Северо-Запад
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР В НОВГОРОДЕ
08 май
ДВОРЯНЕ ЛОМИЛИСЬ НА "АСТРЕЮ"
Я.И.Сиверсу первому в Новгородской губернии пришлось вводить в жизнь многие новые учреждения и вырабатывать для них официальные формы. Чтобы усилить популярность реформы, необходимо было ублажать публику. В этом отношении Сиверс показал значительное искусство. Когда в январе 1776 года он по поручению Екатерины II открывал Тверскую губернию в качестве наместника Тверского и Новгородского, он выписал из Москвы театральную труппу, которая давала представления в наскоро устроенном здании и большей частью с бесплатным входом для публики.
24 августа Екатериной II был подписан указ об открытии в декабре 1776 года Новгородского наместничества. К 1 декабря в Новгород съехалось местное дворянство в огромном количестве (в губернии насчитывалось 625 дворян). 2 декабря гости собрались у дома губернатора Франца Николаевича Клички. Отсюда вся компания направилась к наместнику. В связи с торжествами были даны "даровые зрелища".
Исполнялась пьеса "Астрея" - драматизированный панегерик Екатерине. Автором был Михаил Иванович Веревкин, бывший директор Казанской гимназии, в которой при нем учился Державин.
ДЕРЖАВИНСКИЕ НАМЕКИ
У многих дворян-новгородцев также были домашние театры, сочетающие выступления "благородных" любителей и крепостных артистов. У Г. Р. Державина в Званке он замыкался на домашних и гостей. Для них, как потенциальных исполнителей и зрителей, Гавриил Романович летом 1806 года сочинил небольшую, в 13 явлений, пьеску, дав ей название "Кутерьма от Кондратиев".
Невинная, по словам поэта, пьеса через два года была напечатана в его прижизненных "Сочинениях". Но возбудила в Петербурге толки. Потому что в "Кондратиях" увидели намек на тогдашних министров, которые "не знали своих должностей и кто из них первый".
Воистину, у страха глаза велики. Когда летом 1806 года Державин писал в имении пьесу, он определил ее жанр как "детская комедия в одном действии с хором". В основу легли реальные события, автор даже указал точный адрес: "Действие в сельце Званке".
У Державина было в услужении три лица, носивших одинаковое имя Кондратий. Один был камердинером, другой - садовником, третий - музыкантом. Вследствие этого не раз случались замешательства и путаница, которые внушили поэту написать комедию-шутку. По-видимому, пьеса была написана по заказу родных, которые хотели сыграть ее в именины хозяина имения.
Стоит ли говорить, что спектакль режиссировал сам автор, строя мизансцены, обеспечивая постановку декорациями, реквизитом, бутафорией.
В ДОМЕ КУПЧИХИ МЕЩОВСКОЙ
Основателем публичного профессионального театра в Новгороде был известный провинциальный антрепренер и актер Н. И. Иванов, имя которого занесено в "Театральную энциклопедию".
Н. И. Иванов - фигура полулегендарная. Взять хотя бы его фамилию. Его отец, германский подданный Жиоф, в начале XIX века был владельцем фабрики в Москве по выделыванию берб - инструментов для ткания полотна. "По роду промышленности москвичи называли моего отца Бердниковым, -вспоминал Иванов. - Во время вторжения французов в Москву фабрика сгорела, семья разорилась".
С 8 лет Николай стал выступать в спектаклях. Настоящая фамилия казалась неудобопроизносимой и не звучной, и он переменил ее на псевдоним, выкроенный из отчества.
В артистических кругах Николай Иванович был известен под кличкой Палач, данной ему по его любимому словечку, любимому ругательному эпитету. Всю свою жизнь он провел в беспрерывных путешествиях по городам и весям Российской империи. Труппа его всегда отличалась прекрасным составом, вспоминал современник, Иванов ценил таланты, умел найти их.
