Культура
РАССЕЛ КРОУ. ВЫГОДНОЕ БЕЗУМИЕ
24 апреля
Многие в Голливуде видят в Расселе Кроу кинематографический аналог Нэша, его героя из "Блистательного ума" - дьявольски талантливого одиночку, не желающего играть по общепринятым правилам. Многих раздражает его независимость и непосредственность на грани нахальства. Вот и в Берлине на 52-м Международном кинофестивале, куда Рассел Кроу прибыл представлять картину Рона Ховарда "Блистательный ум", и критики, и публика были неприятно удивлены тем высокомерием на грани приличия, которым было отмечено поведение гостя. Он не подписывал автографов, еле-еле выдавливал из себя улыбку перед теле- и фотообъективами. А свободное время предпочитал проводить либо в номере отеля, либо в баре. Единственным мероприятием для широкой публики, которое посетил господин Кроу, помимо премьеры фильма была пресс-конференция. В его дрожащих руках журналисты обнаружили бокал шампанского. Видимо, Кроу вместе с членами команды "Блистательного ума" отмечал известие о выдвижении картины на премию Американской киноакадемии в восьми номинациях. Естественно, что сразу же из зала посыпались вопросы про "Оскар"...
- Где вас застала новость о том, что вы номинированы на приз киноакадемии как лучший актер?
- Это, черт возьми, приятно. Все-таки есть и положительные моменты в нашей беспокойной профессии. Когда тебя в третий раз подряд номинируют на "Оскара", то начинаешь думать: "А не установил ли ты тем самым рекорд для Книги Гиннесса"?
- Что вы думаете о своих коллегах - конкурентах в борьбе за "Оскар" - Шоне Пене, Уилле Смите, Дэнзеле Вашингтоне, Томе Уилкинсоне?
- Они все достойные люди и профессионалы. Мне хотелось бы поработать с каждым из них. Но пока таких проектов на горизонте не проглядывается. "Оскар" один, а нас пятеро. Я очень огорчусь, если он не достанется мне (так оно, как мы помним, и случилось. - С. И.) и обрадуюсь, если он станет моим.
- Прошлогодний "Оскар" что-то изменил в вашей жизни?
- Теперь у меня есть все законные основания требовать увеличения гонорара за роль. Но на съемки у Рона Ховарда мое требование не распространялось (гонорар Кроу за съемки в этой картине составил 15 миллионов долларов. - С. И).
- В "Блистательном уме" вы играете роль полубезумного ученого, который в конце жизни был удостоен Нобелевской премии. Это реальное лицо по фамилии Нэш. Во время подготовки к съемкам встречались ли вы с ним?
- Когда Джон Нэш неожиданно пожаловал к нам на съемочную площадку, то мы все немного заволновались, но потом я выпил с ним по чашке кофе, и оказалось, что не такой уж нелюдим, каким мог показаться из книги, о нем написанной. Мою задачу облегчало то, что, во-первых, мы снимали в Принстоне, где жил и трудился Джон Нэш. А во-вторых, Рон Ховард так составил график работы, что все эпизоды снимались в хронологической последовательности.
- Нэш был доволен фильмом?
- Говорят, что вроде как и не ругался.
- В картине вам приходится изображать больного шизофренией человека. Как готовились вы к роли? Наблюдали ли за настоящими пациентами психиатрических лечебниц?
- Не пришлось, да и не хотелось. Достаточно выйти на улицу и оглянуться вокруг, чтобы увидеть, как все мы немного не в себе. Но на съемках копировать жесты и пластику психически больных людей просто так - бессмысленно, надо изнутри почувствовать: что реально в настоящий момент ощущает человек, слывущий безумным. Меня больше интересовал феномен самого Нэша. Я тщательно изучал его фотографии 50-60-х годов и слушал аудиозаписи его бесед с психологом. Меня поразило, что в юности он был высоким и статным мужчиной, но во второй половине жизни как-то немного стал меньше.
- В некоторых сценах фильма ваш герой постоянно чертит на стекле какие-то математические формулы. Они имеют отношения к научным работам Джона Нэша в реальности?
