Общество
РЫНОК ТРУДА - ЭТО ОЧЕНЬ ТОНКИЙ МЕХАНИЗМ
26 апреля
Официально в нашем городе чуть больше 18,5 тыс. безработных - это примерно 0,8%.
Есть такое понятие, как "безработные по критериям Международной организации труда", - это люди, которые готовы к труду, в состоянии работать, обладают определенной квалификацией, предпринимают усилия к поиску работы, но не зарегистрированы на бирже. Можно предположить, что отчасти это все-таки занятые граждане, а отчасти те, кто, по нашим данным, не является на сегодняшний день экономически активным населением. В нашем городе это примерно 7% населения.
И третий показатель, чуть более сложный, чем регистрация безработных. Можно считать, что если человек работает полный рабочий день и полную рабочую неделю, не получает заработной платы хотя бы в размере прожиточного минимума, который у нас официально фиксируется (за первый квартал 2002 года он составил 2100 рублей, а для трудоспособного населения - 2403 рубля), то в этом случае есть смысл называть его "частично безработным".
- Каково соотношение спроса и предложения на рынке труда?
- Если говорить о картине в целом, то положение очень напряженное. Я всем говорю, что у нас существуют как минимум две глобальные проблемы.
Первая - работодателю ОЧЕНЬ ТРУДНО найти подходящего работника на существующее рабочее место, то есть такого, чтобы человек соответствовал конкретным требованиям по квалификации.
И вторая - работнику, который ищет работу, очень трудно найти для себя подходящее рабочее место.
- То есть они не могут найти друг друга?
- Да, два любящих сердца никак не могут соединиться. Для того чтобы эта встреча в конце концов происходила, нужна какая-то инфраструктура, в частности транспортная. Транспортная компонента на рынке труда вообще играет колоссальную роль, которая абсолютно недооценивается государством. Вот вы сегодня ехали на интервью и потратили на дорогу и пробки полтора часа. А представьте, что вы бы ехали к станку, и ваша смена начиналась бы точно в 6 часов 45 минут утра, и есть определенный технологический процесс, который нельзя остановить.
Транспортная компонента "разрывает" наш рынок труда. Это происходит по двум причинам: транспорт работает удивительно плохо (я вообще считаю, что в городе нет транспортной политики), а цена транспортных услуг сейчас достигла таких величин, что по сравнению с существующими доходами она очень сильно мешает человеку доехать до работы.
А вообще если говорить в целом о рынке труда, то самая главная позиция - это разные формы мобильности рабочей силы. Это квалификационная мобильность - способность человека менять свою квалификацию, обучаться, а также мощности системы профессионального образования. Здесь тоже есть большие проблемы.
Мы вообще сейчас приходим к ситуации, когда в человеческий капитал не принято вкладывать серьезных денег. Считается, что у нас у всех очень высокая квалификация. На самом же деле у нас пока - к счастью - хороший образовательный уровень, который при известных условиях может превращаться в должную квалификацию.
Вообще все, что сегодня происходит со студентами, удивительно. С одной стороны, мы можем считать себя великой страной: у нас сегодня число студентов самое большое за всю историю России. Но оно, как ни странно, почти равно числу выпускников школ. Вопрос: кто будет работать? Почему в вузы практически исчезли конкурсы? Особенно если учесть платные вузы. Сам собой напрашивается вывод: неплохо было бы установить, с одной стороны, конкурсы при поступлении в вуз, с другой стороны, простимулировать людей все-таки идти работать после школы, а с третьей стороны, очень мощно увеличить возможности для человека получать квалификацию и образование уже во взрослом возрасте.
А у нас получается наоборот: все идут в вузы, рабочих навыков не получает никто, или почти никто - это теперь немодно, а выпускник вуза работать у станка уже никогда не будет и не захочет. По разным причинам, но это вполне естественно, не правда ли? С другой стороны, он по специальности тоже не может работать, потому что он с такой квалификацией никому не нужен. А программ переподготовки взрослого населения очень мало.
- А раньше было больше таких программ?
- Нет.
