Первым инокиням пришлось нелегко. Здание храма (постройки 1861 года - обычная по тем временам деревенская церковь) при Советах подверглось поруганию. В 1935 году был арестован последний священник о. Василий. В храме был клуб, потом - зернохранилище, а в эпоху "всеобщей химизации" - склад для удобрений. Химия съела красивые фрески. А когда в 1991 году сюда приехал о. Лукиан и восхитился благолепием и красотой места, и решил, что именно здесь нужно создать Святую Обитель - выяснилось, что даже мусор невозможно выволочь из храма без того, чтобы разобрать стену и пригнать бульдозер.
А еще была проблема с водой: копали-копали колодцы, но они не наполнялись влагой. А таскать воду из реки и озер - труд непосильный. И тут на помощь пришло чудо (все мы рационалисты, но когда узнаешь о таких вещах, что-то переворачивается в сознании, и любой, самый закоснелый атеист говорит в таких случаях, указывая куда-то вверх: "А все-таки ТАМ кто-то есть!"). Источник открылся о. Лукиану во сне. Явилась ему Богоматерь и указала перстом на образ, лежавший в траве. Рядом с образом пробивался родник... И действительно, именно в этом месте оказался родник. Сейчас над ключом установлена часовня, оттуда берут воду для питья и водосвятия. Для технических монастырских нужд уже изысканы иные возможности.
Вся история начала новой обители предстает нашему взгляду с образов и фресок, созданных монахиней Даниилой. Смотреть на ее работы светло и радостно. Чего стоят только белые и красные розы, которыми расписаны внутри стены храма. Поскольку монастырь женский, "героини" картин (заранее просим прощения за чисто "светское" восприятие и описание) в основном, святые женщины - Ефросинья Полоцкая, игуменья Афонская...
Но священная гора Афон проступает в туманной дымке из северного пейзажа - этот самый холм, белые церкви и часовни Тервенического монастыря, эти самые дали, на которые мы только что любовались, поле, по которому только что бежал ушастый, белый еще зайчишка. Дай Бог ему не попасться в зубы гончей собаки - охота здесь знатная...
Перевернутая радуга развернулась над храмом Покрова Божией Матери - это не просто фантазия инокини-художницы. Это чистая правда: о ней свидетельствует бесстрастная фотография (к сожалению, ее не воспроизвести в черно-белой газете).
А внизу, под холмом - обычная, полная своих тревог и забот жизнь деревни Тервеничи и окружающей ее Тервеничской волости. Насельницы обители ее не чураются. Они прекрасно знают и о бедности, и о пьянстве, и о пока еще редком для Лодейнопольского района зле - наркомании. В праздники они свершают крестный ход, рассказывают потомкам комсомольцев-атеистов "о божественном", собственным трудом и собственным примером (подите-ка поухаживайте за восемью десятками коров) демонстрируют возможность достойно жить плодами своей работы.
В наше время поверхностной моды на религию порой реакцию отторжения вызывают постные речи и постные взгляды "святош", не так давно расставшихся с партбилетами. А оказывается, что истинной вере чувство радости и смысла земного бытия нисколько не противоречит.
АННА НАДЕЖДИНА
А еще была проблема с водой: копали-копали колодцы, но они не наполнялись влагой. А таскать воду из реки и озер - труд непосильный. И тут на помощь пришло чудо (все мы рационалисты, но когда узнаешь о таких вещах, что-то переворачивается в сознании, и любой, самый закоснелый атеист говорит в таких случаях, указывая куда-то вверх: "А все-таки ТАМ кто-то есть!"). Источник открылся о. Лукиану во сне. Явилась ему Богоматерь и указала перстом на образ, лежавший в траве. Рядом с образом пробивался родник... И действительно, именно в этом месте оказался родник. Сейчас над ключом установлена часовня, оттуда берут воду для питья и водосвятия. Для технических монастырских нужд уже изысканы иные возможности.
Вся история начала новой обители предстает нашему взгляду с образов и фресок, созданных монахиней Даниилой. Смотреть на ее работы светло и радостно. Чего стоят только белые и красные розы, которыми расписаны внутри стены храма. Поскольку монастырь женский, "героини" картин (заранее просим прощения за чисто "светское" восприятие и описание) в основном, святые женщины - Ефросинья Полоцкая, игуменья Афонская...
Но священная гора Афон проступает в туманной дымке из северного пейзажа - этот самый холм, белые церкви и часовни Тервенического монастыря, эти самые дали, на которые мы только что любовались, поле, по которому только что бежал ушастый, белый еще зайчишка. Дай Бог ему не попасться в зубы гончей собаки - охота здесь знатная...
Перевернутая радуга развернулась над храмом Покрова Божией Матери - это не просто фантазия инокини-художницы. Это чистая правда: о ней свидетельствует бесстрастная фотография (к сожалению, ее не воспроизвести в черно-белой газете).
А внизу, под холмом - обычная, полная своих тревог и забот жизнь деревни Тервеничи и окружающей ее Тервеничской волости. Насельницы обители ее не чураются. Они прекрасно знают и о бедности, и о пьянстве, и о пока еще редком для Лодейнопольского района зле - наркомании. В праздники они свершают крестный ход, рассказывают потомкам комсомольцев-атеистов "о божественном", собственным трудом и собственным примером (подите-ка поухаживайте за восемью десятками коров) демонстрируют возможность достойно жить плодами своей работы.
В наше время поверхностной моды на религию порой реакцию отторжения вызывают постные речи и постные взгляды "святош", не так давно расставшихся с партбилетами. А оказывается, что истинной вере чувство радости и смысла земного бытия нисколько не противоречит.
АННА НАДЕЖДИНА