- У нас были неплохие консультанты на картине, которые придумали для меня все эти значки и формулы. Я не интересовался содержанием уравнений, но математики мне объяснили, что в них какой-то смысл есть. Но эти формулы взяты не из работ Нэша.
- Как у вас самого в детстве обстояли дела с математикой? Вы были отличником в школе по этому предмету?
- Да нет, учился я неважно. А уж по математике... Я рос в Новой Зеландии. В школе, где я учился, математику преподавал венгр-эмигрант. Не знаю как в математике, но в английском он был явно не силен, просто-напросто не знал ни одного слова. Поэтому с алгеброй и геометрией у меня были очень сложные отношения. А в 13 лет я вообще бросил школу и забыл про математику и многие другие предметы. Пришлось думать не об оценках, а о том, как зарабатывать на жизнь.
- И как вы зарабатывали на жизнь?
- Во всяком случае, не уроками математики и не преподаванием фехтования. Пришлось хлебнуть трудностей, но я всегда знал, что добьюсь успеха, поэтому терпел.
- В фильме "Гладиатор" вы так уверенно сражаетесь с тигром и владеете холодным оружием, что складывается ощущение, будто вы этим занимаетесь всю свою жизнь.
- Надеюсь, вы понимаете, что я никогда не работал в цирке дрессировщиком диких зверей, а у кино фантастические возможности, и вы можете на экране сражаться с целой стаей волков, но на самом деле на съемочной площадке вокруг вас не будет ни души, кроме режиссера и оператора. Что же касается меча и прочих приспособлений для боев на арене, то здесь мне, конечно, пришлось попотеть и потренироваться вместе с теми, кто владеет ими профессионально. Я вряд ли стал бы олимпийским чемпионом по фехтованию, но все сцены поединков в "Гладиаторе" я исполнял собственноручно. Хотя, конечно, мой меч был чуть полегче, чем у настоящих гладиаторов периода Древнего Рима.
- Картину Ридли Скотта упрекали в том, что в ней допущено много исторических неточностей, и еще в том, что она является вторичной по отношению к тем фильмам, которые уже стали классикой Голливуда...
- Какой фильм вы имеете в виду?
- "Спартак" Стенли Кубрика.
- Нет, я смотрел этот фильм, и мне кажется, что мой герой Максимус ничуть не хуже Спартака. Ну а исторические неточности пусть останутся на совести консультантов. Я к ним не имею никакого отношения. Как приказывал мне Ридли Скотт вести себя на площадке, так я и поступал. И даже если в фильме и есть какие-то ляпы, то это вряд ли повлияло на его успех. Все-таки "Оскары" зря Американская киноакадемия не присуждает.
- Сейчас вы живете в Америке. Не тянет вернуться на родину?
- В Америке мне очень нравится. Тем более что здесь живет немало моих земляков. У нас образовалось нечто вроде колонии выходцев из Австралии и Новой Зеландии. Конечно, хотелось бы вернуться в Австралию, там есть такие красивые места, но дела не отпускают из Голливуда. Все время снимаешься, снимаешься, снимаешься...
- Как обстоят дела с вашей рок-группой?
- Мы ее создали еще в 1994 году, когда меня мало кто знал в шоу-бизнесе. Теперь наши концертные дела идут вроде неплохо.
- Какова будет ваша следующая роль?
- Я принял предложение замечательного режиссера Питера Уира, который тоже, кстати, родом из Австралии. Название фильма пока не придумано, а сюжет я пересказывать не стану.
- Что для вас труднее: сражаться как гладиатору на арене или чертить формулы на стекле?
- По мне самое трудное ждать и думать: вручат тебе "Оскара" или нет? А вообще-то, честно говоря, порою так хочется отказаться от поездок на все эти фестивали, от всех интервью и пресс-конференций, сесть где-нибудь в Австралии на лугу и смотреть, как на нем пасутся коровы.
- У вас есть своя ферма?
- Может быть, я ее куплю на гонорар за мой следующий фильм...