- Но ведь Служба занятости должна заниматься переобучением?
- Да, но только для безработных. Но у нас, кроме безработных, людей очень много.
- То есть вы занимаетесь помимо безработных и остальным взрослым населением страны?
- Мы занимаемся всем, что связано с оказанием помощи в трудоустройстве. Сердце-то болит за всех, да только это никого не интересует.
- Ни город, ни страну?
- Ну, про город ничего плохого не могу сказать, потому что город каждый год увеличивает нам объемы финансирования. А если говорить о стране, то ситуация смешная. Мы действительно имеем сокращение объемов финансирования активных программ - то есть переподготовки, профориентации, финансирования малого бизнеса - в 2001 году в 1,6 раза по сравнению с 2000-м, в 2002 году - в 2,2 раза по сравнению с 2001 годом.
- Откуда эти данные?
- Из программы содействия занятости населения Санкт-Петербурга, принятой 11 апреля 2002 года, а также из материалов к заседанию правительства Российской Федерации 19.04.2002 г., опубликованных на его официальном сайте.
Эта программа есть у нас на территории субъекта Федерации под названием Санкт-Петербург, а на федеральном уровне программ занятости нет. Дело в том, что правительство России вопреки требованиям федерального закона "О занятости" теперь принимает постановления о мероприятиях в сфере занятости, а не о программе содействия занятости населения.
Городская программа принята городским правительством, согласована с Министерством труда и будет выполнена. Но городской объем финансирования активных программ (44126,5 тыс. рублей) превысил уровень федерального финансирования (40224,6 тыс. рублей), а это уже нонсенс. Раньше он составлял 10%, потом четверть, потом половину от федерального объема. И если такими темпами дела пойдут, то в следующем году активные программы будут финансироваться только городом, потому что федеральному правительству это не нужно. Причем это не просто мои личные умозаключения, а факты, которые подтверждаются конкретными цифрами.
- Есть ли проблемные группы среди безработных?
- Все люди, которые официально зарегистрированы в качестве безработных, то есть имеют статус безработных и получают пособие по безработице, представляют из себя проблемную группу.
Для того чтобы стать безработным, надо постараться: пройти определенный набор препятствий, собрать определенные справки, документы и прочие бумажки. Человек не стремится найти работу. Он стремится стать безработным и получать пособие.
Людей, которые хотят найти работу, гораздо больше. Из числа тех, кого мы трудоустроили в прошлом году (91 с небольшим тысяча человек), всего треть - безработные, а две трети - те, кто действительно искал работу.
- А что делает государство, чтобы Служба занятости могла реально помочь трудоустроиться инвалиду, который не выходит из дома и физически не может лично появиться в своей районной службе занятости?
- С одной стороны, созданная в городе система позволяет обратиться (в том числе по телефону) как минимум в два специализированных центра по трудоустройству лиц с ограниченной трудоспособностью - ПРЦ (В. О., 26-я линия, 9, тел. 321-40-61) и Центр профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов (Бестужевская, 50, тел. 543-99-77). А с другой стороны, попробуйте хоть на секундочку сесть на наше место, чтобы просто представить, что это такое. Как вы думаете, какой оклад у директора районного центра занятости?
- Я думаю, что наличие даже совсем небольшого оклада не оправдывает невнимания и хамства в отношении людей, нуждающихся в помощи, которую им гарантирует государство.
- Но у директора оклад 2025 рублей в месяц! А у рядового сотрудника Службы занятости это ты-ся-ча! У нас в начале прошлого года жизнь была несколько лучше: существовал фонд занятости и все были госслужащими. А теперь всех сделали работниками бюджетных организаций. В итоге сегодня мы потеряли очень многих хороших сотрудников, которых мы учили в течение десяти лет по очень хорошим программам, и не только нашим. Эти люди ушли на другие работы. У них под рукой всегда был приличный банк вакансий.
- "Приличный банк вакансий" отличается от того, который предоставляют рядовым безработным?
- Нет. Но если я работаю с кадровой службой какого-то хорошего предприятия, то, как вы думаете, будут со мной разговаривать или нет? Наверное будут.
