Город

ДЕЛО О ДВУХ МИЛЛИОНАХ

25 апреля
Прокурор заметил, что депутаты не хуже него знают, какие схемы здесь могут быть использованы. Схемы действительно существуют, однако, стоит отметить, что законодатели лишь принимают бюджет: его исполнение - прерогатива иной ветви власти. Заказчиком по реставрационным работам, финансировавшимся за счет поправки Ковалева, выступал ОКС "Реставратор", и все акты об их приемке подписывали руководители этой структуры.
"Против кого-то из них было возбуждено уголовное дело?" - поинтересовался Михаил Амосов. - "Было, - ответил Иван Сыдорук. - Но оно закрыто за истечением срока давности". - "А по Ковалеву тогда почему не закрыто?" - "Потому что представителю "Реставратора" инкриминировалось должностное преступление, а Ковалеву - мошенничество в особо крупных размерах, то есть куда более тяжкое правонарушение". Как следовало из ответов Ивана Сыдорука, следственные органы и прокуратура убеждены в том, что чиновников из ОКСа, входящего в структуры исполнительной власти, упрекнуть можно лишь в халатности.
Поднимался и вопрос о законности ареста Ковалева. Иван Сыдорук ссылается на определение Верховного суда, согласно которому депутаты субъектов Федерации не обладают иммунитетом. Правда, Конституционный суд подошел к этому вопросу несколько иначе: согласно его постановлению, в случаях, когда инкриминируемые "региональным" законодателям деяния связаны с их депутатской деятельностью, уголовное дело в отношении них может быть возбуждено лишь с согласия коллег. Является ли распределение бюджетных средств частью депутатской деятельности, возможно, еще придется уточнять.
В марте 2000 года прокуратура обращалась в ЗС с представлением о привлечении Алексея Ковалева к ответственности, но получила отказ. И вопрос тут не только в пресловутой "корпоративной солидарности": на заседании говорили о том, что, отказываясь привлекать к ответу чиновников, прокуратура "играет в одни ворота". В общем, заручиться согласием ЗС прокуратуре не удалось, и было решено обойтись без него...
ВИКТОРИЯ РАБОТНОВА

Из "резервного фонда" Ковалева с 1996 года выделены средства:
на проведение противоаварийных работ на центральном куполе Храма Воскресения Христова - 520 миллионов неденоминированных рублей,
на противоаварийные работы и реконструкцию часовни церкви Благовещения Пресвятой Богородицы - 45 миллионов неденоминированных рублей и 600 тысяч "новых" рублей,
на работы в Храме Святого Петра, Митрополита Московского - 244 миллиона неденоминированных рублей,
на работы в церкви Святого Николая Чудотворца в Павловске - 900 миллионов неденоминированных и 250 тысяч "новых" рублей,
На реставрационные работы в особняке Крамера - 500 миллионов неденоминированных и 50 тысяч "новых" рублей.
"Никакой политики в этом деле нет, - заявил корреспонденту "НВ" заместитель прокурора Петербурга Борис Салмаксов. - Уголовное дело в отношении Ковалева возбуждено в 1998 году. Речь идет о присвоении денежных средств, выделенных на реставрацию храмов".
Алексей Ковалев был задержан на Андреевском рынке, куда в минувший вторник отправился вечером за покупками по поручению тещи. Обыск в квартире депутата на набережной Лейтенанта Шмидта длился до полуночи. Изъяты некоторые документы, дискеты и ноутбук. Проведен обыск и на даче Ковалева (ему принадлежит полдома в курортном поселке Репино).
Алексею Ковалеву предъявлено обвинение по трем статьям Уголовного кодекса: 159-й, ч. 3, пункты "а", "б" (мошенничество, совершенное организованной группой в крупном размере), 171-й, ч. 2 (незаконное предпринимательство) и 327-й, ч. 2 (подделка документов, совершенная неоднократно). По некоторым сведениям, в уголовном деле позднее может появиться и статья о хищении документов. Расследование ведет Главное следственное управление при ГУВД Петербурга и области.
Всего на "ремонт храмов" из "резервного фонда" депутата было выделено свыше 3,1 млн руб. По мнению следователей, общая сумма присвоенных депутатом средств превышает два миллиона рублей, или около семидесяти тысяч долларов. Причем, по одним сведениям, вся эта сумма могла попасть в карман обвиняемого, по другим (тоже полученным в правоохранительных органах) - была поделена между фигурантами дела.
Уголовное дело в отношении пятерых участников "истории с реставрацией" давно было передано в Октябрьский федеральный суд Центрального района Петербурга. А расследование роли Алексея Ковалева было выделено в отдельное производство.
Пока подсудимых пятеро: помощники депутата Козев и Лебедев, руководитель ЗАО "Подземпроект" Шадрин, генеральный директор предприятия "Главзапспецстрой" Юдин и частный предприниматель Лобов. По версии следствия, их предприятия заключали контракты с подставными фирмами, созданными по подложным документам. (Среди таких фирм называют ООО "Ресурс", "Трансавтомат", "Пара-Метр", "Петробизнес", "Потребсоюз" и "Технопроект".) Средства за якобы выполненные реставрационные работы обналичивались и делились между соучастниками. Часть этих денег, как полагают, использовалась для проведения предвыборной кампании Ковалева.
По неофициальным сведениям из официальных органов, Козев и Лебедев сдали своего патрона "с потрохами". Насколько можно верить этим людям? Известно, что Алексей Козев - эпилептик, с детства состоявший на учете в ПНД, употреблял наркотики. Лет двадцать назад он подвергался принудительному лечению в психиатрической больнице. Но о втором помощнике депутата Ковалева - Лебедеве - ничего подобного сказать нельзя.
ГЕОРГИЙ АРЕФЬЕВ
"НВ" будет информировать читателей о дальнейшем развитии событий.
ВИКТОРИЯ РАБОТНОВА, ГЕОРГИЙ АРЕФЬЕВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь