Северо-Запад

НАСТУПЯТ ВРЕМЕНА ПОЧИЩЕ

08 май
Нет, это не начало нового романа-катастрофы. Это обычный репортаж. И не из какой-нибудь "горячей точки": последняя война здесь закончилась в сентябре 1944 года, когда Карл Густав Маннергейм счел необходимым пойти на территориальные уступки, дабы сохранить независимость Страны Суоми. Кстати, граница здесь рядом - чуть больше 20 километров, если напрямую. Это местечко Хуухконмяки Лахденпохского района Республики Карелии.
Собственно, расквартированные здесь части второго-третьего эшелона никогда особой боеспособностью не отличались. Кадрированные части - хранители еще не списанной, но уже устаревшей техники, которые в случае войны с "наиболее вероятным противником" - Финляндией (речь идет о конце 80-х - начале 90-х годов!) - должны были развернуться до полного состава с помощью мобилизованных резервистов. Забытые гарнизоны, которым забыли сказать, что соседняя страна еще с 70-х годов - лучший друг и торговый партнер Советского Союза, имеющая статус наблюдателя в СЭВ (Союз экономической взаимопомощи - тогдашний социалистический антипод ВТО). В общем, захолустье в центре Европы, откуда за колбасой и водкой "без талонов" ездили в Ленинград (6 часов на поезде), но куда ленинградцы просто так приехать не могли: погранзона с особым пропускным режимом.
Впрочем, погранзона тут осталась. Под Куликово, на границе Ленобласти и Карелии стоит федеральный блокпост, проверяет документы: для проезда нужно иметь прописку в Карелии либо приглашение, заверенное в любой районной администрации. Впрочем, подойдет и любое командировочное удостоверение с печатью какого угодно ООО "Базара-нет". Так что - чистая формальность. Похожие на молодых цыплят с тощими шеями, одетые в мешковатое камуфло солдаты-срочники пропустят и за пачку сигарет...
Спускаемся в подвал штаба, раньше здесь был узел связи. Полный разгром, причем ощущение такое, что громили съезжающие "бойцы" по принципу "не доставайся же ты никому": поломанные пульты, выбитые двери и окна. Гражданское население тоже явно приложило руку, но тут почерк другой - двери сняты аккуратно, аккуратно отодраны доски от пола. Для хозяйства, а не баловства. Поднимаю с пола несколько папок. Журнал приема-сдачи дежурств, журнал учета переговоров, журнал проверки абонентских линий. Фамилии и звания командиров, даты и время звонков, рапорты о состоянии аппаратуры связи. Не "совсекретно", но Никитин с Пасько и за меньшее сели на нары. А тут приходи и бери - будь ты хоть агент ЦРУ, хоть, как говорится, негр преклонных годов - никто не охраняет. Кстати, часть этой "литературы" (не всей, конечно, - понадобился бы грузовик) находится в распоряжении редакции "НВ". И мы готовы сдать их в компетентные органы - если те, конечно, заинтересуются.
Такая же разбитая медсанчасть: рассыпанные по коридорам истории болезни, до сих пор пахнет карболкой. Вот валяется акт списания по "естественной убыли" этилового спирта. Убыль - в пределах нормативов. "Утверждаю, командир части полковник Васин". Сразу вспоминается Гребенщиков: "Полковник Васин приехал на фронт... построил свой полк, и сказал им: "Пойдем домой!" И все пошли... Страна победившего сюрреализма. Курехин отдыхает.
Бывший склад боеприпасов, вырубленный в скале еще финнами. Покосившиеся столбы с колючкой, разбитые ящики не то от снарядов, не то от ракет. Снарядные гильзы от раздельных зарядов. Железные ворота в пещеру распахнуты, каменные ступени уходят во мрак. Ощущение дежа вю: Return to Castle Wolfenstein - "Возвращение в замок Вольфенштейн", современная компьютерная игра. Только главный герой уже произвел "зачистку", никто из-за поворота не выпрыгнет. Или?.. Все-таки страшновато. Да и ходили тут в свое время легенды про "белую женщину", которая утаскивает к себе под землю заснувших часовых... От греха возвращаемся на свет Божий.
А места здесь благодатные: тишина, птицы поют, чистейшие озера, в ручьях и речушках водится форель, в озерах - раки. Леса, скалы, болота, полные ягод. Здесь бы вместо бывшей воинской части дом отдыха открыть или пансионат. Здания казарм и штаба построены еще финнами - им, как говорится, сносу нет. Да и советского времени постройки еще не разломали. Но, говорят, проблемы с Министерством обороны - никак не передает оно свои руины ни местным, ни республиканским властям - такая же проблема, помнится, была и в Кронштадте. И один за другим уходят потенциальные инвесторы. А ведь рядом, в Лахденпохья, на территории бывшей военной базы Ладожской флотилии (тут были скоростные катера и даже... подводные лодки) сегодня расположена турбаза "Яккимваара": две гостиницы - с удобствами и попроще, несколько коттеджей. Живописный берег Ладоги, который в будущем, вполне вероятно, станет полноценной набережной - как в Петрозаводске набережная Онеги. Уже сегодня здесь с удовольствием гуляют и местные жители, и приезжие. Из Петрозаводска, Питера, Финляндии и Москвы.
...Местные жители утверждают, что, хоть части выведены еще в 2000 году, здесь еще есть "старые офицеры и прапорщики, не пенсионеры", дослуживают. "Где дослуживают-то? Ведь тут камня на камне..." - "А дома, с женой. На рыбалку ходят, охоту. А деньги идут, человек 50 тут таких". Остальные в поселке - в основном пенсионеры. Летом к ним "подкидывают" внуков. Молодежь если работает, то в соседней "Ландохе" (так тут называют райцентр Лахденпохья). Даже пешком рядом - километра три по живописным местам. Или на автобусе. "Не жалко, что части расформировали?" - "А чего жалеть? Как жили, так и сейчас живем, только потише стало. Приезжайте, ребята, летом. Или осенью по грибы".
На обратном пути попадается еще одна заброшенная часть - бывший батальон радиоборьбы: после падения железного занавеса глушить стало нечего. Но существовал батальон с постепенно разлагающейся дисциплиной тоже почти до 2000 года. Но здесь уже ничего интересного - "то же самое, но вид справа".
Автомобиль петляет по старой финской дороге с бывшим асфальтовым покрытием на юг, в сторону Петербурга. За окном мелькают скалы, ели и сосны, березы, уже подернутые зеленой дымкой молодой листвы, маленькие озерца и большие озера. Кое-где еще лежит не растаявший снег. Дождь в Карелии сменился туманом под Приозерском. И как-то очень к месту звучит из магнитофона "Мумий Тролль": "Уходим, уходим, уходим./ Hаступят вpемена почище..."

Достоверно
Как сообщил "НВ" источник в правительстве Республики Карелии, проблема заброшенного гарнизона может быть решена исключительно на федеральном уровне. В настоящее время вопрос о выставлении имущественного комплекса бывшего Лахденпохского гарнизона решается между Минобороны и Мингосимущества, однако процесс этот затянулся на годы. В последние дни апреля вопрос взяла на контроль депутат Госдумы от Республики Карелии Валентина Пивненко. Вполне возможно, что в решении вопроса "с этим безобразием" примет участие и вице-премьер Валентина Матвиенко, неоднократно бывавшая в республике и всегда восхищавшаяся красотами карельской природы.
ВИКТОР НИКОЛАЕВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь