Культура
В КАННАХ ЖДУТ ПРИБЫТИЯ "РУССКОГО КОВЧЕГА"
15 май
В основной конкурс вошел 21 фильм, а всего в рамках фестиваля будет показано 55 фильмов из 33 стран. Отборочная комиссия проделала невероятный объем работы, просмотрев 2281 ленту (это больше, чем когда-либо в истории каннского киносмотра). Предсказать итоги конкурса вряд ли возьмется даже самый опытный специалист. Пока наблюдатели отмечают лишь резкое расширение географии его участников: за призы в Каннах спорят ленты из Алжира, Турции, Ливана и Сирии. Актуальная тема ближневосточного противостояния представлена в конкурсе парадоксальным дуэтом палестинца Эмма Сулеймана ("Одобренная интервенция") и израильтянина Амоса Гитана ("Кедма"). Британский рабочий класс вновь бодро зашагает по экрану благодаря фильму Майка Ли "Все или ничего". Старую добрую Англию поддержат в Каннах новые фильмы Кена Лоуча ("Сладостное 16-летие") и Майкла Уинтербома ("Круглосуточные тусовщики"). Заокеанский кинематограф в конкурсе представят Пол Томас Андерсон фильмом "Пьяная любовь" и вечно эпатирующий всех и вся Дэвид Кроненберг триллером "Паук". Вне конкурса будет представлен детектив Барбетта Шредера "Убийство по списку", а фильмом открытия Каннского фестиваля станет творение Вуди Аллена "Голливудская концовка". С интересом ожидается и "Пианист" Романа Полянского, посвященный ужасам варшавского гетто.
Яркие режиссерские индивидуальности дополняют собственным присутствием насыщенную до предела конкурсную программу - финн Аки Каурисмяки, иранец Аббас Карастоями, португалец Мануэль де Оливейро, итальянец Марко Беллокио - каждый из них способен завоевать Гран-при. В подобной компании по-разному можно оценивать шансы Александра Сокурова с его "Русским ковчегом". В пользу нашего соотечественника говорят несколько косвенных обстоятельств. Во-первых, третью ленту режиссера подряд (! - С. И.) приглашают в основной конкурс Канн. Во-вторых, он - единственный представитель Восточной и Центральной Европы. В-третьих, отборщик Каннского кинофестиваля Жоэль Шапрон отдал картине Сокурова предпочтение перед фильмами таких известных на Западе постановщиков, как Павел Лунгин и Андрон Кончаловский. В-четвертых, концептуальное историческое полотно, коим является "Русский ковчег" - фильм масштабный и соизмеримый с общим умонастроением фестиваля, организаторы которого любят определять моду в мире десятой музы. Хотя с историей у Каннского кинофестиваля всегда были сложные отношения. Например, нынче Атом Эгоян с лентой, посвященной геноциду армян ("Арарат"), не участвует в конкурсе, потому что считает тему слишком болезненной для себя, но он все же представляет картину в основной программе фестиваля.
Юбилейный характер Канн-2002 предопределил и программу специальных показов, среди которых ретроспективы индийского режиссера Раджа Капура и француза русского происхождения Жака Тати. Будет показан и фильм Алена Рене "Я тебя люблю". Его должны были показывать в Каннах еще в мае 1968 года, но из-за известных молодежных бунтов тот фестиваль не был закончен. Одной из "жертв" неоконченного конкурса оказался и фильм Рене. Нынче справедливость будет восстановлена.
А вот Мадонне и ее супругу - режиссеру Гаю Риччи придется еще очень и очень долго восстанавливать свои отношения с дирекцией Каннского фестиваля. От парочки новобрачных ждали нового фильма "Cекс, любовь и деньги" с поп-дивой в главной роли. Причем предполагали, что новое творение семейного дуэта откроет фестиваль. Увы! Фильм, видимо, получился не таким, каким его хотели видеть сами его создатели и зрители. А потому мировую премьеру отодвинули на осень.
В итоге Вуди Аллен оказался главным героем открытия, а завершится фестивальный показ 26 мая премьерой новой картины Клода Лелюша, потрясшего Канн в 1966 году "Мужчиной и женщиной", справедливо одаренной "Золотой пальмовой ветвью". На сей раз режиссер представит новую картину "А теперь - леди и джентльмены" с участием Клаудии Кардинале, Джереми Айронса и Патрисии Каас. Вся эта "звездная троица" прибудет в Канны в качестве гостей. К ним могут присоединиться Леонардо Ди Каприо, Камерон Диас, Эмили Уотсон, Сандра Баллок, Рэйф Файннс, Шарль Азнавур, Антонио Бандерас, сестры Аркетт и много-много других звезд. Но мы-то с вами будем ждать, когда над набережной Круазетт взойдет звезда нашего Александра Сокурова. Чего от всего сердца ему и желаем!
СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО
Яркие режиссерские индивидуальности дополняют собственным присутствием насыщенную до предела конкурсную программу - финн Аки Каурисмяки, иранец Аббас Карастоями, португалец Мануэль де Оливейро, итальянец Марко Беллокио - каждый из них способен завоевать Гран-при. В подобной компании по-разному можно оценивать шансы Александра Сокурова с его "Русским ковчегом". В пользу нашего соотечественника говорят несколько косвенных обстоятельств. Во-первых, третью ленту режиссера подряд (! - С. И.) приглашают в основной конкурс Канн. Во-вторых, он - единственный представитель Восточной и Центральной Европы. В-третьих, отборщик Каннского кинофестиваля Жоэль Шапрон отдал картине Сокурова предпочтение перед фильмами таких известных на Западе постановщиков, как Павел Лунгин и Андрон Кончаловский. В-четвертых, концептуальное историческое полотно, коим является "Русский ковчег" - фильм масштабный и соизмеримый с общим умонастроением фестиваля, организаторы которого любят определять моду в мире десятой музы. Хотя с историей у Каннского кинофестиваля всегда были сложные отношения. Например, нынче Атом Эгоян с лентой, посвященной геноциду армян ("Арарат"), не участвует в конкурсе, потому что считает тему слишком болезненной для себя, но он все же представляет картину в основной программе фестиваля.
Юбилейный характер Канн-2002 предопределил и программу специальных показов, среди которых ретроспективы индийского режиссера Раджа Капура и француза русского происхождения Жака Тати. Будет показан и фильм Алена Рене "Я тебя люблю". Его должны были показывать в Каннах еще в мае 1968 года, но из-за известных молодежных бунтов тот фестиваль не был закончен. Одной из "жертв" неоконченного конкурса оказался и фильм Рене. Нынче справедливость будет восстановлена.
А вот Мадонне и ее супругу - режиссеру Гаю Риччи придется еще очень и очень долго восстанавливать свои отношения с дирекцией Каннского фестиваля. От парочки новобрачных ждали нового фильма "Cекс, любовь и деньги" с поп-дивой в главной роли. Причем предполагали, что новое творение семейного дуэта откроет фестиваль. Увы! Фильм, видимо, получился не таким, каким его хотели видеть сами его создатели и зрители. А потому мировую премьеру отодвинули на осень.
В итоге Вуди Аллен оказался главным героем открытия, а завершится фестивальный показ 26 мая премьерой новой картины Клода Лелюша, потрясшего Канн в 1966 году "Мужчиной и женщиной", справедливо одаренной "Золотой пальмовой ветвью". На сей раз режиссер представит новую картину "А теперь - леди и джентльмены" с участием Клаудии Кардинале, Джереми Айронса и Патрисии Каас. Вся эта "звездная троица" прибудет в Канны в качестве гостей. К ним могут присоединиться Леонардо Ди Каприо, Камерон Диас, Эмили Уотсон, Сандра Баллок, Рэйф Файннс, Шарль Азнавур, Антонио Бандерас, сестры Аркетт и много-много других звезд. Но мы-то с вами будем ждать, когда над набережной Круазетт взойдет звезда нашего Александра Сокурова. Чего от всего сердца ему и желаем!
СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО