Спорт
ПИРРОВА ПОБЕДА МАЛЕНЬКОГО НАПОЛЕОНА
16 май
Собственно, стихийный и целенаправленный, но в обоих случаях справедливый гнев публики вызвало даже не само решение Scuderia чуть ли не на клетчатом флаге тормознуть лидировавшего всю гонку Баррикелло в пользу четырехкратного чемпиона, а то, что акция эта представляется целиком лишенной хотя бы признаков здравого смысла. Volens nolens, а следует признать: чемпионат практически сделан, о чем с прямотой римлянина заявлялось на всех уровнях.
Еще по завершении GP de Espana Герхард Бергер озвучил малорадостную для питомцев Williams догадку о необоснованности их притязаний на титул: "Все идет к тому, что Михаэль в пятый раз будет коронован, так что Ральфу и Хуану следует сосредоточиться на борьбе с Рубенсом за второе место и, по возможности, - Кубок конструкторов".
В четверг накануне австрийской свободной практики Ники Лауда вынес свой приговор: "В течение ближайших трех лет вопрос о чемпионе, скорее всего, не стоит: пока в Ferrari остается великая тройка - Росс Браун, Рори Бирн и, конечно же, Михаэль Шумахер (обратите внимание: Жан Тодт в число великих по Лауде не входит. - М. К.), - тягаться с ней почти бесполезно".
"Единственное, что может остановить Михаэля, - это резина", - вещает, в свою очередь, Эдди Ирвин.
Без особого энтузиазма к аналогичному мнению пришли в McLaren, Sauber, среднем эшелоне и низовом звене. Даже непримиримый Хуан Пабло Монтойя примирился и созрел, чтобы вслух высказать крамольное соображение на предмет того, что Михаэль Шумахер на сегодняшний день (сиречь 15 мая 2002 года) является сильнейшим гонщиком, а ему, колумбийскому подданному, на нынешней машине не выиграть (хотя FW24, между нами, и не плоха).
Что же все-таки сподвигло Маленького Наполеона совершить никому не нужный шаг? "Это было трудное решение, и, принимая его, мы учитывали разницу в очках у Михаэля и Рубенса, которого мы считаем моральным победителем гонки", - вряд ли подобное объяснение Тодта можно признать убедительным. Во-первых, что изменилось бы для Шумахера-старшего, будь у него после Австрии не 54, а 50 очков? Ровным счетом ничего. А вот Баррикелло еще 4 очка не помешали бы, и бразилец уже мог бы поставить на счетчик Ральфа. А для того чтобы быть моральным победителем, гоняться, право же, не обязательно. Во-вторых, если уж штаб ярко-красных априори назначил победителем Grosse Preis von Oesterreich Михаэля, почему рокировку не провели по ходу гонки - было бы не так постыдно. В-третьих, и наличка Scuderia не пострадала бы никоим образом. Наконец, Михаэль в подобных сюрпризах, слава богу, не нуждается - он, некоторым образом, пока и сам способен выигрывать.
Однако, скорее всего, "трудное решение" не было личной инициативой Жана Тодта. Единственный человек, помимо француза, способный выдавать подобные рекомендации, - это Лука ди Монтедземоло. Если это так - становится понятным, почему развязка произошла на финишной черте, но это не снимает других вопросов. Предположение о вмешательстве президента Ferrari не лишено смысла - Росс Браун на воскресной пресс-конференции добровольно-принудительно организованной Scuderia, отдувавшийся перед журналистами ничем иным, как пресловутой разницей в очках, объяснить произошедшее не мог. "Не кажется ли вам, что подобным поступком вы в одну секунду развеяли все очарование и Ferrari, и Михаэля Шумахера? Подставили своего первого пилота и здорово обидели Баррикелло?" - "Нет, мы так не считаем", - парировал Браун, человек, стараниями которого в том числе F2002 представляется непобедимой. Понятно, что высказывает Росс корпоративное мнение, плохо то, что в эту весьма сомнительную игру он втягивает и пилотов, упирая на их согласие с командной установкой. "Да, мы обязаны уважать распоряжения команды, но об этом решении мы узнали только на последних метрах дистанции", - говорят и Рубенс и Михаэль. Немец, правда, искренен только в первой части - о том, что ему надлежит быть лидером, он скорее догадался: "Вы убедитесь в этом, если посмотрите мою телеметрию - когда я увидел, что Рубенс замедляется, тоже отпустил газ, но он поехал еще медленнее. Я не считаю такое решение правильным - Рубенс провел блестящую гонку, он заслужил победу. Что же касается моего влияния в Ferrari, то скажу: легко вести дискуссию, сидя, как мы сейчас с вами. Но во время гонки, когда ты находишься в болиде, времени на долгие диспуты нет".