И вот в середине своего творческого пути он оказался в Великом Новгороде. В разделе "Местная хроника" газета "Новгородские губернские ведомости" от 5 сентября 1853 года сообщала: "Г-н Иванов, содержатель труппы в Твери, с дозволения начальства устраивает в Новгороде постоянный театр на Торговой стороне за Федоровским ручьем в доме купчихи Мещовской. Устройство сцены будет позволять разыгрывать только одни водевили".
"НАРУШЕНО УДОВОЛЬСТВИЯМИ"
Содержать труппу, состоящую почти из 15 человек, и оркестр из 12, частному лицу, начавшему сценическое поприще с 30-х годов и сделавшемуся антрепренером в 40-м году, было довольно трудно. Но Иванов, уничтожив эту трудность своею опытностью и распорядительностью, находит еще и выгоду.
Строительство театра и появление первой сезонной труппы горячо приветствовалось новгородцами. Губернская газета с удовлетворением засвидетельствовала: "Однообразие общественной жизни нашего города в последнее время нарушено было кое-какими удовольствиями. Именно: с половины сентября начались представления на временном нашем театре".
Эпитет "временный" был весьма кстати, он обращал внимание горожан на отсутствие в Новгороде постоянного театра, у которого имелось немало противников: зачем-де заводить заурядный провинциальный театр, когда можно пользоваться столичными. Эти "театроманы" забывали, что не каждый может ездить на спектакли в Петербург или более отдаленную Москву. Одни артисты уезжали, им на смену приезжали другие.
СЛЕЗОВЫЖИМАНИЕ
Н. И. Иванов понял, что на водевильном репертуаре ему в течение сезона не удержаться, и стал насыщать репертуар патриотическими пьесами и драмами.
И вот в очередном спектакле была задействована "историческая быль" Н. А. Полевого "Иголкин, купец Новогородский" (два отделения с эпилогом). Хотя действие пьесы происходило в 1717 году в Стокгольмской крепости, а эпилог - в Петербурге, ее главным героем являлся новгородский купец Иголкин.
Из-за войны русский купец сначала томился 17 лет в плену, потом два года в тюремной крепости. Он страшно тоскует, вспоминает, как хаживал на стенку в кулачных боях, заливался на звончатых гуслях. И просит тюремщика в отсутствие офицера разрешить ему прогуляться по крепостной стене:
"Хоть с волнами синя моря могу я оттуда послать на святую Русь-матушку молитву и поклон. Хоть птичке перелетной могу сказать: "Отнеси мой поклон родимому Новугороду, святой Софии, отнеси мое благословение моим детушкам - прощебечи им, что старик Иголкин жив еще и молится за них!"
Верно, в конце этой сцены, настоящие новгородки, сидящие в зале, смахнули не одну слезу с глаз, переживая вместе с купцом его драму.
А впереди их ожидали не менее драматичные подробности. Шведские солдаты, караулившие тюрьму, бахвалясь своими подвигами на войне, назвали Петра I трусом. Иголкин не выдерживает. Завязывается ссора, в результате два солдата убиты, Иголкину грозит казнь. Правда, его шведские друзья приготовили все для побега, но честный купец отказывается. Неужто все?
Но, о чудо! Вдруг появляется шведский министр, который требует у судей отсрочить казнь: начались переговоры о мире и не следует раздражать русских. Правда, комендант все же приказывает вести купца на казнь. Но тут скачет уже сам шведский король, который говорит Иголкину: "Ты поступил славно! Я тебя прощаю!"
А уж в Петербурге Иголкина встречают с еще большим почетом: "Царь посылает тебе кафтан золотой и просит на почетный пир!" Окруженный женой, внуком, народом, Иголкин отвечает: "Да будут цари русские подобны Петру Алексеевичу!"
16 сентября 2003 года Новгородский академический театр драмы имени Ф. М. Достоевского отмечает свой 150-летний юбилей.
Публикуется с разрешения "Новой новгородской газеты"
Публикуется с разрешения "Новой новгородской газеты"
Я.И.Сиверсу первому в Новгородской губернии пришлось вводить в жизнь многие новые учреждения и вырабатывать для них официальные формы. Чтобы усилить популярность реформы, необходимо было ублажать публику. В этом отношении Сиверс показал значительное искусство. Когда в январе 1776 года он по поручению Екатерины II открывал Тверскую губернию в качестве наместника Тверского и Новгородского, он выписал из Москвы театральную труппу, которая давала представления в наскоро устроенном здании и большей частью с бесплатным входом для публики.
24 августа Екатериной II был подписан указ об открытии в декабре 1776 года Новгородского наместничества. К 1 декабря в Новгород съехалось местное дворянство в огромном количестве (в губернии насчитывалось 625 дворян). 2 декабря гости собрались у дома губернатора Франца Николаевича Клички. Отсюда вся компания направилась к наместнику. В связи с торжествами были даны "даровые зрелища".
Исполнялась пьеса "Астрея" - драматизированный панегерик Екатерине. Автором был Михаил Иванович Веревкин, бывший директор Казанской гимназии, в которой при нем учился Державин.
ДЕРЖАВИНСКИЕ НАМЕКИ
У многих дворян-новгородцев также были домашние театры, сочетающие выступления "благородных" любителей и крепостных артистов. У Г. Р. Державина в Званке он замыкался на домашних и гостей. Для них, как потенциальных исполнителей и зрителей, Гавриил Романович летом 1806 года сочинил небольшую, в 13 явлений, пьеску, дав ей название "Кутерьма от Кондратиев".
Невинная, по словам поэта, пьеса через два года была напечатана в его прижизненных "Сочинениях". Но возбудила в Петербурге толки. Потому что в "Кондратиях" увидели намек на тогдашних министров, которые "не знали своих должностей и кто из них первый".
Воистину, у страха глаза велики. Когда летом 1806 года Державин писал в имении пьесу, он определил ее жанр как "детская комедия в одном действии с хором". В основу легли реальные события, автор даже указал точный адрес: "Действие в сельце Званке".
У Державина было в услужении три лица, носивших одинаковое имя Кондратий. Один был камердинером, другой - садовником, третий - музыкантом. Вследствие этого не раз случались замешательства и путаница, которые внушили поэту написать комедию-шутку. По-видимому, пьеса была написана по заказу родных, которые хотели сыграть ее в именины хозяина имения.
Стоит ли говорить, что спектакль режиссировал сам автор, строя мизансцены, обеспечивая постановку декорациями, реквизитом, бутафорией.
В ДОМЕ КУПЧИХИ МЕЩОВСКОЙ
Основателем публичного профессионального театра в Новгороде был известный провинциальный антрепренер и актер Н. И. Иванов, имя которого занесено в "Театральную энциклопедию".
Н. И. Иванов - фигура полулегендарная. Взять хотя бы его фамилию. Его отец, германский подданный Жиоф, в начале XIX века был владельцем фабрики в Москве по выделыванию берб - инструментов для ткания полотна. "По роду промышленности москвичи называли моего отца Бердниковым, -вспоминал Иванов. - Во время вторжения французов в Москву фабрика сгорела, семья разорилась".
С 8 лет Николай стал выступать в спектаклях. Настоящая фамилия казалась неудобопроизносимой и не звучной, и он переменил ее на псевдоним, выкроенный из отчества.
В артистических кругах Николай Иванович был известен под кличкой Палач, данной ему по его любимому словечку, любимому ругательному эпитету. Всю свою жизнь он провел в беспрерывных путешествиях по городам и весям Российской империи. Труппа его всегда отличалась прекрасным составом, вспоминал современник, Иванов ценил таланты, умел найти их.
И вот в середине своего творческого пути он оказался в Великом Новгороде. В разделе "Местная хроника" газета "Новгородские губернские ведомости" от 5 сентября 1853 года сообщала: "Г-н Иванов, содержатель труппы в Твери, с дозволения начальства устраивает в Новгороде постоянный театр на Торговой стороне за Федоровским ручьем в доме купчихи Мещовской. Устройство сцены будет позволять разыгрывать только одни водевили".
"НАРУШЕНО УДОВОЛЬСТВИЯМИ"
Содержать труппу, состоящую почти из 15 человек, и оркестр из 12, частному лицу, начавшему сценическое поприще с 30-х годов и сделавшемуся антрепренером в 40-м году, было довольно трудно. Но Иванов, уничтожив эту трудность своею опытностью и распорядительностью, находит еще и выгоду.
Строительство театра и появление первой сезонной труппы горячо приветствовалось новгородцами. Губернская газета с удовлетворением засвидетельствовала: "Однообразие общественной жизни нашего города в последнее время нарушено было кое-какими удовольствиями. Именно: с половины сентября начались представления на временном нашем театре".
Эпитет "временный" был весьма кстати, он обращал внимание горожан на отсутствие в Новгороде постоянного театра, у которого имелось немало противников: зачем-де заводить заурядный провинциальный театр, когда можно пользоваться столичными. Эти "театроманы" забывали, что не каждый может ездить на спектакли в Петербург или более отдаленную Москву. Одни артисты уезжали, им на смену приезжали другие.
СЛЕЗОВЫЖИМАНИЕ
Н. И. Иванов понял, что на водевильном репертуаре ему в течение сезона не удержаться, и стал насыщать репертуар патриотическими пьесами и драмами.
И вот в очередном спектакле была задействована "историческая быль" Н. А. Полевого "Иголкин, купец Новогородский" (два отделения с эпилогом). Хотя действие пьесы происходило в 1717 году в Стокгольмской крепости, а эпилог - в Петербурге, ее главным героем являлся новгородский купец Иголкин.
Из-за войны русский купец сначала томился 17 лет в плену, потом два года в тюремной крепости. Он страшно тоскует, вспоминает, как хаживал на стенку в кулачных боях, заливался на звончатых гуслях. И просит тюремщика в отсутствие офицера разрешить ему прогуляться по крепостной стене:
"Хоть с волнами синя моря могу я оттуда послать на святую Русь-матушку молитву и поклон. Хоть птичке перелетной могу сказать: "Отнеси мой поклон родимому Новугороду, святой Софии, отнеси мое благословение моим детушкам - прощебечи им, что старик Иголкин жив еще и молится за них!"
Верно, в конце этой сцены, настоящие новгородки, сидящие в зале, смахнули не одну слезу с глаз, переживая вместе с купцом его драму.
А впереди их ожидали не менее драматичные подробности. Шведские солдаты, караулившие тюрьму, бахвалясь своими подвигами на войне, назвали Петра I трусом. Иголкин не выдерживает. Завязывается ссора, в результате два солдата убиты, Иголкину грозит казнь. Правда, его шведские друзья приготовили все для побега, но честный купец отказывается. Неужто все?
Но, о чудо! Вдруг появляется шведский министр, который требует у судей отсрочить казнь: начались переговоры о мире и не следует раздражать русских. Правда, комендант все же приказывает вести купца на казнь. Но тут скачет уже сам шведский король, который говорит Иголкину: "Ты поступил славно! Я тебя прощаю!"
А уж в Петербурге Иголкина встречают с еще большим почетом: "Царь посылает тебе кафтан золотой и просит на почетный пир!" Окруженный женой, внуком, народом, Иголкин отвечает: "Да будут цари русские подобны Петру Алексеевичу!"
16 сентября 2003 года Новгородский академический театр драмы имени Ф. М. Достоевского отмечает свой 150-летний юбилей.
Публикуется с разрешения "Новой новгородской газеты"
Публикуется с разрешения "Новой новгородской газеты"