Северо-Запад
ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС - ОН ТРУДНЫЙ САМЫЙ
16 май
Первенец отечественного атомного арктического флота ледокол "Ленин" стоит на приколе уже 13 лет. В 1989 году только что перезаряженный реактор ледокола заглушили. Специалисты утверждают, что у корабля был еще достаточный "запас прочности", но тогда сработал "чернобыльский синдром".
Сегодня из корабля делают музей. Даже строка соответствующая в федеральном бюджете за прошлый год имелась. Правда, всего 500 тыс. рублей, что для восстановления судна явно недостаточно: только на содержание "Ленина" необходимо 5 млн рублей в год. В основном это плата за причальный фронт, электроэнергию, воду и прочие сборы. А если учесть, что в ходе ремонта нужно менять все: трубопроводы, кабельные соединения, красить огромные площади и т. д., можно представить себе суммы, которые необходимы для того, чтобы хотя бы в 2003 году "Ленин" наконец-то встал на свою вечную стоянку.
Интересно, что впервые сделать "Ленин" музеем хотели сразу же после выведения его из "боевого" состава флота. Определили ему место стоянки - на Неве, тогда еще в Ленинграде. Моряки даже сняли винты и уменьшили осадку судна, чтобы пройти по Морскому каналу. Но тут грянули перемены...
Кстати, первый в стране атомный ледокол построили в рекордные сроки. В 1956 году судно заложили, через год спустили на воду, в 1959 году "Ленин" вошел в строй, а в 1960-м уже открыл первую для себя арктическую навигацию. Для сравнения: последний из заложенных в России атомоходов - ледокол "50 лет Победы" - строят на Балтийском заводе уже 11 лет. В него вложено около 135 млн долларов, но на достройку необходимо еще 90 млн, которых нет. Причем, как утверждает первый заместитель министра транспорта РФ Вячеслав Рукша, если немедленно не будут найдены хотя бы 30-40 млн, то "взамен истраченных средств мы получим на три миллиона долларов металлолома".
А ледоколы нужны, как никогда. В ближайшие год-два начнутся разработки Тимано-Печорского и Штокмановского месторождений. А недавним распоряжением главы правительства для иностранных судов "разморожены" 47 морских портов и гаваней, расположенных в устьях северных рек. Кто поведет туда "иностранцев"?
Впрочем, если не будут найдены средства, печальная судьба ждет и ветерана арктического флота. Ситуация та же, что и с ледоколом "50 лет Победы". Сегодня ремонт "Ленина" осуществляется за счет специального фонда, в котором аккумулируются спонсорские средства - взносы делают практически все морские организации Мурманска. Но ведь атомоход "Ленин" - это история всей страны. В те годы построить корабль с атомным реактором планировали многие, в том числе Япония и Германия. А смогла только наша страна. К тому же ледокол находится в федеральной собственности, поэтому, по идее, именно из федерального бюджета должны идти основные средства на создание уникального музея.
Ледокол хотя и меньше размерами, чем его последователи, и сегодня поражает воображение. Обшитые красным деревом каюты, дубовые поручни, латунные полоски на комингсах, кают-компания с отдельным помещением для курящих и музыкальным салоном. Между прочим, именно здесь Александра Пахмутова впервые исполнила "Усталую подлодку". Здесь бывали Фидель Кастро и Юрий Гагарин, президенты, премьеры и короли...
Еще одно уникальное "свойство" ледокола. За все годы, более чем за четыре десятка лет, с ходового мостика "Ленина" отдавали команды только три капитана. Первым это сделал Павел Пономарев. Он уже был на пенсии и жил в Ленинграде, когда в нему домой приехал тогдашний министр Бакаев и предложил "покапитанствовать" на еще только строящемся судне. Павел Акимович, который нажил за долгие годы работы в Заполярье массу болячек, отказался, сославшись, что привык командовать с открытого мостика, а не из крытой ходовой рубки, да и палуба, мол, там железная, а ему по душе деревянная.
Министр уехал, а к вечеру снова пришел к ветерану в гости. Внизу, у подъезда, стояла оформленная на Пономарева "Волга", а в руках у министра были поправки в проект, по которым управление продублировали на мостик, а палубу должны были покрыть деревом. И все сделали, как обещали, всего за несколько дней. После двух навигаций Пономарев передал судно Борису Соколову, который командовал им 41 год, 6 месяцев и 16 дней, до 2002 года. Он умер, добившись, чтобы "Ленина" не пустили "на иголки", но не успел отвести корабль к месту вечной стоянки.
Остается надеяться, что это сделает нынешний капитан ледокола Александр Костерин. Если, разумеется, страна не забудет о своей истории и о Севере. В свое время "Ленин" прошел во льдах 560 тыс. миль. Его последний рейс - от стенки завода, где он сегодня стоит, до причала Мурманского морского вокзала - будет значительно короче - не более мили. Но пройти их ветерану, как оказалось, гораздо труднее.