Как бы то ни было, но триумфатора де-юре освистали, что случается далеко не часто, Италия, если верить Gazzetta dello Sport, Corriere dello Sport и L,Unita, отвернулась от Ferrari, Фернандо Энрике Кардосо, президент Бразилии, признал Баррикелло победителем австрийского автохаджа, публика свернула гарцующего жеребца, а FIA готовится к очередному совету, на котором 26 июня предстанет Scuderia и оба ее пилота. В повестке дня среди прочего разбор австрийских финишных приключений и персональное дело Михаэля Шумахера - федералам не понравилось, что он уступил верхнюю ступень подиума Баррикелло и передал ему свой кубок. Что касается санкций, то сверхкарательными они, вероятно, не будут - в конце концов, федерация, хоть и без особого энтузиазма, сама признала командный ранжир. С пробега Ferrari вряд ли снимут - к 26 июня позади останется 9 этапов, то есть более половины чемпионата, да и хотим мы того или нет, но в Австрии она победила заслуженно. Поступок Шумахера можно осудить, но не стоит забывать: ejus est nole, qui potest velle - отказываться от притязаний может тот, кто имеет на это право.
Италия, конечно, вновь повернется к любимцам, знамена публика расправит, но от неприятного осадка все мы избавимся еще не скоро.
И о GP von Oesterreich. 13 мая Австрия отмечала День матери, поэтому приглашение с гарантированным полным пансионом получили родительницы всех титулярных пилотов календаря-2002. Из 14 откликнувшихся на зов свободной практикой наиболее удовлетворены остались миссис Баррикелло, МакНиш, Сало, Бернольди и Френтцен - их отроки показали соответственно 5, 6, 7 и 8-й результаты. Вероятно, большего желала сеньора Монтойя, но время ее сына только 3-е. Фрау Шумахер не приехала - разборки с детьми (в основном Михаэлем) она проводит на дому, поэтому радовалась за старшего (1) и печалилась за младшего (12) она там же.
Успех Toyota и Arrows продержался ровно сутки - в квалификации все стало на свои места. Прошла она по заведенному сценарию, отклонения наблюдались лишь в итоговом протоколе: Баррикелло и Ральф подвинули Михаэля на 3-ю позицию - третий раз в сезоне немец делил ряд с Монтойей, квалифицировавшимся на T-car. Райкконен (6) и Култхард (8) пропустили Хайдфельда (5) и Массу (7). Никому не уступили места для поцелуев рекруты Jaguar и Minardi, хотя их чуть было не подвинул Жак Вильнев (17).
Сама гонка прошла под контролем Scuderia. Отдадим конюшне должное - стоило после разворота Пани на трассу выйти Safety Car, как она одновременно зазвала обоих пилотов на pit stop. Машина безопасности оказалась востребованной еще однажды - после тяжелой аварии Хайдфельда, при старте, кстати, пробившегося на 3-е место, и Сато. Автомобили увезли в утиль, Сато - в госпиталь Граца, откуда он, надеюсь, благополучно вышел на следующий день.
По-прежнему не идет шайба в ворота у Jaguar - де ла Роса из-за коварства дросселя оказался не у дел уже на 1-м круге, в середине гонки гидравлика подвела Эдди Ирвина.
Во всей красе предстал Жак Вильнев, под занавес вышедший на 5-ю позицию, однако и с ним фортуна обошлась не по заслугам - на последнем круге красиво горел хондовский мотор на его BAR004. Его же место в финишном протоколе занял Физикелла, принеся первые 2 очка Jordan. Притормозил крестовый поход на Култхарда Баттон - на сей раз он уступил шотландцу одну позицию, но грозился компенсировать этот откат на Ральфе и Монтойе.
И на ход ноги - светская хроника. 14 мая в Монако принц Альбер обнародовал имя обладателя Laureus Award - премии, присуждаемой лучшему спортсмену мира. Так вот, это имя звучит просто: Михаэль Шумахер. К слову, на это звание (и соответственно, трофей) претендовали также гольфист Тайгер Вудс, велосипедист Лэнс Армстронг, пловец Иан Торп и Морис Грин - достойная компания.
МАРИНА КЛОПОВА
Еще по завершении GP de Espana Герхард Бергер озвучил малорадостную для питомцев Williams догадку о необоснованности их притязаний на титул: "Все идет к тому, что Михаэль в пятый раз будет коронован, так что Ральфу и Хуану следует сосредоточиться на борьбе с Рубенсом за второе место и, по возможности, - Кубок конструкторов".
В четверг накануне австрийской свободной практики Ники Лауда вынес свой приговор: "В течение ближайших трех лет вопрос о чемпионе, скорее всего, не стоит: пока в Ferrari остается великая тройка - Росс Браун, Рори Бирн и, конечно же, Михаэль Шумахер (обратите внимание: Жан Тодт в число великих по Лауде не входит. - М. К.), - тягаться с ней почти бесполезно".
"Единственное, что может остановить Михаэля, - это резина", - вещает, в свою очередь, Эдди Ирвин.
Без особого энтузиазма к аналогичному мнению пришли в McLaren, Sauber, среднем эшелоне и низовом звене. Даже непримиримый Хуан Пабло Монтойя примирился и созрел, чтобы вслух высказать крамольное соображение на предмет того, что Михаэль Шумахер на сегодняшний день (сиречь 15 мая 2002 года) является сильнейшим гонщиком, а ему, колумбийскому подданному, на нынешней машине не выиграть (хотя FW24, между нами, и не плоха).
Что же все-таки сподвигло Маленького Наполеона совершить никому не нужный шаг? "Это было трудное решение, и, принимая его, мы учитывали разницу в очках у Михаэля и Рубенса, которого мы считаем моральным победителем гонки", - вряд ли подобное объяснение Тодта можно признать убедительным. Во-первых, что изменилось бы для Шумахера-старшего, будь у него после Австрии не 54, а 50 очков? Ровным счетом ничего. А вот Баррикелло еще 4 очка не помешали бы, и бразилец уже мог бы поставить на счетчик Ральфа. А для того чтобы быть моральным победителем, гоняться, право же, не обязательно. Во-вторых, если уж штаб ярко-красных априори назначил победителем Grosse Preis von Oesterreich Михаэля, почему рокировку не провели по ходу гонки - было бы не так постыдно. В-третьих, и наличка Scuderia не пострадала бы никоим образом. Наконец, Михаэль в подобных сюрпризах, слава богу, не нуждается - он, некоторым образом, пока и сам способен выигрывать.
Однако, скорее всего, "трудное решение" не было личной инициативой Жана Тодта. Единственный человек, помимо француза, способный выдавать подобные рекомендации, - это Лука ди Монтедземоло. Если это так - становится понятным, почему развязка произошла на финишной черте, но это не снимает других вопросов. Предположение о вмешательстве президента Ferrari не лишено смысла - Росс Браун на воскресной пресс-конференции добровольно-принудительно организованной Scuderia, отдувавшийся перед журналистами ничем иным, как пресловутой разницей в очках, объяснить произошедшее не мог. "Не кажется ли вам, что подобным поступком вы в одну секунду развеяли все очарование и Ferrari, и Михаэля Шумахера? Подставили своего первого пилота и здорово обидели Баррикелло?" - "Нет, мы так не считаем", - парировал Браун, человек, стараниями которого в том числе F2002 представляется непобедимой. Понятно, что высказывает Росс корпоративное мнение, плохо то, что в эту весьма сомнительную игру он втягивает и пилотов, упирая на их согласие с командной установкой. "Да, мы обязаны уважать распоряжения команды, но об этом решении мы узнали только на последних метрах дистанции", - говорят и Рубенс и Михаэль. Немец, правда, искренен только в первой части - о том, что ему надлежит быть лидером, он скорее догадался: "Вы убедитесь в этом, если посмотрите мою телеметрию - когда я увидел, что Рубенс замедляется, тоже отпустил газ, но он поехал еще медленнее. Я не считаю такое решение правильным - Рубенс провел блестящую гонку, он заслужил победу. Что же касается моего влияния в Ferrari, то скажу: легко вести дискуссию, сидя, как мы сейчас с вами. Но во время гонки, когда ты находишься в болиде, времени на долгие диспуты нет".