- Обязаны ли работники районных служб выслушивать и консультировать каждого пришедшего к ним?
- Да, конечно.
- Но ведь одно дело, когда приходишь по предварительной договоренности на прием к руководителю департамента, у которого арендовано помещение в историческом центре города, или к директору районной службы, где все чисто, красиво и аккуратно и в кабинете с евроремонтом, оборудованном по последнему слову техники, работает кондиционер, и совсем другое, если приходишь "с улицы" и тебе говорят: "Иди туда-то, смотри такой-то список вакансий, а мы заняты". Но не всех же примет директор, и не все же к нему пойдут.
- Да, всех он точно не примет.
- А государство "примет"? У него есть какая-то определенная политика в отношении всей массы безработных?
- Нет, никакой политики нет. Есть только одно - это сокращение расходов любой ценой. Давайте посмотрим на это с экономической точки зрения. Представьте себе картинку: государство задолжало бешеные деньги. Представьте себе, что надо в год заплатить 20 миллиардов долларов. Что делать?
- Собирать налоги.
- Вот вы их собираете, начинаете считать - и все равно денег не хватает. А тут выстраивается совершенно гениальная система, называющаяся Федеральным казначейством. 80 тысяч человек (!) по всей стране работают в системе Федерального казначейства. Их содержание обходится где-то в 6 - 8 миллиардов рублей в год - только на зарплату. А вот дальше тоже интересно: расчетно-кассовое обслуживание всего федерального бюджета сидит исключительно в системе Федерального казначейства, которое где держит деньги? В Сберегательном банке! О чем это говорит? О том, что исполнение бюджета происходит очень медленно. Средний срок движения денег от того дня, когда они были зачислены на наш счет, до того, как они попали по назначению, составляет где-то от недели до десяти банковских дней.
А теперь считайте: у нас получается такая временная пауза при исполнении расходной части бюджета, которая дает нам чистую экономию расходных статей бюджета от 3 до 5% только за счет того, что мы медленно "крутим" эти деньги. А остаток Сбербанк вкладывает в государственные ценные бумаги с минимальной доходностью. Получается, что, до тех пор пока мы очень много должны "вовне", у нас будет суперцентрализация всего бюджета, а все деньги из региональных бюджетов станут концентрироваться исключительно в федеральном и не будут находиться в региональных банках. Все бюджетные деньги будут только в Сбербанке. Нужна абсолютная централизация, и отчасти это объективно и правильно, но отчасти это лишь самый простой и эффектный способ решения проблемы. Вот почему так делается.
Именно поэтому ликвидировали фонд занятости - а его действительно ликвидировали.
- Где написано, что фонд занятости ликвидирован?
- Читайте Бюджетный кодекс - там нет фонда занятости. В законе "О занятости" он остался, а в Бюджетном кодексе - нет. В закон просто некогда изменения вносить. Все заняты проблемами борьбы с безработицей.
А с нашей службой все еще проще: "наверху" считают, что 35000 бездельников по стране - работники Службы занятости - содержат еще миллион бездельников-безработных, и им на это еще деньги какие-то нужны! Уровень безработицы по стране - 1,5%, на что деньги-то тратить?
- А как обстоят дела с содействием занятости населения в других странах, вы знаете?
- Знаю - такого подхода, как у нас, нет почти нигде. Страны, которые считают себя нормальными, этого себе не позволяют. Классическая экономическая наука называет три основных фактора производства: труд, земля и капитал. Причем труд на первом месте. Недавно мы по просьбе министерства решили узнать, есть ли хоть один памятник, посвященный труду, в пролетарском Питере. Знаете, что нам ответили в Музее городской скульптуры? Сообщили, что в нашем городе нет ни одного такого памятника. Как вам это нравится?!
За 300 лет в Санкт-Петербурге не создано ни одного памятника труду! Это пример отношения к труду во всей нашей стране.