"Оскара", как известно, Рассел Кроу не получил, хотя был близок к успеху. Его обошел темнокожий актер Дэнзел Вашингтон, которому досталась вожделенная золотая статуэтка. Зато честолюбивый австралиец получил свою порцию славы. На сей раз славы серьезного актера, чуть ли не наследника традиций Дастина Хофмана и Тома Хэнкса. Безумие на экране оказалось для Кроу выгодным. И можно не сомневаться, что его следующий гонорар вряд ли будет меньше предыдущего. А вот будет ли его новая роль такой выразительной и яркой, как безумный гений Джон Нэш? Хотя, кто знает? Безумцев, по верному замечанию Рассела Кроу, на нашей планете вполне хватает...
Автор выражает искреннюю признательность туристической компании "СОЛВЕКС-ТУРНЕ" за предоставленную возможность стать участником 52-го Международного кинофестиваля в Берлине.
СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО, Берлин - Санкт-Петербург
- Где вас застала новость о том, что вы номинированы на приз киноакадемии как лучший актер?
- Это, черт возьми, приятно. Все-таки есть и положительные моменты в нашей беспокойной профессии. Когда тебя в третий раз подряд номинируют на "Оскара", то начинаешь думать: "А не установил ли ты тем самым рекорд для Книги Гиннесса"?
- Что вы думаете о своих коллегах - конкурентах в борьбе за "Оскар" - Шоне Пене, Уилле Смите, Дэнзеле Вашингтоне, Томе Уилкинсоне?
- Они все достойные люди и профессионалы. Мне хотелось бы поработать с каждым из них. Но пока таких проектов на горизонте не проглядывается. "Оскар" один, а нас пятеро. Я очень огорчусь, если он не достанется мне (так оно, как мы помним, и случилось. - С. И.) и обрадуюсь, если он станет моим.
- Прошлогодний "Оскар" что-то изменил в вашей жизни?
- Теперь у меня есть все законные основания требовать увеличения гонорара за роль. Но на съемки у Рона Ховарда мое требование не распространялось (гонорар Кроу за съемки в этой картине составил 15 миллионов долларов. - С. И).
- В "Блистательном уме" вы играете роль полубезумного ученого, который в конце жизни был удостоен Нобелевской премии. Это реальное лицо по фамилии Нэш. Во время подготовки к съемкам встречались ли вы с ним?
- Когда Джон Нэш неожиданно пожаловал к нам на съемочную площадку, то мы все немного заволновались, но потом я выпил с ним по чашке кофе, и оказалось, что не такой уж нелюдим, каким мог показаться из книги, о нем написанной. Мою задачу облегчало то, что, во-первых, мы снимали в Принстоне, где жил и трудился Джон Нэш. А во-вторых, Рон Ховард так составил график работы, что все эпизоды снимались в хронологической последовательности.
- Нэш был доволен фильмом?
- Говорят, что вроде как и не ругался.
- В картине вам приходится изображать больного шизофренией человека. Как готовились вы к роли? Наблюдали ли за настоящими пациентами психиатрических лечебниц?
- Не пришлось, да и не хотелось. Достаточно выйти на улицу и оглянуться вокруг, чтобы увидеть, как все мы немного не в себе. Но на съемках копировать жесты и пластику психически больных людей просто так - бессмысленно, надо изнутри почувствовать: что реально в настоящий момент ощущает человек, слывущий безумным. Меня больше интересовал феномен самого Нэша. Я тщательно изучал его фотографии 50-60-х годов и слушал аудиозаписи его бесед с психологом. Меня поразило, что в юности он был высоким и статным мужчиной, но во второй половине жизни как-то немного стал меньше.
- В некоторых сценах фильма ваш герой постоянно чертит на стекле какие-то математические формулы. Они имеют отношения к научным работам Джона Нэша в реальности?
- У нас были неплохие консультанты на картине, которые придумали для меня все эти значки и формулы. Я не интересовался содержанием уравнений, но математики мне объяснили, что в них какой-то смысл есть. Но эти формулы взяты не из работ Нэша.
- Как у вас самого в детстве обстояли дела с математикой? Вы были отличником в школе по этому предмету?
- Да нет, учился я неважно. А уж по математике... Я рос в Новой Зеландии. В школе, где я учился, математику преподавал венгр-эмигрант. Не знаю как в математике, но в английском он был явно не силен, просто-напросто не знал ни одного слова. Поэтому с алгеброй и геометрией у меня были очень сложные отношения. А в 13 лет я вообще бросил школу и забыл про математику и многие другие предметы. Пришлось думать не об оценках, а о том, как зарабатывать на жизнь.