АНДРЕЙ КУЛИКОВ, Мурманск
Сегодня из корабля делают музей. Даже строка соответствующая в федеральном бюджете за прошлый год имелась. Правда, всего 500 тыс. рублей, что для восстановления судна явно недостаточно: только на содержание "Ленина" необходимо 5 млн рублей в год. В основном это плата за причальный фронт, электроэнергию, воду и прочие сборы. А если учесть, что в ходе ремонта нужно менять все: трубопроводы, кабельные соединения, красить огромные площади и т. д., можно представить себе суммы, которые необходимы для того, чтобы хотя бы в 2003 году "Ленин" наконец-то встал на свою вечную стоянку.
Интересно, что впервые сделать "Ленин" музеем хотели сразу же после выведения его из "боевого" состава флота. Определили ему место стоянки - на Неве, тогда еще в Ленинграде. Моряки даже сняли винты и уменьшили осадку судна, чтобы пройти по Морскому каналу. Но тут грянули перемены...
Кстати, первый в стране атомный ледокол построили в рекордные сроки. В 1956 году судно заложили, через год спустили на воду, в 1959 году "Ленин" вошел в строй, а в 1960-м уже открыл первую для себя арктическую навигацию. Для сравнения: последний из заложенных в России атомоходов - ледокол "50 лет Победы" - строят на Балтийском заводе уже 11 лет. В него вложено около 135 млн долларов, но на достройку необходимо еще 90 млн, которых нет. Причем, как утверждает первый заместитель министра транспорта РФ Вячеслав Рукша, если немедленно не будут найдены хотя бы 30-40 млн, то "взамен истраченных средств мы получим на три миллиона долларов металлолома".
А ледоколы нужны, как никогда. В ближайшие год-два начнутся разработки Тимано-Печорского и Штокмановского месторождений. А недавним распоряжением главы правительства для иностранных судов "разморожены" 47 морских портов и гаваней, расположенных в устьях северных рек. Кто поведет туда "иностранцев"?
Впрочем, если не будут найдены средства, печальная судьба ждет и ветерана арктического флота. Ситуация та же, что и с ледоколом "50 лет Победы". Сегодня ремонт "Ленина" осуществляется за счет специального фонда, в котором аккумулируются спонсорские средства - взносы делают практически все морские организации Мурманска. Но ведь атомоход "Ленин" - это история всей страны. В те годы построить корабль с атомным реактором планировали многие, в том числе Япония и Германия. А смогла только наша страна. К тому же ледокол находится в федеральной собственности, поэтому, по идее, именно из федерального бюджета должны идти основные средства на создание уникального музея.
Ледокол хотя и меньше размерами, чем его последователи, и сегодня поражает воображение. Обшитые красным деревом каюты, дубовые поручни, латунные полоски на комингсах, кают-компания с отдельным помещением для курящих и музыкальным салоном. Между прочим, именно здесь Александра Пахмутова впервые исполнила "Усталую подлодку". Здесь бывали Фидель Кастро и Юрий Гагарин, президенты, премьеры и короли...
Еще одно уникальное "свойство" ледокола. За все годы, более чем за четыре десятка лет, с ходового мостика "Ленина" отдавали команды только три капитана. Первым это сделал Павел Пономарев. Он уже был на пенсии и жил в Ленинграде, когда в нему домой приехал тогдашний министр Бакаев и предложил "покапитанствовать" на еще только строящемся судне. Павел Акимович, который нажил за долгие годы работы в Заполярье массу болячек, отказался, сославшись, что привык командовать с открытого мостика, а не из крытой ходовой рубки, да и палуба, мол, там железная, а ему по душе деревянная.
Министр уехал, а к вечеру снова пришел к ветерану в гости. Внизу, у подъезда, стояла оформленная на Пономарева "Волга", а в руках у министра были поправки в проект, по которым управление продублировали на мостик, а палубу должны были покрыть деревом. И все сделали, как обещали, всего за несколько дней. После двух навигаций Пономарев передал судно Борису Соколову, который командовал им 41 год, 6 месяцев и 16 дней, до 2002 года. Он умер, добившись, чтобы "Ленина" не пустили "на иголки", но не успел отвести корабль к месту вечной стоянки.
Остается надеяться, что это сделает нынешний капитан ледокола Александр Костерин. Если, разумеется, страна не забудет о своей истории и о Севере. В свое время "Ленин" прошел во льдах 560 тыс. миль. Его последний рейс - от стенки завода, где он сегодня стоит, до причала Мурманского морского вокзала - будет значительно короче - не более мили. Но пройти их ветерану, как оказалось, гораздо труднее.
АНДРЕЙ КУЛИКОВ, Мурманск