Политика государства, к сожалению, направлена на то, что Служба занятости должна быть инструментом по борьбе с безработицей. К этому ведут все изменения в законе "О занятости", все изменения в нашем финансировании. Даже если взять Северо-Запад, у нас в Санкт-Петербурге соотношение безработных к просто ищущим и нашедшим работу один к двум, а в других субъектах Федерации, как правило, трудоустраивают только безработных. Их регистрируют, потом год им платят пособие, потом трудоустраивают. Это стандартный подход.
- Вы знаете, что народ вашу службу не любит и никто не хочет обращаться?
- Насчет любви пропустим, а вот обращаются (и исключительно добровольно!) не менее 30000 человек каждую неделю! В год получится около 1500000. По 2000 обращений на каждого сотрудника районного центра занятости. А теперь посмотрите на эту ситуацию с другой стороны: если в течение двух лет у нас создают службу по борьбе с безработицей, если реальный пакет услуг, который сегодня может дать служба, сокращен за два года более чем в четыре раза, то, извините, что здесь человеку делать? Раньше пособие по безработице было от 100 рублей до 5400, а с апреля этого года минимальное пособие будет составлять минимум 480 рублей (20% от прожиточного минимума), максимум 2403 рубля (прожиточный минимум). А теперь вдумайтесь, как изменится состав безработных, даже сегодняшних, которые за последние 1,5 - 2 года и так изменились не в лучшую сторону? Кто придет? Раньше мы имели некий процент высококвалифицированных людей, которые шли на большое пособие. Их еще можно было куда-то направить учиться. Сегодня нашим главным клиентом станет представитель маргинальных слоев - это люди, которым 480 рублей хватит на 10 бутылок плохой водки, и они будут счастливы.
С таким контингентом бесполезно будет заниматься переподготовкой, психологической адаптацией и прочей профориентацией. Если человек стал бомжом, он уже никогда не "поднимется". Вероятность равна нулю целых и одной сотой процента. Это движение в сторону маргинализации общества.
- И что же будет дальше?
- Два варианта: либо государству следует подумать о том, что надо регулировать Службу занятости и превращать ее в реально действующую, либо - и этот вариант самый честный - надо службу просто закрывать. И дать возможность безработным получать пособие, скажем, в собесе.
МАРИЯ КИНГИСЕПП
Есть такое понятие, как "безработные по критериям Международной организации труда", - это люди, которые готовы к труду, в состоянии работать, обладают определенной квалификацией, предпринимают усилия к поиску работы, но не зарегистрированы на бирже. Можно предположить, что отчасти это все-таки занятые граждане, а отчасти те, кто, по нашим данным, не является на сегодняшний день экономически активным населением. В нашем городе это примерно 7% населения.
И третий показатель, чуть более сложный, чем регистрация безработных. Можно считать, что если человек работает полный рабочий день и полную рабочую неделю, не получает заработной платы хотя бы в размере прожиточного минимума, который у нас официально фиксируется (за первый квартал 2002 года он составил 2100 рублей, а для трудоспособного населения - 2403 рубля), то в этом случае есть смысл называть его "частично безработным".
- Каково соотношение спроса и предложения на рынке труда?
- Если говорить о картине в целом, то положение очень напряженное. Я всем говорю, что у нас существуют как минимум две глобальные проблемы.
Первая - работодателю ОЧЕНЬ ТРУДНО найти подходящего работника на существующее рабочее место, то есть такого, чтобы человек соответствовал конкретным требованиям по квалификации.
И вторая - работнику, который ищет работу, очень трудно найти для себя подходящее рабочее место.
- То есть они не могут найти друг друга?
- Да, два любящих сердца никак не могут соединиться. Для того чтобы эта встреча в конце концов происходила, нужна какая-то инфраструктура, в частности транспортная. Транспортная компонента на рынке труда вообще играет колоссальную роль, которая абсолютно недооценивается государством. Вот вы сегодня ехали на интервью и потратили на дорогу и пробки полтора часа. А представьте, что вы бы ехали к станку, и ваша смена начиналась бы точно в 6 часов 45 минут утра, и есть определенный технологический процесс, который нельзя остановить.