Как бы то ни было, но триумфатора де-юре освистали, что случается далеко не часто, Италия, если верить Gazzetta dello Sport, Corriere dello Sport и L,Unita, отвернулась от Ferrari, Фернандо Энрике Кардосо, президент Бразилии, признал Баррикелло победителем австрийского автохаджа, публика свернула гарцующего жеребца, а FIA готовится к очередному совету, на котором 26 июня предстанет Scuderia и оба ее пилота. В повестке дня среди прочего разбор австрийских финишных приключений и персональное дело Михаэля Шумахера - федералам не понравилось, что он уступил верхнюю ступень подиума Баррикелло и передал ему свой кубок. Что касается санкций, то сверхкарательными они, вероятно, не будут - в конце концов, федерация, хоть и без особого энтузиазма, сама признала командный ранжир. С пробега Ferrari вряд ли снимут - к 26 июня позади останется 9 этапов, то есть более половины чемпионата, да и хотим мы того или нет, но в Австрии она победила заслуженно. Поступок Шумахера можно осудить, но не стоит забывать: ejus est nole, qui potest velle - отказываться от притязаний может тот, кто имеет на это право.
Италия, конечно, вновь повернется к любимцам, знамена публика расправит, но от неприятного осадка все мы избавимся еще не скоро.
И о GP von Oesterreich. 13 мая Австрия отмечала День матери, поэтому приглашение с гарантированным полным пансионом получили родительницы всех титулярных пилотов календаря-2002. Из 14 откликнувшихся на зов свободной практикой наиболее удовлетворены остались миссис Баррикелло, МакНиш, Сало, Бернольди и Френтцен - их отроки показали соответственно 5, 6, 7 и 8-й результаты. Вероятно, большего желала сеньора Монтойя, но время ее сына только 3-е. Фрау Шумахер не приехала - разборки с детьми (в основном Михаэлем) она проводит на дому, поэтому радовалась за старшего (1) и печалилась за младшего (12) она там же.
Успех Toyota и Arrows продержался ровно сутки - в квалификации все стало на свои места. Прошла она по заведенному сценарию, отклонения наблюдались лишь в итоговом протоколе: Баррикелло и Ральф подвинули Михаэля на 3-ю позицию - третий раз в сезоне немец делил ряд с Монтойей, квалифицировавшимся на T-car. Райкконен (6) и Култхард (8) пропустили Хайдфельда (5) и Массу (7). Никому не уступили места для поцелуев рекруты Jaguar и Minardi, хотя их чуть было не подвинул Жак Вильнев (17).
Сама гонка прошла под контролем Scuderia. Отдадим конюшне должное - стоило после разворота Пани на трассу выйти Safety Car, как она одновременно зазвала обоих пилотов на pit stop. Машина безопасности оказалась востребованной еще однажды - после тяжелой аварии Хайдфельда, при старте, кстати, пробившегося на 3-е место, и Сато. Автомобили увезли в утиль, Сато - в госпиталь Граца, откуда он, надеюсь, благополучно вышел на следующий день.
По-прежнему не идет шайба в ворота у Jaguar - де ла Роса из-за коварства дросселя оказался не у дел уже на 1-м круге, в середине гонки гидравлика подвела Эдди Ирвина.
Во всей красе предстал Жак Вильнев, под занавес вышедший на 5-ю позицию, однако и с ним фортуна обошлась не по заслугам - на последнем круге красиво горел хондовский мотор на его BAR004. Его же место в финишном протоколе занял Физикелла, принеся первые 2 очка Jordan. Притормозил крестовый поход на Култхарда Баттон - на сей раз он уступил шотландцу одну позицию, но грозился компенсировать этот откат на Ральфе и Монтойе.
И на ход ноги - светская хроника. 14 мая в Монако принц Альбер обнародовал имя обладателя Laureus Award - премии, присуждаемой лучшему спортсмену мира. Так вот, это имя звучит просто: Михаэль Шумахер. К слову, на это звание (и соответственно, трофей) претендовали также гольфист Тайгер Вудс, велосипедист Лэнс Армстронг, пловец Иан Торп и Морис Грин - достойная компания.
МАРИНА КЛОПОВА