- И как вы зарабатывали на жизнь?
- Во всяком случае, не уроками математики и не преподаванием фехтования. Пришлось хлебнуть трудностей, но я всегда знал, что добьюсь успеха, поэтому терпел.
- В фильме "Гладиатор" вы так уверенно сражаетесь с тигром и владеете холодным оружием, что складывается ощущение, будто вы этим занимаетесь всю свою жизнь.
- Надеюсь, вы понимаете, что я никогда не работал в цирке дрессировщиком диких зверей, а у кино фантастические возможности, и вы можете на экране сражаться с целой стаей волков, но на самом деле на съемочной площадке вокруг вас не будет ни души, кроме режиссера и оператора. Что же касается меча и прочих приспособлений для боев на арене, то здесь мне, конечно, пришлось попотеть и потренироваться вместе с теми, кто владеет ими профессионально. Я вряд ли стал бы олимпийским чемпионом по фехтованию, но все сцены поединков в "Гладиаторе" я исполнял собственноручно. Хотя, конечно, мой меч был чуть полегче, чем у настоящих гладиаторов периода Древнего Рима.
- Картину Ридли Скотта упрекали в том, что в ней допущено много исторических неточностей, и еще в том, что она является вторичной по отношению к тем фильмам, которые уже стали классикой Голливуда...
- Какой фильм вы имеете в виду?
- "Спартак" Стенли Кубрика.
- Нет, я смотрел этот фильм, и мне кажется, что мой герой Максимус ничуть не хуже Спартака. Ну а исторические неточности пусть останутся на совести консультантов. Я к ним не имею никакого отношения. Как приказывал мне Ридли Скотт вести себя на площадке, так я и поступал. И даже если в фильме и есть какие-то ляпы, то это вряд ли повлияло на его успех. Все-таки "Оскары" зря Американская киноакадемия не присуждает.
- Сейчас вы живете в Америке. Не тянет вернуться на родину?
- В Америке мне очень нравится. Тем более что здесь живет немало моих земляков. У нас образовалось нечто вроде колонии выходцев из Австралии и Новой Зеландии. Конечно, хотелось бы вернуться в Австралию, там есть такие красивые места, но дела не отпускают из Голливуда. Все время снимаешься, снимаешься, снимаешься...
- Как обстоят дела с вашей рок-группой?
- Мы ее создали еще в 1994 году, когда меня мало кто знал в шоу-бизнесе. Теперь наши концертные дела идут вроде неплохо.
- Какова будет ваша следующая роль?
- Я принял предложение замечательного режиссера Питера Уира, который тоже, кстати, родом из Австралии. Название фильма пока не придумано, а сюжет я пересказывать не стану.
- Что для вас труднее: сражаться как гладиатору на арене или чертить формулы на стекле?
- По мне самое трудное ждать и думать: вручат тебе "Оскара" или нет? А вообще-то, честно говоря, порою так хочется отказаться от поездок на все эти фестивали, от всех интервью и пресс-конференций, сесть где-нибудь в Австралии на лугу и смотреть, как на нем пасутся коровы.
- У вас есть своя ферма?
- Может быть, я ее куплю на гонорар за мой следующий фильм...
"Оскара", как известно, Рассел Кроу не получил, хотя был близок к успеху. Его обошел темнокожий актер Дэнзел Вашингтон, которому досталась вожделенная золотая статуэтка. Зато честолюбивый австралиец получил свою порцию славы. На сей раз славы серьезного актера, чуть ли не наследника традиций Дастина Хофмана и Тома Хэнкса. Безумие на экране оказалось для Кроу выгодным. И можно не сомневаться, что его следующий гонорар вряд ли будет меньше предыдущего. А вот будет ли его новая роль такой выразительной и яркой, как безумный гений Джон Нэш? Хотя, кто знает? Безумцев, по верному замечанию Рассела Кроу, на нашей планете вполне хватает...
Автор выражает искреннюю признательность туристической компании "СОЛВЕКС-ТУРНЕ" за предоставленную возможность стать участником 52-го Международного кинофестиваля в Берлине.
СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО, Берлин - Санкт-Петербург