Транспортная компонента "разрывает" наш рынок труда. Это происходит по двум причинам: транспорт работает удивительно плохо (я вообще считаю, что в городе нет транспортной политики), а цена транспортных услуг сейчас достигла таких величин, что по сравнению с существующими доходами она очень сильно мешает человеку доехать до работы.
А вообще если говорить в целом о рынке труда, то самая главная позиция - это разные формы мобильности рабочей силы. Это квалификационная мобильность - способность человека менять свою квалификацию, обучаться, а также мощности системы профессионального образования. Здесь тоже есть большие проблемы.
Мы вообще сейчас приходим к ситуации, когда в человеческий капитал не принято вкладывать серьезных денег. Считается, что у нас у всех очень высокая квалификация. На самом же деле у нас пока - к счастью - хороший образовательный уровень, который при известных условиях может превращаться в должную квалификацию.
Вообще все, что сегодня происходит со студентами, удивительно. С одной стороны, мы можем считать себя великой страной: у нас сегодня число студентов самое большое за всю историю России. Но оно, как ни странно, почти равно числу выпускников школ. Вопрос: кто будет работать? Почему в вузы практически исчезли конкурсы? Особенно если учесть платные вузы. Сам собой напрашивается вывод: неплохо было бы установить, с одной стороны, конкурсы при поступлении в вуз, с другой стороны, простимулировать людей все-таки идти работать после школы, а с третьей стороны, очень мощно увеличить возможности для человека получать квалификацию и образование уже во взрослом возрасте.
А у нас получается наоборот: все идут в вузы, рабочих навыков не получает никто, или почти никто - это теперь немодно, а выпускник вуза работать у станка уже никогда не будет и не захочет. По разным причинам, но это вполне естественно, не правда ли? С другой стороны, он по специальности тоже не может работать, потому что он с такой квалификацией никому не нужен. А программ переподготовки взрослого населения очень мало.
- А раньше было больше таких программ?
- Нет.
- Но ведь Служба занятости должна заниматься переобучением?
- Да, но только для безработных. Но у нас, кроме безработных, людей очень много.
- То есть вы занимаетесь помимо безработных и остальным взрослым населением страны?
- Мы занимаемся всем, что связано с оказанием помощи в трудоустройстве. Сердце-то болит за всех, да только это никого не интересует.
- Ни город, ни страну?
- Ну, про город ничего плохого не могу сказать, потому что город каждый год увеличивает нам объемы финансирования. А если говорить о стране, то ситуация смешная. Мы действительно имеем сокращение объемов финансирования активных программ - то есть переподготовки, профориентации, финансирования малого бизнеса - в 2001 году в 1,6 раза по сравнению с 2000-м, в 2002 году - в 2,2 раза по сравнению с 2001 годом.
- Откуда эти данные?
- Из программы содействия занятости населения Санкт-Петербурга, принятой 11 апреля 2002 года, а также из материалов к заседанию правительства Российской Федерации 19.04.2002 г., опубликованных на его официальном сайте.
Эта программа есть у нас на территории субъекта Федерации под названием Санкт-Петербург, а на федеральном уровне программ занятости нет. Дело в том, что правительство России вопреки требованиям федерального закона "О занятости" теперь принимает постановления о мероприятиях в сфере занятости, а не о программе содействия занятости населения.
Городская программа принята городским правительством, согласована с Министерством труда и будет выполнена. Но городской объем финансирования активных программ (44126,5 тыс. рублей) превысил уровень федерального финансирования (40224,6 тыс. рублей), а это уже нонсенс. Раньше он составлял 10%, потом четверть, потом половину от федерального объема. И если такими темпами дела пойдут, то в следующем году активные программы будут финансироваться только городом, потому что федеральному правительству это не нужно. Причем это не просто мои личные умозаключения, а факты, которые подтверждаются конкретными цифрами.
- Есть ли проблемные группы среди безработных?
- Все люди, которые официально зарегистрированы в качестве безработных, то есть имеют статус безработных и получают пособие по безработице, представляют из себя проблемную группу.
Для того чтобы стать безработным, надо постараться: пройти определенный набор препятствий, собрать определенные справки, документы и прочие бумажки. Человек не стремится найти работу. Он стремится стать безработным и получать пособие.
Людей, которые хотят найти работу, гораздо больше. Из числа тех, кого мы трудоустроили в прошлом году (91 с небольшим тысяча человек), всего треть - безработные, а две трети - те, кто действительно искал работу.
- А что делает государство, чтобы Служба занятости могла реально помочь трудоустроиться инвалиду, который не выходит из дома и физически не может лично появиться в своей районной службе занятости?
- С одной стороны, созданная в городе система позволяет обратиться (в том числе по телефону) как минимум в два специализированных центра по трудоустройству лиц с ограниченной трудоспособностью - ПРЦ (В. О., 26-я линия, 9, тел. 321-40-61) и Центр профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов (Бестужевская, 50, тел. 543-99-77). А с другой стороны, попробуйте хоть на секундочку сесть на наше место, чтобы просто представить, что это такое. Как вы думаете, какой оклад у директора районного центра занятости?
- Я думаю, что наличие даже совсем небольшого оклада не оправдывает невнимания и хамства в отношении людей, нуждающихся в помощи, которую им гарантирует государство.
- Но у директора оклад 2025 рублей в месяц! А у рядового сотрудника Службы занятости это ты-ся-ча! У нас в начале прошлого года жизнь была несколько лучше: существовал фонд занятости и все были госслужащими. А теперь всех сделали работниками бюджетных организаций. В итоге сегодня мы потеряли очень многих хороших сотрудников, которых мы учили в течение десяти лет по очень хорошим программам, и не только нашим. Эти люди ушли на другие работы. У них под рукой всегда был приличный банк вакансий.
- "Приличный банк вакансий" отличается от того, который предоставляют рядовым безработным?
- Нет. Но если я работаю с кадровой службой какого-то хорошего предприятия, то, как вы думаете, будут со мной разговаривать или нет? Наверное будут.
- Обязаны ли работники районных служб выслушивать и консультировать каждого пришедшего к ним?
- Да, конечно.
- Но ведь одно дело, когда приходишь по предварительной договоренности на прием к руководителю департамента, у которого арендовано помещение в историческом центре города, или к директору районной службы, где все чисто, красиво и аккуратно и в кабинете с евроремонтом, оборудованном по последнему слову техники, работает кондиционер, и совсем другое, если приходишь "с улицы" и тебе говорят: "Иди туда-то, смотри такой-то список вакансий, а мы заняты". Но не всех же примет директор, и не все же к нему пойдут.
- Да, всех он точно не примет.
- А государство "примет"? У него есть какая-то определенная политика в отношении всей массы безработных?
- Нет, никакой политики нет. Есть только одно - это сокращение расходов любой ценой. Давайте посмотрим на это с экономической точки зрения. Представьте себе картинку: государство задолжало бешеные деньги. Представьте себе, что надо в год заплатить 20 миллиардов долларов. Что делать?
- Собирать налоги.
- Вот вы их собираете, начинаете считать - и все равно денег не хватает. А тут выстраивается совершенно гениальная система, называющаяся Федеральным казначейством. 80 тысяч человек (!) по всей стране работают в системе Федерального казначейства. Их содержание обходится где-то в 6 - 8 миллиардов рублей в год - только на зарплату. А вот дальше тоже интересно: расчетно-кассовое обслуживание всего федерального бюджета сидит исключительно в системе Федерального казначейства, которое где держит деньги? В Сберегательном банке! О чем это говорит? О том, что исполнение бюджета происходит очень медленно. Средний срок движения денег от того дня, когда они были зачислены на наш счет, до того, как они попали по назначению, составляет где-то от недели до десяти банковских дней.
А теперь считайте: у нас получается такая временная пауза при исполнении расходной части бюджета, которая дает нам чистую экономию расходных статей бюджета от 3 до 5% только за счет того, что мы медленно "крутим" эти деньги. А остаток Сбербанк вкладывает в государственные ценные бумаги с минимальной доходностью. Получается, что, до тех пор пока мы очень много должны "вовне", у нас будет суперцентрализация всего бюджета, а все деньги из региональных бюджетов станут концентрироваться исключительно в федеральном и не будут находиться в региональных банках. Все бюджетные деньги будут только в Сбербанке. Нужна абсолютная централизация, и отчасти это объективно и правильно, но отчасти это лишь самый простой и эффектный способ решения проблемы. Вот почему так делается.
Именно поэтому ликвидировали фонд занятости - а его действительно ликвидировали.
- Где написано, что фонд занятости ликвидирован?
- Читайте Бюджетный кодекс - там нет фонда занятости. В законе "О занятости" он остался, а в Бюджетном кодексе - нет. В закон просто некогда изменения вносить. Все заняты проблемами борьбы с безработицей.
А с нашей службой все еще проще: "наверху" считают, что 35000 бездельников по стране - работники Службы занятости - содержат еще миллион бездельников-безработных, и им на это еще деньги какие-то нужны! Уровень безработицы по стране - 1,5%, на что деньги-то тратить?
- А как обстоят дела с содействием занятости населения в других странах, вы знаете?
- Знаю - такого подхода, как у нас, нет почти нигде. Страны, которые считают себя нормальными, этого себе не позволяют. Классическая экономическая наука называет три основных фактора производства: труд, земля и капитал. Причем труд на первом месте. Недавно мы по просьбе министерства решили узнать, есть ли хоть один памятник, посвященный труду, в пролетарском Питере. Знаете, что нам ответили в Музее городской скульптуры? Сообщили, что в нашем городе нет ни одного такого памятника. Как вам это нравится?!
За 300 лет в Санкт-Петербурге не создано ни одного памятника труду! Это пример отношения к труду во всей нашей стране.
Политика государства, к сожалению, направлена на то, что Служба занятости должна быть инструментом по борьбе с безработицей. К этому ведут все изменения в законе "О занятости", все изменения в нашем финансировании. Даже если взять Северо-Запад, у нас в Санкт-Петербурге соотношение безработных к просто ищущим и нашедшим работу один к двум, а в других субъектах Федерации, как правило, трудоустраивают только безработных. Их регистрируют, потом год им платят пособие, потом трудоустраивают. Это стандартный подход.
- Вы знаете, что народ вашу службу не любит и никто не хочет обращаться?
- Насчет любви пропустим, а вот обращаются (и исключительно добровольно!) не менее 30000 человек каждую неделю! В год получится около 1500000. По 2000 обращений на каждого сотрудника районного центра занятости. А теперь посмотрите на эту ситуацию с другой стороны: если в течение двух лет у нас создают службу по борьбе с безработицей, если реальный пакет услуг, который сегодня может дать служба, сокращен за два года более чем в четыре раза, то, извините, что здесь человеку делать? Раньше пособие по безработице было от 100 рублей до 5400, а с апреля этого года минимальное пособие будет составлять минимум 480 рублей (20% от прожиточного минимума), максимум 2403 рубля (прожиточный минимум). А теперь вдумайтесь, как изменится состав безработных, даже сегодняшних, которые за последние 1,5 - 2 года и так изменились не в лучшую сторону? Кто придет? Раньше мы имели некий процент высококвалифицированных людей, которые шли на большое пособие. Их еще можно было куда-то направить учиться. Сегодня нашим главным клиентом станет представитель маргинальных слоев - это люди, которым 480 рублей хватит на 10 бутылок плохой водки, и они будут счастливы.
С таким контингентом бесполезно будет заниматься переподготовкой, психологической адаптацией и прочей профориентацией. Если человек стал бомжом, он уже никогда не "поднимется". Вероятность равна нулю целых и одной сотой процента. Это движение в сторону маргинализации общества.
- И что же будет дальше?
- Два варианта: либо государству следует подумать о том, что надо регулировать Службу занятости и превращать ее в реально действующую, либо - и этот вариант самый честный - надо службу просто закрывать. И дать возможность безработным получать пособие, скажем, в собесе.
МАРИЯ КИНГИСЕПП